Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей раннего возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 3 курса

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование,

Группа ДО-3ф(1)

КОНДРАТЬЕВА

Дарья Олеговна

Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей раннего возраста

Курсовая работа

Руководитель:

Журавлева Т.Ю.,

преподаватель высшей кв. категории

Дзержинск-2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...…6

1.1. Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста………………………………………………………………...6

1.2. Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей

раннего возраста………………………………………………………9

Выводы по главе 1……………..……………………………………………..….14

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР…….……………………………………………………15

2.1. Опыт практикующих педагогов по развитию мелкой

моторики у детей раннего возраста ………………………….……15

2.2. Методические рекомендации по развитию мелкой

моторики у детей раннего возраста………………………………..20

Выводы по главе 2…………….……………………………….……...…….…..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….……...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………....……………..…..28

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…31

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время важной проблемой становится полноценное развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Благодаря педагогическим исследованиям, известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятиями лепки и аппликации, не успевают за ребятами. Поэтому, возможностей освоения мира детьми оказываются обеднёнными.

Проблема развития мелкой моторики у детей раннего возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В требованиях ФГОС ДО говорится о необходимости создания условий для развития координации движений, развития мелкой моторики рук, предметной деятельности [1].

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Проблему развития мелкой моторики у детей изучали такие авторы, как М. А. Аншакова, Т.А. Власова, Н.В. Гатанова, Н.И. Пахомова, М.С. Певзнер Е.Г. Тунина и др.

Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют моторику, как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. При этом выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику [3, с.16].

Пальчиковые игры оказывают влияние на пальцевую пластику, при этом руки становятся послушными, это помогает детям в выполнении мелких движений, нужных в рисовании, а в последующем и при письме. Пальчиковые игры ученые рассматривают, как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это означает, что пальчиковые игры влияют на развитие мелкой моторики.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики у детей изучали такие авторы, как М. А. Аншакова, Н. В. Емельянова, В.В. Коноваленко,С.В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко, и др.

В настоящее время возникает противоречие между необходимостью использования пальчиковых игр в практике у детей раннего возраста и однообразием пальчиковых игр, используемых практикующими воспитателями.

Проблема данного вопроса состоит в следующем: при каких условиях развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр будет эффективным?

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Предмет исследования: организация пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Цель исследования: теоретическое обоснование роли пальчиковых игр в развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста

2) Раскрыть роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей раннего возраста.

3) Описать опыт практикующих педагогов в развитии мелкой моторики у детей раннего возраста.

4) Разработать методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, разработка практических рекомендаций.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют моторику, как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. При этом выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику [3, с.16].

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [10, с.45]. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс. Он развивается в хватательное движение, являющееся вначале нескоординированным. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5 –3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

По мнению Л.А. Коптеловой, в этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом [19].

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Л.А. Коптелова считала, что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка [19].

Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Таким образом, можно сделать вывод, что мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

1.2. Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей

раннего возраста

Пальчиковые игры — это эффективный способ развития мелкой моторики. Воздействие на мозг человека руки было известно с древних времён. Речевая область расположена в головном мозгу рядом с двигательной областью.

Важно отметить, что пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития ребенка.

Н.В. Емельянова отмечает, что пальчиковая гимнастика для детей или пальчиковая игра — это эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость [5, с.20].

М.А. Аншакова отмечает, что пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только мелкой моторики, но и творческой деятельности. Пальчиковые игры, как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности [1, c.1].

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма [2, с.20].

Перед игрой педагог с детьми обсуждает её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

М.А. Аншакова отмечает, что выбрав два или три упражнения, постепенно педагог заменяет их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляются в своём репертуаре и педагог возвращается к ним по желанию детей [2, с.2].

Педагог должен чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Таким образом, в процессе реализации с детьми пальчиковых игр педагог не принуждает детей, если у них что-то не получается, старается выявить и ликвидировать причину, дабы не отбить желание продолжить игру.

В.В. Коноваленко отмечает, что для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого из них [8, с.2].

Приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов - краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение): «Ладушки-ладушки...», «Мы делили апельсин...», «Этот пальчик хочет спать...», «Этот пальчик - дедушка.», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики здороваются»; «Колечко»; «Гуси щиплют травку»; «Осьминожки» и другие.

Следовательно, можно сделать выводы, что пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Таким образом, можно сделать выводы, что пальчиковые игры — это эффективный способ развития мелкой моторики. Ещё с древних времён было известно влияние воздействия руки на мозг человека. Речевая область расположена в головном мозгу рядом с двигательной областью.

Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития мелкой моторики, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития ребенка.

Выводы по главе 1

В первой главе нами была рассмотрена проблемароли пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей раннего возраста.

