Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


В.В.Козлов.Современный гитарный композитор, российский гитарист, преподаватель

ЦельОбзор творчества современного гитарного композитора В.В.Козлова Задачи -Выяснить особенности биографии композитора -Изучить основные направления в творческом наследии композитора -Знакомство с исполнительскими достижениями -Характеристика общественной деятельности композитора -Познакомиться с особенностями педагогических идей В.В.Козлова

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

Детская музыкальная школа им. А. С. Аренского

Доклад

на тему:

«В. В. Козлов (10.01.1958-12.02.2021)

Современный гитарный композитор, российский гитарист, преподаватель»

Федор Козлов 6 класс,

Поздняков Вячеслав 8 класс

(творческий руководитель

Преподаватель Киселева Т.В.)

Москва 2022

Сейчас ему было бы 64 года…

Виктор Викторович Козлов родился на Южном Урале в г. Челябинске. Начал заниматься в музыкальной школе с 8 лет. Первым преподавателем на гитаре был Ш. Х. Мухатдинов, (композитор, аранжировщик, педагог). По примеру своего наставника В. Козлов начал уже в 10 лет сочинять пьесы для гитары. Затем, в возрасте 21 год поступил в Челябинское музыкальное училище по классу классической гитары у Г. И. Федоренко. Одновременно посещал уроки композиции у Ю. Е. Гальперина (основателя Челябинского отделения Союза композиторов).Далее поступил в Челябинскую государственную консерваторию где также занимался сочинениями под руководством композитора Л. С. Сидельникова и закончил высшее заведение в 1988 году ( класс классической гитары- В. М. Дерун)

После получения музыкального образования начал заниматься сочинением оригинальных произведений для классической гитары, концертным исполнительством и преподавательской деятельностью.

Он стал одним из важнейших основателей Южно-Уральской гитарной школы игры на гитаре, составил гитарные программы для всех ступеней обучения.По итогам многолетнего труда в сфере искусства, получил звание профессора, много лет был заведующим кафедрой народных инструментов Челябинского института музыки имени П.И.Чайковского.

За концертную просветительскую работу в составе Трио гитаристов Урала он был награжден званием Заслуженного Артиста России и Заслуженного деятеля ВМО.

Творческое наследие композитора.

Сочинять музыку В. Козлов начал с детского возраста. Первые значительные опусы были написаны в музыкальном училище: струнный квартет; трио для флейты, альта и гитары; вариации для фортепиано, “Хоровод и пляска” для гитары соло. В дальнейшем предпочтения были отданы сочинению миниатюр для сольной гитары и трио гитар.

Как композитор, В. Козлов в 1982 году получил Диплом 1 степени в Донецке, в 1988 году в городе Москве, на конкурсе гитарных сочинений была отмечена Дипломом сюита для гитары “Черный тореадор”. Первое международное признание пришло к композитору в 1989 году в городе Эстергоме в Венгрии. Там он стал лауреатом конкурса композиторов на IX Международном гитарном фестивале.

В. Козлов написал более 200 произведений. Для гитары соло, гитарные ансамбли и ансамбли гитары с другими инструментами. Его сочинения публикуются и стали известны не только в России, но и в других странах: в Англии, Германии, Италии, Польше, Финляндии и т.д.

Эта современная музыка для гитары, написанная с тонким профессиональным юмором и определенной программностью, очень привлекает всю музыкальную общественность.

Сам композитор в статье, написанной Натальей Рубинской «Уральский уникум+фея колыбельных», о своих сочинениях размышлял так: «Я чувствую требования народа, и, к счастью, аудитория всегда мне помогает. Слушатели четко проявляют свой «художественный запрос», а я - тот самый автор, что считает: музыка должна быть. понята самому широкому кругу! Потому-то и избегаю всяческой зашифрованности, многозначительности. Гитара - инструмент, для которого нужно писать музыку очень хорошо. Для этого ты должен в совершенстве владеть ею».

