МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «КУКОЛКА ДОБРЫХ ВЕСТЕЙ»
Приобщение детей к народной культуре, развитие у них интереса к истории, традициям, искусству своего народа – одна из актуальных задач нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном образовании. Одним из интересных и эффективных методов работы с детьми в данном направлении выступает ознакомление с народной игрушкой, в частности с народной куклой.
Традиционная народная кукла почти не изменилась с тех давних пор, как ее придумали наши предки. Куклы бережно передавались из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки – к внучке. Интерес к народной кукле может развиться при условии участия ребенка в продуктивной деятельности, ручном труде по самостоятельному изготовлению подобных изделий.
Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток, создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать, постигать свои корни. В последнее время возрастает ценность ручного творчества. Предметы, изготовленные своими руками, несут особую энергетику их создателей. А народная кукла, да к тому же сделанная своими руками, никогда не надоест. Через эти милые поделки дети начинают постигать свою историю. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении народной куклы.
Задачи:
Участники мастер-класса: педагоги детских садов.
Место проведения: Уголок краеведения («Горница») в подготовительной к школе группе д/с «Светлячок»
Планируемые результаты:
Ход мастер-класса:
ВВОДНЫЙ ЭТАП.
Звучит спокойная народная музыка.
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, доброго вам вечера! Сегодня в этой уютной избе мы собрались, как раньше в давние времена собирались на посиделки наши бабушки и прабабушки – рукодельничали, разговоры вели да делились друг с другом секретами своего мастерства. Сегодня вы поделитесь секретами изготовления народных кукол.
Но для начала предлагаю вам высказать свое мнение: какую роль играет кукла в воспитании девочки? Помните ли Вы свою куклу из детства?
Педагоги высказывают свое мнение.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Педагог: Кукла выступает для ребенка в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты.
Значимость и важность кукол в воспитании детей заключается в следующем:
Традиционной игрушкой в бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Существовали народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая и игровая.
Игровые куклы предназначались для игры, забавы ребенка.
Обрядовых кукол почитали, их ставили в избе в красный угол, такие куклы делались обычно с белым лицом. Они имели ритуальное значение.
Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье.
Обереговые куклы обязательно делались безликими, они защищали дом, семью, ребенка. Служили защитой от зла.
Сегодня мы с вами сделаем обереговые куклы.
Эти куколки – веселые, задорные, приносят в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Куколка-оберег является незаменимой помощницей, если что-то не ладится.
Так давайте же мы с вами поскорее приступим к изготовлению этих добрых, чудесных куколок.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (взять из методического пособия)
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП.
Вот какие замечательные куклы у нас получились!
Уважаемые коллеги, поделитесь своими впечатлениями: какие чувства вы испытывали при изготовлении куклы?
Педагоги делятся впечатлениями.
Кукла – создание талантливых рук и творение души человека. Пусть куколка, сделанная вашими руками, станет украшением и защитой вашему дому, а может быть, кто-то из вас захочет подарить ее хорошему человеку.
А мне хочется пожелать всем вам побольше добрых вестей, радости и благополучия. Мира и радости вашему дому!