Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО СКУЛЬПТУРЕ. « ПРЯНИЧНЫЙ ДОМИК В ТЕХНИКЕ ПЛАСТ. РАБОТА С ШАБЛОНАМИ, СПОСОБЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ КЕРАМИКИ ».

Цель занятия – создание декоративного изделия «Пряничный домик» при помощи техники «пласт». Задачи обобщение и дополнение знаний о способах лепки, совершенствование и углубление знаний и практических умений работы в технике «Пласт».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО СКУЛЬПТУРЕ.

« ПРЯНИЧНЫЙ ДОМИК В ТЕХНИКЕ ПЛАСТ.

РАБОТА С ШАБЛОНАМИ, СПОСОБЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ

ПОВЕРХНОСТИ КЕРАМИКИ ».

Составил: преподаватель

художественного отделения

Бурмистрова М. Д.

ИШИМБАЙ 2021

Введение

Актуальность выбранной темы в том, что художественная керамика широко представлена в человеческом мире, и всегда популярна. В керамических изделиях человек воплощает свои представление о мире, красоте, гармонии. Созданный человеком мир вещей художественно образными средствами раскрывает мировоззрение разных народов, показывает, насколько неповторимы и, в то же время, похожи люди. Передаёт профессиональные знания. У граждан растёт интерес к истории своего народа, традиционным промыслам и производствам, ценятся художественные изделия ручного труда, выполненные в старину и современным художником, мастером. Керамическое искусство, как часть декоративно-прикладного искусства, объединяет поколения, так как тесно связано с образом жизни, хранит специфические, культурные, национальные, конфессиональные, индивидуальные знания, секреты мастерства, передаваемые по наследству.

Практическая значимость работы заключается в том, что её можно использовать в процессе обучения в качестве теоретического, методического и практического материала на уроках декоративно-прикладного творчества, скульптуре, композиции, истории искусств. Данная работа может быть оформлением интерьера, а также служить наглядным пособием.

Тема занятия: Пряничный домик в технике «Пласт». Работа с шаблонами, способы декорирования поверхности керамики.

Цель занятия: – создание декоративного изделия «Пряничный домик» при помощи техники «пласт».

Задачи:

Обучающие:

- актуальность керамики в современном мире;

-обсуждение видов, техник, приемов изготовления керамики на примере работ учащихся;

- обобщение и дополнение знаний о способах лепки, совершенствование своего умения лепки, углубление знаний о форме, размере, пространственном положении;

-закрепить знания и практические умения работы в технике «Пласт»;

-создание шаблонов «Пряничного домика» из бумаги;

-выкройка деталей;

-выполнить керамические изделия в материале.

Развивающие:

развивает моторику рук, объёмно-пространственное мышление, фантазию, художественно-творческое мышление.

Воспитывающие:

- формировать мотивационную, познавательную, эмоциональную сферу; - воспитывать самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач; - формировать бережное отношение к материалам, воспитывать аккуратность.

Форма занятия: практическое занятие на уроке.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материалы:

- для учащихся – глина голубая, ткань для работы на ней, тряпочки и штампы с выявленной текстурой, зубочистка вместо стека, скалка для раскатывания пласта, баночка для шликера;

- для учителя – то же, а также зрительный ряд в слайдах (актуальность в современном мире, методы и виды лепки, пример шаблона, фото кондитерского изделия «Пряничный домик»), готовые керамические изделия учащихся из керамики для наглядного разбора способов и приемов лепки, готовое керамическое изделие «Пряничный домик» выполненное преподавателем Бурмистровой М. Д..

План занятия:

1. Организационная часть:

-приветствие обучающихся;

-проверка присутствующих;

-проверка готовности к занятию учащихся;

-беседа о соблюдении правил техники безопасности на рабочем месте.

2. Сообщение темы, постановка целей:

-сообщение темы занятия, постановка целей.

3. Теоретическая часть

- актуальность керамики в современном мире;

- обсуждение видов, техник, приемов изготовления керамики. Примеры работ учащихся.

-показ слайдов, зрительный ряд.

-показ аналогичного изделия, выполненного преподавателем Бурмистровой М. Д.

4. Практическая часть:

-создание образа;

-изготовление шаблонов из бумаги;

-раскатка глины в пласт при помощи скалки и реек;

-выкройка по шаблону частей домика, вырезание окошек и дверей;

- создание фактуры декоративным способом;

-проведение физкультминутки.

-скрепление между собой деталей при помощи шликера и о возможном заглаживании одной из сторон изделия, ведение работы над лепкой, грамотное техническое исполнение.