Английский гитарист и музыкальный критик Пол Фаулес в английском журнале «Классическая гитара» написал так: «Являясь автором оригинальных миниатюр мирового класса, В. Козлов-первый из талантливых композиторов комедийных произведений, что само по себе очень редкое качество в насыщенном мире современной музыки»

В статье «Уральский уникум+ фея колыбельных» Наталья Рубинская уточняет: «Чтобы создать свежий, незатертый, часто гротескный или буффонадный образ, композитор- он же лучший исполнитель, отлично пользуется мимансом, шуточными аксессуарами вроде шариков, шляп, смычков и ложек»

Наибольшей популярностью пользуются юмористические пьесы В.Козлова: “Восточный танец” (1982), “Марш солдатиков” (1985), “Маленький детектив” (1990), “Танец охотника” (1997), “Кискино горе” (1999)

Ансамблевые пьесы-“Камерные ансамбли для флейты и гитары” (2017), “Фокус-покус” дуэты для домры и гитары (2018)

Cочинения для гитары с оркестром: “Концертино” (1987), “Былина и русский танец” (1995), “Буффонада” (1997), регтайм для гитары с русским народным оркестром “Вакцина против гриппа”(2017)

Для трио гитар:” Эстергомский вальс”(1997), “Изумруд”(1998)

Пьесы для гитары соло: “Летучий голландец”(1997), “Баллада для Елены Прекрасной”(1997), “Малахит”(1997),“Черный тореадор”(1988), “Посвящение Земле русской”(2000), “ Адриатика в тумане”(2000), токката “Формула I” (2005), “Белая королева”(2018), “Магия гитары”- романс для гитары solo(2018), “Волшебство мыльных пузырей”(2018), Соната “Drammatico”(2018), также в 2021 году композитор работал над созданием ещё одного сочинения под символичным названием “ Ангел”. Оно было закончено уже после его смерти супругой композитора Еленой Попляновой.

Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Издательствами изданы сборники музыкальных произведений для юных гитаристов: “Детская сюита”, “Маленькие тайны сеньориты Гитары” / Детский альбом юного гитариста, который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России, “Сеньорита Гитара в цирке”/Альбом юного гитариста(2005), “Кругосветное путешествие сеньориты Гитары”/Альбом юного Гитариста(Песни и танцы народов мира)(2005), “Морские приключения сеньориты гитары”/Альбом юного гитариста(2007).

Его произведения включили в свой репертуар гитаристы Н. Комолятов (Москва), В. Жадко (Киев), Т. Вольская (США), А. Хорев (С.-Петербург), Е. Гредюшко (Белоруссия), С. Динниган (Англия), дуэт "Каприччиозо" (Германия), их также исполняли Трио гитаристов Урала (В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Ковба) и инструментальный дуэт "Концертино" (Екатеринбург) и многие другие. В Челябинске музыкант сотрудничал с камерным оркестром "Классика", Государственным оркестром народных инструментов "Малахит", оркестром народных инструментов Челябинского высшего музыкального училища.

Концертная и просветительская деятельность

Лауреат I премии Первого областного конкурса исполнителей на русских народных инструментах в Челябинске в 1988 году и Дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в Нижнем Новгороде в 1990, В. Козлов всю свою жизнь с увлечением занимался сольной и ансамблевой деятельностью. Специально для него были написаны: О. Киселев “Зимняя сюита”, “Ноктюрн” А. Рябчикова, “Прелюдия и токката” А. Мордуховича, композитор из Челябинска Е. Поплянова написала Сонату для гитары, Концерт для гитары с оркестром, “Музыкальный десерт” для гитары и народного оркестра, “ Милонга, Танго, Румба”.

Он играл в дуэтах с флейтистом А. Абдурахмановым, с домристкой Т. Вольской, с А. Быковым(балалайка), в Трио гитаристов Урала.

Известный ансамбль -Трио гитаристов Урала был создан в 1990 году, как виртуозный ансамбль классических гитаристов шестиструнников. Виктор Козлов говорил, что, эта идея появилась, когда начали составлять программу Первого всесоюзного фестиваля гитарстов, который проводился в 1991 году в городе Челябинске. Выяснилось, что, солистов очень много, а ансамблей -мало, поэтому, В. Козлов, В. Ковба, Ш. Мухатдинов, решили компенсировать этот пробел собственными силами. Трио гитаристов сначала подготовили короткую программу, а потом поняли, что играть вместе - это очень увлекательное занятие.

Первое публичное выступление коллектива состоялось 19 ноября 1991 года. В программе прозвучали переложения композиторов эпохи барокко и классицизма, также три пьесы В. Козлова: “Хоровод”, “Вальс”, фантазия “Фламенко”.

Трио гитаристов исполняли оригинальные пьесы для гитары и переложения классических произведений. Всего было сыграно более 150 произведений. Для этого ансамбля были специально написаны произведения отечественных и зарубежных композиторов: С. Ильина,Д. Довгопола, Е. Попляновой, И. Рехина, Ю. Гальперина и ,конечно же, В. Козлова , а также П. Белинатти(Бразилия), А. Уркузунова(Болгария), В. Пельки(Финляндия) и др.

