Отчет
о результативности деятельности воспитателя с родителями
воспитателя отделения диагностики и социальной реабилитации
ГКУ СО КК «Выселковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Ардашевой Светланы Александровны
На сегодняшний день работа педагогов и специалистов социально-реабилитационного центра с семьями воспитанников очень значима и актуальна. Так как дети поступают к нам в основном из неблагополучных семей с отсутствием культуры поведения, из конфликтных семей, а также педагогически-несостоятельных семей.
Работая с детьми первой реабилитационной группы (от 3 до 18 лет), у большинства воспитанников наблюдается сильная привязанность к семье, дети этого возраста всегда положительно отзываются о своих родных, любят их, какой бы образ жизни они не вели. Поступившие к нам дети очень скучают по родителям, переживают за них. Поэтому с нетерпением ждут звонка или приезда родителей в гости. Так как многие родители не лишены родительских прав, то мной и другими специалистами ведется активная работа по поддержанию родственных связей между несовершеннолетними и родителями. Часто родители звонят детям, приезжают в гости, привозят гостинцы, интересуются успехами своих детей.
Эффективность работы с родителями определяется выбором форм воздействия, целью которых является установление доверительных отношений с детьми, родителями, воспитание потребности делиться своими проблемами и совместно решать их.
На практике приходиться сталкиваться с семьями различными по социальному статусу. Для одних требуется жесткость, для других подбадривание. Моя роль, как воспитателя, заключается в том, чтобы найти контакт с каждым родителем и ребенком, помочь им решить детско-родительские конфликты.
При работе с родителями, для решения конфликтов, налаживания доверительных отношений с ребенком, донести до родителей нужную информацию, использую следующие формы работы:
- консультации;
- индивидуальные беседы;
-наглядную пропаганду (памятки, буклеты, оформление информационного стенда);
- привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в реабилитационном центре;
- приглашение родителей на праздничные мероприятия, проходящие в центре;
- проведение деловых игр совместно с детьми.
В начале работы с родителями пытаюсь выяснить причину конфликта с ребенком, выявить слабые и сильные стороны ребенка. Доношу до родителей, что нужно относиться к ребенку, как к равному себе, понимать интересы ребенка, идти на сотрудничество с ним, но и соблюдать свои обязанности.
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе контактов между педагогом и родителями. Поэтому свою работу я строю на доверительных отношениях с родителями, стараюсь пробудить в них материнские и отцовские чувства.
В окончании реабилитационного периода несовершеннолетних, анализирую проделанную работу, подвожу итоги.
С родителями при встрече регулярно провожу беседы, консультации о необходимости занятий трудовой деятельностью совместно с детьми в семье, привитии им трудовых навыков, необходимых для занятий ручным трудом, развитие санитарно-гигиенических навыков, привитие здорового образа жизни и другие. В индивидуальных беседах устанавливаю педагогический контакт с родителями.
Родители наших воспитанников, навещая детей, могут увидеть в коридорах центра информационные стенды, из которых могут узнать информацию: о выше стоящих организациях, контролирующих деятельность СРЦН, информацию о педагогическом составе, информацию о том, какие услуги предоставляет центр, а также все официальные данные: адрес электронной почты, номера телефонов. Родители могут получить информацию следующего характера: режим дня всех групп; сетка проведения занятий, клубов по интересам, мероприятий, развлечений и праздников.
Наглядная пропаганда позволяет мне не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, памяток, буклетов и другие, но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Им раздаются памятки, буклеты на темы «Как предупредить суицид», «Если ребенок начал курить», «Конфликты в семье», «Причины самовольных уходов», «Советы заботливым родителям», «Секреты правильного питания» и другие.
Особое значение придаю культурно-массовым мероприятиям, где родители являются активными участниками, тем самым сближая семейные отношения.
Регулярно при встречах с родителями дети дарят им поделки, открытки, аппликации, сделанные самостоятельно. Тем самым показывает им свою любовь, заботу, трепетное отношение.
Привлекаю родителей к созданию предметно-развивающей среды в реабилитационном центре, организую выставки детских и совместно со взрослыми творческих работ.
Таким образом, многие родители становятся на путь исправления.
Целью проведения деловых игр является сближение участников игры, выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В результате игры родитель и ребенок находят наиболее правильные пути разрешения конфликта, что помогает им в дальнейших взаимоотношениях.
В результате проведенных социально-реабилитационным учреждением мер по социально-психологической реабилитации и преодолению трудной жизненной ситуации в семье примерно каждый третий ребенок возвращается в родную семью.
Совместная работа воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, специалистов по социальной работе и администрации центра по плану работы с неблагополучными семьями можно считать успешно выполненной.
Мною были проведены беседы с родителями воспитанников моей группы по теме: «Права и обязанности родителей», «Наказания и поощрения в воспитании ребенка», «Конфликты в семье», «Воспитание без наказания». Иногда консультирую родителей по телефону, отвечаю на вопросы, касающиеся их ребенка.
В дальнейшем в своей работе буду также с добротой, пониманием, терпением, уважением относиться к родителям несовершеннолетних.