5. Подведение итогов занятия.

- анализ и просмотр выполненных работ, оценка работ.

6. Организационное завершение занятия.

-объявляется окончание занятия, учащиеся приводят рабочие места в порядок, собираются.

Ход урока.

1.Организационная часть.

-приветствие учащихся;

-проверка присутствующих;

-проверка готовности к занятию учащихся;

-беседа о соблюдении правил техники безопасности на рабочем месте: длинные волосы учащихся должны быть заплетены или убраны под косынку. Не допускается попадания волос на глиняную массу. Одежда должна быть удобной, не маркой. Руки должны быть чистыми. Пользование телефонами и другими гаджетами не допускается. В связи с применением во время уроков скульптуры колющих и режущих инструментов, не допускается использование инструментов не по назначению. Исключается употребление пищи и воды на рабочем месте.

2. Сообщение темы, постановка целей.

Тема нашего занятия: Пряничный домик в технике «Пласт». Работа с шаблонами, способы декорирования поверхности керамики.

За время обучения мы изучили различные виды, техники, приемы изготовления керамики. И уже на собственном опыте знаем, как сложно воплощается главный принцип, выделенный Б. М. Неменским в обучении детей искусству - принцип единства и целостности трех видов художественной деятельности - изобразительной, декоративной и конструктивной. Поэтому сегодня мы будем учиться лепить «Пряничный домик» при помощи техники «Пласт». Именно этот способ поможет вам, по возможности, более полно раскрыть природные свойства и пластическую сущность материала, предоставляя при этом возможности свободной импровизации, полета мысли и фантазии исполнителям. Лепка из пласта требует высоко профессионального мастерства, творческой индивидуальности, особого подхода к формообразованию произведения.

3. Теоретическая часть.

Актуальность керамики в современном мире.

Керамические материалы обуславливается широким применением в различных областях деятельности человека.

Применение: машиностроение, электротехника и электроника, магнитные материалы, биокерамика, броня, оконные материалы, атомная энергетика, газовые датчики пускатели, бытовая утварь.

Керамика — это фундамент медицинской техники. Детали из керамических материалов являются ключевыми компонентами усилителя рентгеновских снимков и источников рентгеновского излучения. Усилителя рентгеновских снимков - сердце компьютерных томографов. Он позволяет врачам с уверенностью ставить правильный диагноз при минимальном облучении пациентов. Керамика так же широко используется в стоматологической отрасли.

Медицинская керамика Промышленная керамика

Сантехническая керамика Декоративная керамика

Строительная керамика Бытовая керамика

Свойства, которыми обладает керамические элементы при изгибающей нагрузке, делают их незаменимыми компонентами измерительных систем в авиационной и космической технике. Внезапные изменения давления являются основной испытательной нагрузкой для любого летательного аппарата.

Керамика используется в вакуумных камерах для ускорителей заряженных частиц, и гарантируют четкую и качественную работу благодаря стабильности геометрической формы в сочетании с высокими электроизоляционными свойствами. Фокусирующие устройства в электронных микроскопах изготовлены с точностью до нескольких микрон. Только при такой точности, возможно проводить исследования различных препаратов в области науки и техники под микроскопом, при высоком разрешении и с высокой четкостью.

При производстве стекла керамике. Его термостойкость составляет до 1950°C. Благодаря использованию керамики достигается высокая точность измерения температуры при стекловарении и при производстве стеклокерамики. Керамика - химически инертный материал, таким образом, технологическая безопасность при переработке всех химических материалов полностью обеспечена.

Сварочные штифты из керамики обеспечивают высокую точность взаимного расположения свариваемых деталей автомобильных кузовов. Применение вытяжных штампов из керамики делает излишней дорогостоящую доработку деталей после процессов деформации металла. Изделия из керамики, используются в оборудовании для химической промышленности.

Инструменты из керамики при обработке твердых поверхностей обладают неоспоримыми преимуществами. О долговечности этих высококачественных инструментов особенно хорошо знают производители высокоточных механических приборов и устройств, например, в часовой, оптической и стекольной промышленности.

Керамика отличается исключительным многообразием свойств по сравнению с другими типами материалов. Среди видов керамики всегда можно найти такие, которые с успехом заменяют металлы и полимеры, тогда как обратное возможно далеко не во всех случаях. Использование керамики открывает возможность для создания разнообразных по свойствам материалов в пределах одной и той же химической композиции.

Виды, техники, приемы изготовления керамики.