Ансамбль концертировал по России, Польше, Финляндии. Профессор Института музыки Хельсинки Юсипекка Рананьяки после одного из концертов написал в журнале «Гитарист»: - «Музыканты играют настолько слаженно, что создается впечатление, что будто звучит один инструмент, обладающий большим разнообразием тембров и красок. Тонко подобранная динамика придает звучанию пьес чрезвычайную яркость. Я с удовольствием жду новых встреч с музыкантами Урала».

Последний раз в Финляндию Трио гитаристов отправилось в 2008 году и сыграли 8 концертов, каждый из которых проходил с очень большим успехом.

В этом же 1991 году стараниями участников Трио была создана Ассоциация гитаристов Музыкального общества Челябинской области ( ЧОО ОО «Всероссийское музыкальное общество»). Основной целью данной организации было обеспечение информацией профессиональных деятелей классической гитары Уральского региона. По высказыванию В. Козлова: «Основная наша задача семинаров классической гитары- помочь преподавателям и их ученикам освоить ту методику, которую мы привозим из других городов. Она во многом более продвинутая и более комфортная». Анонсировались тенденции развития гитарного искусства как в нашей стране, так и за рубежом.

Также одним из направлений Ассоциации классической гитары, стала организация и регулярное проведение Уральских фестивалей классической гитары.

В. Козлов был председателем Челябинской областной Ассоциации классических гитаристов, он и стал инициатором проведения в Челябинске международных фестивалей "Классическая гитара на Урале" с 1991 года. Позже фестиваль был дополнен конкурсом и изменил свое название на
Всероссийский фестиваль-конкурс «Гитара в России».

Фестивали классической гитары начались в 90 е годы, это время перестройки. Тогда страна жила трудно, люди пытались заработать на еду, устроиться в тяжелое время. Казалось, искусство забыто и ни к чему. Однако, фестиваль выжил, выстоял, укрепился. Город Челябинск, кроме стальной промышленности и заводов, стал обладать еще и своей особой гитарной культурой.

В настоящее время, фестиваль классической гитары на Урале-это большое мероприятие, которое состоит из концертов, из конкурса молодых исполнителей, мастер-классов ведущих российских и зарубежных преподавателей и исполнителей, семинаров по проблемам гитарного искусства, теле и радиопередачи, презентаций новой литературы для классической гитары.

На фестиваль в разные годы были приглашены такие известные гитаристы, как: Н. Комолятов, А. Бардина, С. Руднев (Москва), Л. Карпов(Санкт-Петербург), Д. Довгопол, В. Останин(Екатеринбург), Ю. Кузин, Е. Лебедева, В. Горбач (Новосибирск), И. Кузнецов (Магнитогорск), М. Симич (Швеция), В. Пельки (Финляндия), С. Ландестад (Норвегия) и др.

Педагогическая деятельность

В.Козлов с 1987 года занимался педагогической деятельностью, много лет преподавал в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.И. Чайковского, кафедре народных инструментов Челябинского института музыки имени П. И. Чайковского.

Среди его учеников лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы "Новые имена": Ирина Куликова, Екатерина Пушкаренко, Евгений Пушкаренко, Олег Киселев, Дмитрий Иванченко, Дмитрий Чернов.

Очень точно высказывались о своем преподаватели его ученики:

«Виктор Викторович-наше Солнце, а мы его ученики-планеты, вращающиеся около него!»

Вот как рассказывает об уроках со своим преподавателем его ученица Екатерина Пушкаренко в своей статье «Виктор Козлов. Воспоминания»:

«Первым делом В.В. Козлов сказал, что нужно причесать технику, т.к. мы играли быстро, но не отчетливо проговаривали все ноты и чувство ритма тоже хромало. Занимались разными упражнениями и этюдами Э. Пухоля. Свои собственные этюды Виктор Викторович тоже нам давал, один из них мне особенно нравился. Это был хроматический этюд “Пчелка”на развитие пассажной техники. Многие упражнения В. В. Козлова я и сейчас даю своим студентам, такие, как скачки, тетрахорды и др. Огромное значение было отведено работе над звукоизвлечением и работе левой руки с вибрато. Уроки не проходили, а пролетали как один миг, так было интересно и увлекательно»

«Слушая много разной музыки, я старалась копировать старых мастеров-исполнителей. Виктор Викторович спрашивал меня, откуда взялся тот или иной элемент, привнесенный в музыку? Я признавалась в копировании одного известного исполнителя, на что мой учитель отвечал мне: «Ты должна играть не как Джон Вильямс или Дэвид Рассел, а как ты сама это чувствуешь, опираясь на знания гармонии и фразировки. Иначе появляется некая искусственность в музыке, игра не от своего имени. Ты должна играть это как сыграла бы Екатерина Пушкаренко!»»

