Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Ретроспективный анализ светильников и современные тенденции дизайна

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Гузенко Наталья Владимировна,

магистрант 2 курса ВИШ,

САФУ им. М.В. Ломоносова, г.Архангельск

Ретроспективный анализ светильников и современные тенденции дизайна

Первым «прибором искусственного освещения» был огонь, горевший в очаге первобытного человека. Он заметил, что при попадании масла с мяса в костер, пламя становится еще ярче. После этого древний человек создал свою первую примитивную лампу в виде небольшого плоского блюдечка из красного песчаника. В качестве горючего вещества использовалось сало, из-за этого лампа очень сильно коптила, но люди готовы были с этим мириться ради света.

Такие лампы прослужили человеку очень долго. Они стали неотъемлемой частью жилища человека, а также объектом профессионального и народного декоративного искусства. Они менялись внешне, становились удобнее и красивее по форме. Например, во времена Древней Греции, Этрурии и Рима лампы были сделаны из глины или бронзы и богато украшены мозаикой, резьбой, декоративными отверстиями. Для украшения бронзовых светильников широко использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. В глиняных масляных светильниках, применявшихся в жилище простых людей, использовались лишь мотивы животного и растительного мира и отсутствовали какие-либо архитектурные мотивы. Устройство таких ламп было примитивным, горели они на растительном масле (льняном или конопляном) из-за чего чадили и коптили ничуть не меньше первобытных.

Рисунок 1 - Масляные лампы (79 в. до н.э.)

Форма и расположение светильника в интерьере изменялись и развивались вместе с появлением источников освещения. Так, например, после появления свечей, которые давали очень мало света, появилась необходимость создания подвесных люстр с большим количеством свечей. А для их создания необходимы были различного рода металл и стекло. В связи с этим следует отметить исключительное влияние на развитие светильников становление и совершенствование литейного дела и стекольного производства.

На протяжении многих последующих веков источники освещения варьировались в конструкциях масляных ламп и свечей. Лишь к середине XIX века масляные лампы вытиснились керосиновыми. Они отличались и конструкцией, и функциональностью, их разновидности представлены на рисунке 2. Керосиновые светильники выпускались как в виде простых и дешевых изделий машинного производства без какого-либо художественного оформления, так и в виде уникальных дорогих изделий с применением художественного стекла, фарфора и металлического литья.

Рисунок 2 - Керосиновые лампы

В конце XIX века началась эра электрических источников света.Новый источник света открыл для художников большие возможности создания изделий выразительной декоративной формы. К тому времени появились различные современные виды светильников: настенные, напольные, настольные, подвесные, встраиваемые и пр.

Постепенно электричество полностью вытеснило старые приборы освещения из жилищ людей. Лампы накаливания покорили человечество экономичностью, гигиеничностью и удобством эксплуатации. Создание лампы накаливания – одно из величайших открытий истории. Несмотря на глобальное продвижение науки в области световых технологий лампами накаливания до сих пор пользуется большая часть человечества.

Двадцатый век ознаменовался созданием галогенных, газоразрядных, а также компактных люминесцентных ламп и светодиодов. Если раньше форма светильника сильно зависела от осветительной системы, то нынешнее разнообразие источников освещения привело и к огромному разнообразию светильников, которые отличаются формой, материалом, декором, а также могут включать в себя дополнительные функции (часы, шкатулки, проекторы и прочее), поэтому не существует их единой классификации.

Светильник - это прибор, который защищает лампу, а также распределяет, отражает и направляет её свет. Существует несколько типов светораспределения светильников, они представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Светораспределение светильников

По своему назначению светильники делятся на три основные категории:

•деловые лампы, предназначенные для работы (чтения, письма и пр.);

•семейные лампы классического типа – для комфортного времяпровождения;

•ночники – для дежурного ночного освещения или для включения на короткое время (чаще всего используются для детей).

Кроме того светильники подразделяются в зависимости от места расположения в пространстве. Данная классификация продемонстрирована на рисунке 4.

Рисунок 4 - Тип светильника в зависимости от места положения

С точки зрения конструкции потолочные светильники для дома делятся на приповерхностные (или плафоны) и подвесные.

