Изучение хакасского языка у дошкольников
С каждым годом все больше детей изучают хакасский язык в детских садах. Дошкольный возраст – благоприятный период для изучения хакасского языка, так как в этом возрасте ребенка привлекает все новое, интересное.
Изучение хакасского языка влияет на речевое развитие, памяти, мышления и воображения.
Поэтому так важна заинтересованность детей при обучении языкам, в нашем случае хакасскому языку. Знакомство с хакасским языком у дошкольников проходит через различные игры, создание поисковых, проблемных ситуаций, через знакомство с фольклором и хакасскими праздниками.
Чтобы обогатить словарный запас наиболее употребляемых хакасских слов, в группе создаются речевые ситуации , которые мотивируют ребенка спросить или сказать что-то на хакасском языке. Дети с радостью произносят знакомые слова на хакасском языке и с легкостью запоминают .
Дети учатся здороваться и прощаться с друзьями , называют названия животных, знакомятся с предметами , которые их окружают на хакасском языке.
На моих занятиях обязательной частью является артикуляционная гимнастика. Систематически используя данный метод, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Часто на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков в стихах, чистоговорках, включающих систему различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Через дидактические игры с элементами движения составляются словосочетания, небольшие предложения, на занятии присутствует игровой момент, играя, дети лучше познают свой родной язык: « Хайхастығ хапчығас» - Чудесный мешочек», «Кем, хайда чуртапча?» - «Кто, где живет?», «Пу ниме?» - «Что это?», «Кем хайди тапсапча?» - «Кто как кричит?».
Для обыгривания процесса автоматизации слов использую следующие игры: Игра с мячом Эхо». Воспитатель называет слово, интонационно выделяя в нем звук (ғ),бросает мяч какому – нибудь ребенку, который должен вернуть мяч воспитателю и повторить слово точно так же («паға»).
Игра «Назови больше слов со звуком «ғ». Воспитатель называет слова, в которых этот звук находится в разных позициях, каждый раз интонационно его выделяя.
Важным является создание проблемной ситуации, которая активирует воображение дошкольников, словотворчество, придумывание рифмы.
Во второй половине дня организуются культурные практики.
Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Поэтому, чтобы повысить интерес детей к занятиям, я стала использовать разнообразные игровые творческие задания по обучению хакасскому языку театрализованные, игры-драматизации; викторины, сочинение загадок, составление предложений и рассказов; инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений; упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, голоса; физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, считалок, чистоговорок.
Таким образом большое значение в процессе обучения языка играет устное народное творчество: хакасские поговорки, пословицы, загадки, народные сказки. . Драматизация сказок способствует лучшему усвоению родного языка. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью.