Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект экскурсии по мини -музею для воспитанников старших групп Тема «Народная тряпичная кукла».

Цель привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Познакомить с изготовлением традиционной куклы «Колокольчик». Создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Привить уважение к традициям семьи. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре. Создать условия для ознакомления с историей и видами народных тряпичных кукол. Создать условия для развития мелкой моторики рук, учить работать руками. Создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета. Создать условия для обогащения и активизации словаря детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Оборудование Экспонаты – готовые образцы кукол. Куклы Хозяин и Хозяйка в холщовых одеждах. Сундук. Аудиозапись русских народных песен.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №182» общеразвивающего вида

(МБДОУ «Детский сад №182»)

Конспект экскурсии по мини -музею

для воспитанников старших групп

Тема: «Народная тряпичная кукла».

Составила: Е.А. Агарина, воспитатель

Барнаул

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Познакомить с изготовлением традиционной куклы «Колокольчик». Создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Привить уважение к традициям семьи. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре. Создать условия для ознакомления с историей и видами народных тряпичных кукол. Создать условия для развития мелкой моторики рук, учить работать руками. Создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета. Создать условия для обогащения и активизации словаря детей, развивать связную, грамматически правильную речь.

Оборудование: Экспонаты – готовые образцы кукол. Куклы Хозяин и Хозяйка в холщовых одеждах. Сундук. Аудиозапись русских народных песен.

Ход занятия:

Организационный момент. Мотивационный настрой.

Приветствие гостей

Добрый день, гости званые, желанные!

Рады мы гостям из всех краёв,

Всех ждём, встречаем!

Счастья и мира вам всем!

Милости просим в нашу горницу!

А мы вам столько интересного и нового расскажем!

А если понравится, то и делать научим!

Тренинг «Подари улыбку!»

Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа. Спасибо за эти чудесные улыбки.

Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.

Дети садятся за столы.

Постановка проблемной ситуации

Сюрпризный момент

Сегодня и я пришла к вам не одна. Со мной куклы Хозяин и Хозяйка. У них для вас задания. Они хотят услышать от вас рассказы о народном творчестве.

Познавательная деятельность.

Рассказ с элементами беседы

В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё они играли, пели песни, водили хороводы, загадывали и отгадывали загадки.

- А вы умеете отгадывать загадки? Отгадайте загадку:

Платья носит, есть не просит,

Всегда послушна, но с ней не скучно! (Кукла)

Правильно, это кукла. И в музее у нас будут показаны народные тряпичные куклы.

Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.

Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки для одежды кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими. А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.

- Ребята, почему у кукол нет лица? (Люди считали, что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребенку, то есть она оживет и, возможно, приобретет дурной характер.)

Экскурсия

- Что такое музей? (ответы детей)

- Кто из вас был в музее? (ответы детей)

- Зачем нужны музеи? (ответы детей)

- Какие ещё экспонаты бывают в музее? (ответы детей)

- Кто проводит экскурсию в музее? (экскурсоводы)

- Хотите побывать экскурсоводами? (да)

- Ребята, расскажите, где раньше хранили столько разных кукол? (В сундуке, коробе, ларце)

Хозяин с Хозяйкой принесли для нас сундук. Давайте из него возьмём игрушки. Вы подходите, доставайте игрушку и, рассказав о ней, ставьте её в музей. Cможете?

Тогда принимаемся за дело!

Дети рассказывают, как называется кукла, из чего сделана, какое предназначение имела: Травница, Кулачники, Барыня на чайник, Десятиручка, Крупенички, День-ночь, Птица-радость, Солнечный конь, Матрёшка, кукла-Колокольчик, Кувадка, Кукла на выхвалку.

Игра «Объясни, почему лишнее?»

Среди народных кукол в сундуке лежат мягкая игрушка, резиновая игрушка, неваляшка.

- Почему не выставили мехового зайчика в музей?

- Пластмассовую неваляшку?

- Резинового Карлсона? (Они сделаны из резины, меха, пластмассы на фабрике, и не относятся к тряпичным народным куклам, сделанным своими руками)

Итог экскурсии

Ребята вы молодцы! А какой интересный получился музей!

- Давайте придумаем название нашему музею! (Музей народной куклы)

- Скажите, а какой народ создавал такие игрушки своим детям? (русский народ)

Такую игрушку делают только в нашей России. А радует и греет души русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. А изделия русских мастеров известны за пределами России. Это наша национальная гордость.

- Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)

Это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям радость и красоту.

- Мне очень понравилась выставка, а вам? (ответы детей)

Я бы очень хотела, чтобы такие красивые вещи были у меня дома.

- А какой экспонат вам понравился больше всего? (ответы детей)

- Гости дорогие, а вам понравилась экскурсия в наш музей народной куклы? (ответы гостей)

Народная игра «У Маланьи»

Русский народ не только умеет создавать такие замечательные игрушки.

А ещё на Руси любили играть.

- А какие народные игры вы знаете? (ответы детей)

Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть? 

Хозяйка приглашает вас в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи».

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

Игра «Расставь по порядку»

Хозяин принёс нам карточки-схемы. Но вот беда – они все перепутались. Давайте расставим все по порядку, чтобы гостям было понятно, как же сделать куклу «Колокольчик».

Дети у доски расставляют и рассказывают порядок скручивания куклы «Колокольчик»

Хоровод с куколками

В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

- А вы умеете водить хоровод?

Хозяйка приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать.

Дети выходят в круг со своими куколками, поют и ведут хоровод под русскую народную песню «Как на тоненький ледок»

V. Рефлексия

- Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?

- А что вам понравилось больше всего?

- Что нового вы узнали?

- А что было очень трудным?

- Гости дорогие, а вам понравилось наши посиделки?

А на память мы вам дарим куклу Веснянку, она дарит хорошее настроение и приносит хорошие вести.

Спасибо за внимание!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области