Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 «Фантазия»
муниципального образования город-курорт Анапа
«Викторина по сказкам К.И.Чуковского»
(с использованием здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативных технологий)
Образовательная область: речевое развитие.
Возрастная группа: подготовительная.
Воспитатель: Жидкова И.Б.
2021г.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: закрепление знаний детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского.
Программное содержание:
Планируемые результаты: проявляет эмоциональную отзывчивость при чтении произведений К.И. Чуковского; с интересом рассматривает иллюстрации, может по словесному описанию отгадать произведение; отвечает на вопросы.
Материалы и оборудование: книги К.И.Чуковского; портрет К.И.Чуковского, 3-4 других авторов; иллюстрации к сказкам, книга - шкатулка, средства ТСО, аудиозаписи, Чудо-дерево (объемная бутафорская декорация)
Предварительная работа:
Словарная работа: произведение, детский писатель, К. Чуковский, иллюстрации, герои сказок.
Ход деятельности:
Звучит музыка:
Дети находят в книжном уголке книгу-шкатулку, в которой находятся иллюстрации к сказкам К.Чуковского.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую книгу нашла Валя в книжном уголке. (дети рассматривают книгу и открывают е.) да это книга с секретом. Что же в ней?
Дети: Картинки.
Воспитатель: Да это не просто рисунки, как вы думаете, что это?
Дети: Это иллюстрации.
Воспитатель: А что такое иллюстрации.
Дети: Рисунки в книгах.
Воспитатель: Посмотрите на эти иллюстрации. К каким сказкам они сделаны? (Ответы детей).
- Кто написал эти сказки? (Корней Чуковский).
Ребята, у нас в книжном уголке есть портреты разных писателей. Найдите портрет К. Чуковского.
Взгляните на этот портрет. Что вы можете сказать об этом писателе? (Ответы детей).
- Какой добрый, ласковый, улыбчивый у него взгляд.
- Детским поэтом и сказочником К. И. Чуковский стал случайно. Хотите узнать как? (Ответ детей). Вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-то развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему смешные истории, которые происходили в его жизни. А потом всё смешалось: что было на самом деле и чего никогда не было. Начав рассказывать, он не знал, что будет дальше.
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил
По-турецки говорил
Крокодил, крокодил, крокодилович.
И мальчик, слушая отца, затих и успокоился. Для отца было важно отвлечь внимание сына от болезни. Через некоторое время он продолжал:
И дать ему в награду
100 фунтов шоколаду
100 фунтов мармеладу
100 фунтов винограда
И 1000 порций мороженого…
Наутро, проснувшись, сын попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так сама собой сложилась сказка в стихах.
Ещё нечто подобное произошло с Корнем Ивановичем, когда он сидел за своим рабочим столом и что-то читал. Громкий крик соседской девочки привлёк его внимание. Что случилось? Девочка кричала, ревела, слезы лились в три ручья. Чуковский поспешил узнать. Оказалось, что она не любила мыть голову. Корней Иванович подошел, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам
Да-да, стыд и срам
Так родилась сказка «Мойдодыр». И получалось очень здорово, весело и интересно, что не только его дети, соседские ребятишки, но и взрослые полюбили эти сказки и до сих пор читают своим малышам.
- А вы, ребята, знаете его сказки? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Поиграем в игру «Угадай сказку».
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор Айболит. ( "Айболит").
Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый Таракан. ( "Тараканище")
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня. ("Мойдодыр")
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.. ("Путаница")
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!» ("Муха-Цокотуха")
«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!» ("Федорино горе")
Теперь вам предлагаю вспомнить, каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.
Игра «Назови персонажа сказки»
В коробочке лежат свернутые в трубочку листочки, на которых написаны имена сказочных героев Чуковского. Ребенок подходит к коробке, достает листочек, воспитатель читает. Предложить назвать сказочного героя:
Айболит - …, Бармалей - …, Федора - …, Каракула - …, Мойдодыр - …, Тотоша и Кокоша - …, Цокотуха - … , Рыжий, усатый великан - …
- Ребята, вы хорошо помните произведения К.Чуковского? (Ответы детей.) кто в стихотворении К. Чуковского это сказал.
Д/и «Кому принадлежат эти слова?»
1. Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! (раки)
2. «Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!» (утята)
3. Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)
4. «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке». (Айболит)
5. Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!» (Федора)
- Корней Чуковский, как ребенок, любил наблюдать и рассматривать повадки, поведение насекомых, разных животных, поэтому в его сказках встречается много зверей, птиц, насекомых. Он рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости, веселья. Идешь по улице и радуешься всему, что ты видишь: трамваю, воробьям, которые купаются в луже, готов здороваться с каждым встречным и делиться радостью». Вот такой этот по-настоящему детский писатель.
Ребята, я знаю одну интересную игру. Называется она «Оживи сказку». Хотите в нее поиграть? (Ответы детей). Для этого нам нужно встать в круг. У меня есть волшебный мяч, который поможет сказке зазвучать, ну например сказка «Муха-Цокотуха»
Играющие встают в круг, и перебрасывают мяч друг другу. Тот, к кому попадает в руки мяч, должен вспомнить слова сказки.
«Муха-Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.
А букашки по три чашки, с молоком и с крендельком.
Бабочка-красавица, кушайте варенье!
Или вам не нравится наше угощенье?
Вдруг какой-то старичок-паучок
Нашу Муху в уголок поволок-
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея загубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
Вдруг откуда-то летит маленький комарик.
И в руке его горит маленький фонарик.
Где убийца? Где злодей
Не боюсь его когтей.
Я злодея загубил,
Я тебя освободил.
А теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!
Слава, слава Комару – победителю!
Дети замечают необычное дерево (Бутафорское дерево на котором вместо листьев иллюстрации). Что это за чудо-дерево мы видим? И что на нём растет? Точно как в стихотворении Чуковского:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём
А чулки да башмаки,
Словно яблоки.
Да здесь не только чулки да башмаки, а много разных предметов. (Дети рассматривают предметы. Воспитатель направляет внимание детей на иллюстрации, и дети делают вывод, что это предметы из сказок нашего писателя, только они все перепуталась.) Помогите вернуть предметы в свои сказки. Можно вспомнить строчку из сказки с предметом, который вы найдёте.
Игровое задание «Чудо-дерево»
•телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)
•воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)
•мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)
•блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)
•калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)
•перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» (“Айболит”)
•монета - Муха по полю пошла, муха денежку нашла («Муха-Цокотуха»)
•сито - Скачет сито по полям (“Федорино горе”)
•шоколадка - И всем по порядку даёт шоколадку (“Айболит”)
•мочалка - И мочалку словно галку, словно галку, проглотил “Мойдодыр”)
- Какие вы молодцы. Знаете и помните все сказки. Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.
Сегодня мы встретились с героями произведений детского писателя … (Ответ детей - К.Чуковского.). А какие сказки мы вспомнили? Вам понравилось наше путешествие? Тогда мы можем отправиться с вами в путешествие в следующий раз и побываем в гостях у других героев.