«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.»
В.Сухомлинский
. Век компьютерных технологий набирает обороты и нет уже ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Владение ИКТ ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким, увлекательным, запоминающимся. Общаясь с ребятами на уроках необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного обра-зования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного процесса прямо на уроке.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим учителя ведут поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к предмету у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются интересы и склонности к тому или иному предмету.
Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
- электронные учебники и пособия,
- презентации, сделанные самостоятельно, или лицензионные,
- электронные энциклопедии и справочники,
- тренажеры и тесты,
- электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) Интернета и т. п.
Надо чаще стараться привлекать учеников к сбору информации для новых пре-зентаций, чтобы провести более увлекательный урок. Дети с большим удовольствием собирают материал, делают свои слайды, а когда они видят свою работу на экране, восторгу нет конца. Ученик внутренне само утверждается и появляется интерес к предмету. При этом начинают работать межпредметные связи, так как ученики используют свои знания, полученные на уроках других предметов.
Ведение урока с опорой на мультимедийную презентацию в сопровождении учителя, облегчает работу ему. Предполагается демонстрация материала урока на большом экране, содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, рисунки, анимации).
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
- активизации восприятия учащихся за счёт использования зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом
не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
- большой объём информации может быть получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
- учащимся проще отвечать, когда они опираются, на отображаемый, на экране план выступления.
В заключение надо еще раз подчеркнуть, что на уроке с помощью ИКТ создается активная образовательная среда, которая предоставляет возможность учащимся доступ к различным источникам информации, помогает удовлетворить интересы современного ребенка.