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Пальчиковые игры — это эффективный способ развития мелкой моторики. Воздействие на мозг человека руки было известно с древних времён. Речевая область расположена в головном мозгу рядом с двигательной областью.

Важно отметить, что пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития ребенка.

Пальчиковая гимнастика для детей или пальчиковая игра — это эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Пальчиковые игры, как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

2.1. Опыт практикующих педагогов по развитию мелкой

моторики у детей раннего возраста

Рассмотрим опыт работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста воспитателя Е.А. Малхасян.

Для достижения цели педагогом были поставлены следующие задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Содействовать нормализации речевой функции.

4. Улучшить общую двигательную активность

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов [20].

Развитие мелкой моторики осуществлялось систематически.

В группе для этого педагог создала следующие условия:

1. Был подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.

2. Создана предметно-развивающая среда.

3. Разработаны картотеки дидактических игр и пальчиковых игр.

4. Использовались различные виды продуктивной деятельности.

Для решения задач по развитию мелкой моторики педагог использовала разнообразные методы.

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы. При этом объяснение было предельно кратким: так как каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают. Учитывая эту возрастную особенность, педагог старалась широко использовать приемы наглядности: показывала предмет, давала детям возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, педагог предлагала выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, давала единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. Для совершенствования ручной умелости с детьми педагог использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Домик», «Прятки» «Зайчики» «Котёнок», «Здравствуй, пальчик», «Мы плывем на лодочке» и др., пальчиковый театр.

Также педагог разработала перспективный план кружка «Поделки для самых маленьких». Поделки развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Также один из способов совершенствования пальчиковой моторики является рисование. В своей работе педагог использовала традиционное и нетрадиционное рисование. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости [20].

Детям нравится рисовать пальчиками и ладошками. Таким способом дети рисовали на самые разнообразные темы: «Гусеница», «Кто пробежал по дорожке», «Ветка рябины», «Бабочка», «Цветочек для папы» и т. д.

Педагогом была разработана картотека дидактических игр.

1.Игры с прищепками: «Волшебные прищепки», «Хвостики у фруктов», «Колючий ежик».

2. Игры со счетными палочками: «Выложи солнышко из палочек», «Собери палочки».

3.Игры на наматывание: «Шаловливый котенок», «Разноцветные ленточки».

4.Игры с бросовым материалом: «Сюрприз», «Собери бусы».

5.Игры с природным материалом: «Угадай, что в мешочке», «Шишки на тарелке».

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику у детей раннего возраста.

Также рассмотрим опыт работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста воспитателя Ю.В. Матвеевой.

Ю.В. Матвеева в своей работе с детьми раннего возраста старается уделять особенное внимание развитию мелкой моторики. Работа по развитию кисти рук проводится систематически по 3-5 минут. Педагог подбирает игры и упражнения по возрасту детей, по различным темам.

Свою работу с малышами она начинает с массажа пальцев рук в течение 2-3 минут. С малышами для массажа использует крупные шарики, грецкие орехи, карандаши. Затем педагог начинает проводить более активные упражнения, тренирует движения пальцев рук при помощи игр «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока- белобока» и т. д. При этом использует при проведении упражнений игрушки-пищалки [21].

Педагог учит детей собирать и разбирать пирамидки, конструировать из кубиков, кирпичиков. Использует различные виды «вкладышей», «Вынуть»- «вложить», «открыть»- «закрыть» коробку, крышку. Учит собирать мелкие предметы двумя пальчиками, вместе с детьми перебирает крупные бусы, дети берут всей кистью крупные предметы, игрушки.

Перспективным приемом по развитию мелкой моторики является рисование пальчиками. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. В ходе совместной деятельности у детей формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения, побуждает называть нарисованный объект доступными ребенку речевыми средствами, стимулирует ребенка сопровождать действия речью.

Педагог опускает ладонь в краску и оставляет отпечаток на листе бумаги и малыши с удовольствием повторяют все, что ему показывает воспитатель. Педагог рисует на подносе - рассыпает манную крупу, затем берет руку ребенка в свою и повторяет с ребёнком «рисунок»: дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Педагог использует в своей работе тактильные мешочки, различные поверхности - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные. Даёт детям игрушки с различными наполнителями (песок, пуговицы, крупа и т. д.)

Игры с песком и водой снимают напряженность, развивают активность, стабилизируют эмоциональные состояния. Основные материалы - песок и вода, ребенок может использовать эти материалы так, как ему хочется- переливать, пересыпать, закапывать-откапывать, придавать форму. Педагог начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка, ребенок повторяет движения. «Проходим» ладошками и пальчиками оставляя следы, скользим по поверхности песка (как змейка, машинка, создаем узоры (солнышко, цветок). Все это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Дети с интересом надевают на пальчик игрушку, рассматривают и повторяют движения. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Педагог использует бумажные колпачки «Сорока-белобока», «Моя семья», сказки «Репка», «Колобок» [21].

