Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тренинговое занятие для подростков "Что такое счастье"

Цель осознание собственной системы жизненных ценностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья и другими факторами осознание разницы между ценностями материальными и нематериальными, социальными и духовными формирование позитивного самопредставления. Планируемые результаты 1 Ориентация в собственной системе жизненных ценностей. 2 Развитие личностных качеств, социальных навыков и умений каждого подростка. 3 Активизация социальной активности, уверенности в деятельности, доброжелательного отношения друг к другу. 4 Осознание участниками полученного на занятии опыта.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Что такое счастье?

Категория участников: подростки от 13 до 15 лет, группа от 10 до 15 человек.

Продолжительность: 1,5 часа.

Цель: осознание собственной системы жизненных ценностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья и другими факторами; осознание разницы между ценностями материальными и нематериальными, социальными и духовными; формирование позитивного самопредставления.

Планируемые результаты:

1) Ориентация в собственной системе жизненных ценностей.

2) Развитие личностных качеств, социальных навыков и умений каждого подростка.

3) Активизация социальной активности, уверенности в деятельности, доброжелательного отношения друг к другу.

4) Осознание участниками полученного на занятии опыта.

Материалы и оборудование: плакат «Жизненные ценности», карточки с ситуациями, макет книги «Рецепты счастья», аппликация улыбки.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия

«Добрый день», «Привет»,

«Здравствуйте», «Приветствую» –

Это слова, лишь простые слова.

Но они, как краски, расцветают,

В душу вносят капельку тепла.

И почему окрыляет приветствие,

Искренне обращенное к каждому из нас?

И почему, словно птичка ранняя,

Начинают день они все?

Первый шаг к дружбе и любви,

Путь к пониманию и утешений.

Эти слова – начало общения –

Создают общий гармоничный лад.

Психолог. Действительно, от того, как началось общение, зависит его дальнейшее течение и поэтому я предлагаю поздороваться. Мы встанем со своих стульев, будем подходить друг к другу и, касаясь ладонями, скажем «Привет!» или «Добрый день!», называя при этом свое имя (участники приветствуют друг друга).

Вступительное слово

Психолог. Тема нашей встречи – что такое счастье. Прежде чем начать наше занятие, нам нужно вспомнить правила работы группы:

искренность в общении;

принцип «здесь и теперь»;

тайна;

не критиковать;

активное участие;

уважение;

доверие;

бережное отношение к другим. Я хочу провести с вами небольшой социологический опрос. Поднимите руку те, кто хочет быть счастливыми.

Что ж, мы все хотим быть счастливыми. А что такое – счастье? Каковы его составляющие? Что влияет на наше ощущение счастья? Как научиться быть счастливыми? Об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии.

Упражнение «Ассоциации».

Психолог. Предлагаю вам подобрать слова, ассоциирующиеся у вас со счастьем. Я буду бросать мячик. Тот, кто его поймает, говорит свою ассоциацию и бросает мяч дальше (упражнение выполняется 1-2 мин).

Спасибо! Мы наполнили пространство вокруг нас своими ассоциациями.

Индивидуальная работа «Счастье – это...».

Цель: осознание, что понимание счастья у каждого свое; дать толчок дискуссии, обмену мнениями.

Психолог. А теперь давайте попробуем дать определение понятия «счастье». Каждый из вас получит лист бумаги и запишет на нем варианты ответов. Принимаются все мнения, без критики и анализа. (Участники работают и презентуют свои работы.)

Да, действительно. Для каждого понимание счастья свое. Но есть и нечто общее, объединяющее их всех. Что именно? (Обмен мнениями.)

А если я спрошу так: «что вам нужно для полного счастья?». Как бы вы ответили? (Участники выражают свои мысли.)

Из ваших слов я поняла, что у каждого человека есть свои потребности и желания: семья, хорошая работа, здоровье свое и близких, здоровые и счастливые дети.

Информирование «Желания и ценности»

Психолог. Давайте вместе подумаем над таким вопросом: Может ли исполнение наших желаний не приносить счастья? Что может помешать?

На пути осуществления наших желаний есть препятствия, их преодоление – необходимый этап. И препятствия даются нам для того, чтобы мы еще раз взвесили свои желания и сделали собственный выбор.

Желания, которые осуществляются, приносят чувство счастья, если они не противоречат друг другу, а также законам природы, физики, духовности, системе жизненных ценностей человека.

Ситуативные задачи

Цель: осознать влияние системы ценностей каждого человека на его жизненный выбор.

Психолог. Я предлагаю ситуации, где возникло противоречие между желаниями и жизненными ценностями. Рассмотрите эти ситуации и найдите ответы на вопросы.

Ситуация. Вы работаете вместе с другом в солидной фирме. Освободилось место начальника отдела. Это та работа, о которой вы мечтаете. Вы знаете, что претендентов немного, и вы среди них. И вот вы узнаете, что для вашего друга эта должность – также важна, и выбор будут делать между ним и вами.

– В чем заключается противоречие?

– Как ее преодолеть?

– Какие варианты разрешения ситуации вы можете предложить?

Ситуация. Неожиданно вы встречаете своих давних друзей, которые приехали в ваш город на один день. Они устраивают встречу и приглашают вас. Вы очень хотите пойти, пообщаться, но знаете, что там будет алкоголь. Вы заботитесь о своем здоровье.