Приповерхностные потолочные светильники или плафоны, прикрепляются непосредственно к потолку, больше подходят для низких комнат. Могут быть как одноламповые, так и многоламповые. Создаваемый ими световой поток рассеивается абажуром и направляется вниз и в стороны. Пример приповерхностного светильника представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 – Приповерхностный потолочный светильник

Подвесные светильники, как на рисунке 6, располагаясь на некотором удалении от поверхности потолка, могут распространять свет вниз, вверх и в стороны. Такие светильники особенно удобны в помещениях с высокими потолками. В качестве подвеса могут использоваться разные приспособления: цепь, провод, шнур. Всё зависит от массы светильника. Подвесные светильники подразделяются на люстры и одноламповые светильники.

Рисунок 6 - Подвесные потолочные светильники

Среди настенных моделей светильников наиболее распространены два типа: приповерхностные (плафоны) и бра. Настенные светильники применяются для местного освещения помещений как с целью создания комфортных условий для занятий или отдыха, так и ради декоративной подсветки стен и предметов интерьера.

Настенный плафон – особый тип светильника на стену, который крепят задней стенкой непосредственно к стене, как на рисунке 7. Световой поток плафонов не регулируется. Не занимая много места, плафоны дают равномерный рассеянный свет благодаря абажуру, прикрепленного непосредственно к корпусу светильника.

Рисунок 7 – Приповерхностный настенный светильник (плафон)

Бра находятся на удалении от стены. Все бра устанавливают на кронштейне-базе, а в некоторых бра даже предусмотрена возможность регулировки головки настенного светильника – световой поток можно направлять в любое место, это продемонстрировано на рисунке 8. Регулировка особенно удобна при чтении.

Рисунок 8 – Бра

Напольные светильники – торшеры, представлены на рисунке 9. Такие модели устанавливают соответственно на пол. Они не требуют монтажа, их можно без труда передвигать по комнате. Торшеры удобны в просторных помещениях для местного освещения и украшения интерьера. Также выпускаются оригинальные напольные светильники, встраиваемые в поверхность пола.

Рисунок 9 – Торшеры

Настольные светильники подразделяются на декоративные и рабочие, изображены на рисунке 10. Они тоже не нуждаются в специальном монтаже. По своему устройству они напоминают торшеры, но имеют меньшие габариты. Это переносные светильники для местного освещения той или иной зоны: рабочего стола, изголовья кровати и пр.

Рисунок 10 - Декоративный светильник (слева) и рабочий (справа)

Отражая современные тренды развития светотехники следует отметить массовый переход на светодиодные технологии и использование интеллектуальных решений управления освещением.

Рисунок 11 - Светодиодные лампы-ретрофиты

В процессе «эволюции» наиболее востребованным продуктом стали светодиодные лампы-ретрофиты, представленные на рисунке 11. Термин «ретрофит» происходит от английского слова retrofit, что означает «модернизация». Таким образом, это модернизированные источники света. Они выполнены в форм-факторе обычной лампы с цоколем Е27 или Е14 и вкручиваются в обычные патроны.

К модным тенденциям принято относить матовость отделки, натуральные материалы отделки, индустриальный стиль, минимализм. В новый сезон перешла мода на напольные лампы. В 2020 году будут пользоваться спросом светильники, имитирующие осветительные приборы для фото- и киностудий: торшеры, оборудованные штативами, шторками и регуляторами положения. Они могут выполнять несколько функций одновременно. Например, обеспечивать качественное освещение для чтения, выступать в качестве центральной композиции («изюминки» интерьера) либо зонировать пространство. В моду возвращаются настенные светильники. Современные бра немного отличаются от своих предшественников подвижностью и легкостью форм. Дизайнеры предпочитают использовать изделия из черного металла с элементами состаренной бронзы и золота. Востребованными будут и подвесы необычной формы. Лаконичные светильники идеально смотрятся в минималистичном интерьере.

Люди с древних времен стремятся осветить пространство вокруг себя, и с тех же пор используют для этого всевозможные светильники. Они стали важными элементами интерьера, создающими уют и комфорт в доме. За всю свою историю светильники претерпели большие изменения, как с технической, так и с художественной стороны. И с появлением новых материалов, технологий, модных направлений они продолжают видоизменяться и улучшаться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области