Доставание мелких игрушек в «сухом бассейне» (наполненный рисом, фасолью). Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует ручку малыша, развиваются его тактильные ощущения. Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребенку с различной речевой патологией достигать заметных результатов в развитии.

Хорошее воздействие оказывают игры с карандашами, клубками, пазлы, лего, шнуровки, мозаика, застегивание пуговиц, складывание матрешек. Очень нравятся детям игры с липучками «Полянка медвежонка».

Также педагог использует на занятиях игры с фасолью, прищепками, «сухой дождь» с разноцветными лентами для закрепления цвета, природные материалы- шишки, желуди, камни.

Любят малыши игры с текстом песен, движениями Е. Железновой «Развивалочки от 1 года до 5 лет». Прослушивая их, у детей развивается речь, крупная и мелкая моторика, музыкальный слух, чувство ритма, координация движений.

Ю.В. Матвеева отмечает, что выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать определенные действия, изображать животных и предметы. Благодаря таким занятиям, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность, улучшается речь [21].

Таким образом, мы рассмотрели опыт работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста у педагогов Е.А. Малхасян и Ю.В. Матвеевой. И можно отметить, что в своей работе с детьми раннего возраста эти педагоги стараются уделять особенное внимание развитию мелкой моторики. Педагоги в своей работе активно используют всевозможные методы и приёмы, направленные на развитие мелкой моторики у детей.

2.2. Методические рекомендации по развитию мелкой

моторики у детей раннего возраста

Рассмотрим основные рекомендации по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Так, например, можно предложить малышу поиграть с сенсорной коробкой.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. При этом нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы.

Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Рисунок 1. - Сенсорная коробка

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Можно сделать малышу бизиборд.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Важно не забывать, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Рисуйте пальчиковыми красками.

Рисовать можно с 1 года и раньше, если малыша заинтересует это занятие. При этом для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. А сами краски должны быть как можно более яркими, так как блеклость грозит потерей детского интереса.

Важно отметить, что хотя рисование пальчиковыми красками ввиду своей повышенной простоты не кажется подходящим способом для развития двигательной активности, но даже такая гимнастика пальцами способна принести свои плоды. В процессе рисования ребенку приходится активнее шевелить пальчиками, благодаря чему он элементарно быстрее научится держать в руках ту же кисть.

Проведение с детьми пальчиковых игр.

Нужно придерживаться следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.

Перед игрой с детьми обсуждается её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой [1, с.3].

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

Таким образом, в развитии мелкой моторики у детей можно использовать сенсорную коробку, бизиборд, пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками.

Выводы по главе 2

Во второй главе был рассмотрен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста у педагогов Е.А. Малхасян и Ю.В. Матвеевой.

В работе с детьми педагог Е.А. Малхасян создала следующие условия:

1. Был подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.

2. Создана предметно-развивающая среда.

3. Разработаны картотеки дидактических игр и пальчиковых игр.

4. Использовались различные виды продуктивной деятельности.

Ю.В. Матвеева в своей работе с детьми раннего возраста старается уделять особенное внимание развитию мелкой моторики. Работа по развитию кисти рук проводится систематически по 3-5 минут. Педагог подбирает игры и упражнения по возрасту детей, по различным темам.

Перспективным приемом по развитию мелкой моторики является рисование пальчиками. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. В ходе совместной деятельности у детей формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения, побуждает называть нарисованный объект доступными ребенку речевыми средствами, стимулирует ребенка сопровождать действия речью.

Ю.В. Матвеева отмечает, что выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать определенные действия, изображать животных и предметы. Благодаря таким занятиям, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность, улучшается речь.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику у детей раннего возраста.

Также были приведены рекомендации по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена одна из важных проблем:роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей раннего возраста.

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Пальчиковые игры — это эффективный способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Пальчиковые игры, как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Нами был рассмотрен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста у практикующих педагогов Е.А. Малхасян и Ю.В. Матвеевой.

Педагоги отмечают, что выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать определенные действия, изображать животных и предметы. Благодаря таким занятиям, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность, улучшается речь.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику у детей раннего возраста.

Также были приведены рекомендации по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

В результате цель работы: теоретическое обоснование роли пальчиковых игр в развитие мелкой моторики у детей раннего возраста- достигнута. Основные задачи работы решены в полном объёме.

Перспективы дальнейшей работы видим в разработке плана мероприятий с родителями по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Данная работа будет интересна педагогам и студентам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155.- Москва : Сфера, 2016. - 52с. - ISBN 978-5-534-00952-1. - Текст : непосредственный.

2. Аншакова, М.А. Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего возраста [Текст] /М. А. Аншакова //Обучение и воспитание, методика и практика.-2014.-С.1-3.- – Текст : непосредственный.