В чем заключается противоречие?

Как ее преодолеть?

Какие варианты разрешения ситуации вы можете предложить?

Упражнение «Выбор ценностей».

Цель: осознание собственной системы ценностей.

Психолог. Я предлагаю сориентироваться в собственной системе жизненных ценностей. На плакате записаны жизненные ценности. Выберите 10 самых важных для вас и запишите на листе.

Плакат «Жизненные ценности»

активная, полная деятельности жизнь;

житейская мудрость;

здоровье;

интересная работа;

красота природы и искусства;

любовь;

материально обеспеченная жизнь;

верные друзья;

общественное определение и уважение окружения;

познание и интеллектуальное развитие;

личностное развитие, физическое и духовное самосовершенствование;

развлечения;

свобода: самостоятельность и независимость в мыслях и действиях;

счастливая семейная жизнь;

счастье других: развитие государства и человечества;

творческая деятельность;

уверенность в себе, внутренняя гармония.

Трудно ли было сделать выбор? Обсудите ваш выбор, определите наиболее популярные ценности.

Упражнение «Ограничение».

Цель: оценить значимость каждой жизненной ценности, понять важность альтернативного выбора;

Психолог. Теперь я предложу ограничения. Вам необходимо оставить лишь половину жизненных ценностей из вашего списка. Сделайте выбор.

В вашем списке осталось 5 жизненных ценностей. Трудно ли было делать выбор на этот раз? Что вы почувствовали, выполняя упражнение?

Теперь из 5 выберите 3 самые важные для вас. Какие это ценности?

Таким образом, мы видим, какие ценности наиболее важны. Это – ... (психолог зачитывает).

Притча «Ценность времени».

Один бизнесмен накопил крупный капитал, который составлял 3 миллиона долларов. Он решил, что возьмет себе год отпуска, чтобы вдоволь отдохнуть. Но не успел и принять этого решения, как его посетил Ангел Смерти. Бизнесмен очень испугался, решил как-то уговорить Ангела Смерти продать ему немного времени.

– Продай мне три недели жизни, и я отдам тебе треть своего капитала, миллион долларов, — предложил бизнесмен. Но Ангел Смерти отказал ему:

– Ладно, оставь мне две недели моей жизни. Я отдам тебе 2/3 своих денег, это два миллиона долларов.

Ангел отказал.

– Ладно, продай мне только один день, чтобы я смог насладиться красотой этой земли, обнять жену, детей, которых очень давно не видел.

Ангел отказал.

– Я отдам тебе все, что имею, три миллиона долларов.

Ангел снова отказал.

Тогда мужчина спросил, может ли ангел смерти дать ему несколько минут, чтобы он мог написать прощальное письмо? Ангел согласился. Мужчина написал: «Правильно используйте время, которое вам отведено для жизни. Я не смог купить даже часа за три миллиона долларов. Проверьте, действительно ли все, что вас сейчас окружает, имеет ценность»

Обсуждения притчи.

Вывод

Каждому от рождения предоставляется самый ценный дар-жизнь. Это самое дорогое, что есть у каждого человека. Но, как ни странно, люди очень легкомысленно относятся к этому. Не умеют беречь его и наслаждаться им.

Упражнение «Рецепты счастья».

Цель: дать участникам почувствовать собственные силы в построении своей жизни, создании счастья.

Психолог. Чувство счастья зависит от нашего желания и готовности быть счастливыми. Мы сами можем его создавать. Что помогает вам быть счастливыми, не считаться с препятствиями?

Что вы можете сделать, чтобы почувствовать себя счастливым, поднять настроение, поддержать жизненный тонус? Поделитесь «рецептами счастья», запишите их на листах бумаги. (Участники записывают на листочках свои «рецепты», затем озвучивают написанное. Они вклеивают листочки в символическую книгу «рецептов счастья», которую передают из рук в руки.)

Мы обменялись интересным опытом друг друга, обогатились рецептами, которые помогут нам в жизни.

Упражнение «Улыбка».

Цель: психоэмоциональная разрядка, знание напряжения и усталости.

Психолог. В этом ящике лежит одно из важнейших средств, необходимых человеку для общения. Отгадайте, что это? Вот несколько подсказок:

она обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дарит;

она ничего не стоит, но много дает;

она длится мгновение, а в памяти остается иногда навсегда;

никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче;

она приносит счастье в дом и является паролем для друзей;

ее нельзя купить, одолжить или украсть;

это то, без чего воспитанный человек не может обойтись.

Первому, кто отгадает загадку, психолог дарит аппликацию улыбки.

Подведение итогов

Цель: осознание участниками полученного на занятии опыта.

Психолог. Наше занятие завершается. Сегодня мы искали ответы на вопросы о счастье, искали способы быть счастливыми, решали ситуативные задачи, определили жизненные ценности и их роль в нашей жизни.

Каждый из нас приобрел сегодня какой-то новый опыт. Что это было для вас? Что вас взволновало?

Использованная литература и источники:

Автор-составитель: Коломоец Алла Борисовна,

педагог-психолог МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная школа № 1 Завьяловского района» Алтайского края

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области