К моменту начала работы учащиеся должны быть уже знакомы с различными приемами лепки и формообразования.

- Конструктивный способ.

При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).

- Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма – основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным.

- Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме.

Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев.

Также существуют дополнительные приемы – это вырезание, выдавливание, отпечатывание, надрез (разрез), строгание. Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на основу, соединение с помощью шликера, врезание.

На примере детских работ мы проведем обсуждение о способах и приемах лепки.

4. Практическая часть:

Создание образа.

Постановка задачи создания образа требует от учащихся вживание в образ, который он собирается изображать. За основу создания образа декоративного изделия «Пряничный домик» мы взяли сказку братьев Гримм «Грензель и Гретель». Европейская история пряничных домиков датируется 1812 годом. Сюжет этой сказки строился вокруг волшебного пряничного домика, в стенах которого жила злая колдунья.

Иллюстрация к сказке братьев Гримм «Грензель и Гретель.

Учащиеся на основе сюжета сказки, должны почувствовать образ объекта. Восприняв его творчески должны воплотить его в материале.

Хотя сама история пряничных домиков началась еще во времена Древнего Рима. Жители этого государства пекли к новогодним праздникам сдобные булочки в форме своеобразных хижин, а затем устанавливали их около алтарей. Древние римляне считали, что в новогоднюю ночь внутри таких угощений поселяются божества. Интересно, что наутро булочки-хижины съедались хозяевами дома как знак единения с Богами.

Идея с пряничным домиком настолько понравилась европейским жителям, что они решили воплотить это лакомство в реальности. Местные повара и кулинары разработали множество рецептов приготовления теста для домиков, благодаря которым угощение не черствело и не портилось на протяжении многих дней.

С тех самых пор пряничный домик, украшенный глазурью, мармеладом, медовой патокой, шоколадом и другими сладостями, стал обязательным атрибутом рождественских и новогодних праздников. В честь него организовываются ярмарки и проводятся конкурсы, экспонаты которого порой напоминают декоративно-кулинарные шедевры.

Изготовление шаблонов из бумаги.

Шаблон, шаблоны — это детали будущего изделия, выполненные из бумаги, кальки, картона, пластика и вырезанных по контуру, при помощи которых изготовляются пласты из глины. Для работы мы будем использовать готовый чертеж шаблона. Края шаблонов должны быть ровными, соответствовать размерам.

Далее мы раскатаем глину в пласт при помощи скалки и реек. Заготовка пластов происходит следующим образом: проминают и раскатывают ком глины на ткани, накрыв ее так же тканью. Чтобы пласт получился одинаковой толщины, используют деревянные рейки высотой около 1 см. Рейки расставляют таким образом, чтобы глина оказалась посередине реек с зазором со стороны свободного края в 3 см. Небольшие пласты можно раскатывать на бумаге. Инструмент для раскатывания – обычная скалка или пропиленовая трубка, рифлёная скалка с фиксаторами.

Пока ребята раскатывают пласты, я предлагаю им послушать сказку про твердую глину.

Раскатка глины в пласт Выкройка деталей по шаблону

Декорирование элементов домика способом тиснения рельефа в виде «камней» или «кирпичиков», создание фактуры декоративным способом при помощи декоративных штампов, фактурного материала.

Проведение физкультминутки.

Упражнения выполняются учащимися в ходе занятия под руководством преподавателя, на рабочем месте, сидя и стоя. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняющий их, не мешал своим товарищам. Выполняются упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз, для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

Возвращаясь к работе, хочется отметить, что особое значение при лепке уделяется скреплению между собой деталей при помощи шликера и насечек, а также о возможном заглаживании одной из сторон изделия. Ведение работы над лепкой требует грамотного технического исполнения.

Пример работы «Пряничный домик» выполненный в технике пласт. Конструктивный способ лепки.

В ходе самостоятельной работы учащихся преподаватель контролирует последовательность ведения работы над лепкой, грамотное техническое исполнение. Проводится индивидуальная работа с каждым учеником. Если выявляется типичная ошибка, привлекается внимание всего класса и объясняется, как ее исправить. В ходе урока выявляются достоинства и недостатки работы, типичные ошибки. После обжига керамики, работы могут стать оформлением интерьера или выставки, а также служить наглядным материалом.

5. Подведение итогов занятия.

- анализ и просмотр выполненных работ;

-оценка работ.

6.Организационное завершение занятия.

-объявляется окончание занятия.

- учащиеся приводят рабочие места в порядок, собираются.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области