3.Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве : пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Веракса А.Н, Веракса, Н.Е. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 80 с. - ISBN 978-5-86775-367-2. - Текст : непосредственный.

4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва: Просвещение, 1973. – 175 с. - Текст : непосредственный.

5. Гатанова, Н.В. Развиваю мелкую моторику : Пособие для подгот. детей к школе [Текст] /Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина.- Санкт-Питербург: «Детство-Пресс», 2000.-144с. -ISBN 5-272-00128-1. - Текст : непосредственный.

6. Емельянова, Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников [Текст] /Н. В. Емельянова //Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2. — С. 18-22. - Текст : непосредственный.

7.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учебное пособие [Текст] / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. — Москва: Академия, 2000, — 416 с. - ISBN 5-7695-0188-X. – Текст : непосредственный.

8. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений : учебное пособие [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - Москва: ООО «Гном-пресс», 2000.-16с. -ISBN 5-89334-071-X. 0- Текст : непосредственный.

9. Литвинова, О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности [Текст] / О.Э. Литвинова – Санкт-Питербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 256 с. - ISBN 978-5-906750-57-0. - Текст : непосредственный.

10. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребёнка [Текст] /Н. Ньюкомб.- Санкт-Питербург: Питер, 2010.-640с. -ISBN 5-272-00390-X. - Текст : непосредственный.

11. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – Москва: АСТ, 2006. – 479 с. - ISBN 978-5-17-055693-9. - Текст : непосредственный.

12. Пахомова, Н. И. Сравнительный анализ сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет [Текст] //Н.И. Пахомова / Молодой ученый. — 2018. — №26. — С. 167-169. - Текст : непосредственный.

13. Смирнова, Е.О. Детская психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 030900 “Дошк. педагогика и психология" [Текст] /Е.О. Смирнова. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 304 с. (Учебник для вузов); ISBN 5-691-00893-5.- Текст: непосредственный.

14. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов вузов /Л.Д. Столяренко.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2013. - 544с. -ISBN 5-222-02731-7. - Текст: непосредственный.

15. Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст] / Т.А. Ткаченко.- Москва: ЭКСМО, 2010.-48с. - ISBN 978-5-699-71030-0. - Текст: непосредственный.

16. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений /Г.А. Урунтаева. – Москва: Владос, 2015. –291с. --ISBN 5-7695-0282-7.- Текст : непосредственный.

17. Харламов, М. Ф. Педагогика : учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] /М.Ф. Харламов. - Москва: Гардарики, 2013. - 519с. -ISBN 5-8297-0004-2. - Текст : непосредственный.

18. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования /Д.Б. Эльконин. –Москва: Академия, 2011.-383с.-ISBN 978-5-7695-8389-6.- Текст: непосредственный.

19. Коптелова, Л. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста /Л.А. Коптелова.-Текст : электронный - URL: //https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-ranego-vozrasta-1066767.html (дата обращения: 15.11.2021.).

20. Малхасян, Е.А. Педагогический опыт воспитателя по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста 3–4 лет /Е.А. Малхасян. - Текст : электронный - URL: //https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-opyt-vospitatelja-malhasjan-e-v.html (дата обращения: 10.11.2021.).

21. Матвеева, Ю.В.Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста /Ю.В. Матвеева.- Текст : электронный - URL: //https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-ranego-vozrasta.html (дата обращения: 15.11.2021.).

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплекс пальчиковых игр

1.Пальчиковая игра «Паучок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили его детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало активно пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт вниз опять,

А за ним ползут все его детки,

Чтобы погулять на этой ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

2. Пальчиковая игра «Дом»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Я хочу построить домик,

(Руки сложить домиком, и поднять над своей головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружок)

Чтоб у дома дверь имелась,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота активно охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождь активно шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальчики опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду красивый расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»).

3. Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Вырос высокий на полянке цветок (показывают руками цветок,

Утром весенним раскрыл лепестки (разводят пальцы рук,

Всем лепесткам питание и красоту (движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят).

4.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава – мурава!

Здравствуй, ягода лесная!

Ты поспела и на вкус вкусна.

Мы лукошечко несём,

Всю тебя мы в лесу соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.)

5. Пальчиковая игра «Кормушка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Сколько птиц в кормушке нашей

(дети ритмично сжимают и разжимают свои кулачки)

Прилетело? Мы вам расскажем.

Две синички, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крыльях.

Всем хватило вкусных зернышек.

6. Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, прячься»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Пальчик прячется в ладошку.

(Дети поколачивают сжатыми кулачками.)

Вот так, вот так.

Ты его согрей немножко. (Дуют в свои сложенные ладошки.)

Вот так, вот так.

Если пальчики наши замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)

Вот так, вот так.

Отогреть всегда их сможем (хлопают в ладоши.)

Вот так, вот так.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области