«Как важно вначале своего творческого пути встретить такого удивительного учителя и музыканта с большой буквы, который и правильно направит и не подавит своей личностью, а даст возможность раскрыть свой талант. Я очень благодарна моим родителям за то, что, несмотря на все сложности они приняли правильное решение, и отправили нас с братом учиться именно к В. В. Козлову. Если бы этого не случилось, то я бы сейчас не была бы тем, кем я сейчас являюсь»

Многие ученики В. Козлова запомнили точные, с тонкой долей юмора, крылатые фразы своего талантливого учителя:

В 2018 году было опубликовано интервью с В. Козловым в сети Интернет от Guitar Solo «Играть на гитаре до последней минуты. Интервью с Виктором Козловым».

Главный девиз в жизни музыканта- «Играть на гитаре до последней минуты».

В беседе В. Козлов рассказывал, что, очень много концертирует, регулярно участвует в работе жюри на гитарных конкурсах и фестивалях таких как: «Виртуозы гитары» г. Санкт-Петербург, «Гитара в России» г. Челябинск, «Классическая гитара» г. Новосибирск, «Кубок Урала» г. Магнитогорск и др. Объяснял, что сложность профессии преподавателя заключается в постоянной учебе, в постоянном поиске нового материала, знакомства с новыми методиками обучения, обладания огромного терпения по отношению к своим ученикам.

Вот небольшая выдержка из блиц-интервью:

Сергей Бородин-Что по Вашему счастье? В чем оно может выражаться и проявляться?

Виктор Козлов-Иметь возможность свободно заниматься любимым делом.

С.Б.-В чем Вы видите смысл жизни человека?

В.К.-Сохранить и передать дальше накопленные знания.

С.Б.-Есть ли у Вас осознанная самая главная цель или миссия в жизни? Если не секрет, расскажите об этом, пожалуйста.

В.К.-Я люблю музыку и мой любимый инструмент -Гитара. Свою задачу вижу в том, чтобы по мере возможностей разнообразить репертуар современных гитаристов-шестиструнников.

В 1998 на студии звукозаписи “U-Saund” вышел CD-диск Козлова “Медитация для гитары соло” с произведениями современных композиторов и собственными сочинениями. На CD записаны также: “Черный тореадор”, сюита для гитары соло (1988); “Баллада для Елены прекрасной” — для гитары соло (1997), “Эхо бразильского карнавала”(2003)

Используемая литература:

Бородин С. «Играть на гитаре до последней минуты. Интервью с Виктором Козловым» интернет -портал GuitarSolo 2018г.

https://guitarsolo.info/ru/guitar-articles/igrat-na-gitare-do-poslednei-minuty-interviu-s-viktorom-kozlovym/

Горюк О. «Трио гитаристов Урала-10 лет», журнал «Информация В.М.О.» №11, 2002г.

Звоницкая Ю. «Первый Юбилей» журнал «Гитарист» №3, 1997г.

Иванова Л. «Уральский самоцвет» журнал «Гитарист» №2 2005 г.

Иванова Л. «VI фестиваль классической гитары на Урале», журнал «Гитарист» №1, 1998г.

Иванова Л. «Труд и неустанный поиск» журнал «Народник» №4, 1997г. г.Москва.

Кочеков В. «Уральский гитарный Юбилей» журнал «Народник» №1, 2002г. г.Москва.

Мурашова Н. «Классическая гитара на Урале» журнал «Гитарист» №1, 1999г.

Сизова Е. «Концертный зал Челябинского Высшего Музыкального Училища заполнен до отказа» журнал «Гитарист» №1, 2002г.

Пушкаренко Е. «В.В.Козлов.Воспоминания Екатерины Пушкаренко» интернет портал Queenguitar.ru 2019г.

https://queenguitar.by/guitar-news/premera-sochineniya-viktora-kozlova-i-konkurs-gitaristov-v-koblence

Рубинская Н. «Уральский уникум и фея колыбельных» журнал «АВТОГРАФ Челябинск-арт» №3, 1999г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области