Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Виды конструктивной деятельности в ДОУ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Виды конструктивной деятельности в ДОУ

Термин «конструирование» (от лат. constructio – построение) обозначает определенное взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстает как единое целое.

Наиболее изученным является конструирование из строительного материала (Н.Н.Поддьяков, А.Р.Лурия, З.В.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.В.Куцакова, В.В.Холмовская и др.). В педагогической практике широко используются и другие виды конструирования – из деталей различных конструкторов, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов и др.

Выделяют два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, катушек и др. материалов; к художественному – конструирование из природного и бросового материала, бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок и фильмов. Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, на улице. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы, имеющие более прочные способы соединения, например, «Лего».

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста. Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные конструкции. В отличии от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создать конструкции для игр, спортивных соревнований и т.п., соответствующие их росту.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передавая их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов.

Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя как разный природный материал, так и всевозможные упаковки, в т.ч. картонные коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и т.п. Площадь участка и сами материалы позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров. При этом их работа носит в основном коллективный характер.

В педагогической практике используются и другие виды конструирования – компьютерное, которое может носить как технический, так и художественный характер, это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый при создании компьютерной программы, и из плоскостных геометрических форм (например, квадраты Воскобовича).

На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования. Ярким примером синтеза художественного и технического конструирования может служить искусство складывания бумаги - «оригами».

Существуют следующие формы обучения детей конструктивной деятельности:

1.Конструирование по образцузаключается в том, что детям предлагают образцы готовых построек, выполненные из деталей строительного материала или конструкторов, поделок из бумаги, природного или бросового материала и т.п., как правило, побробно показывая способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование не связано на прямую с развитием творчества. Однако использование образцов - это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по моделизаключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Как показали исследования, постановка таких задач перед дошкольниками – достаточно эффективное средство активизации их аналитического и образного мышления.

Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно, к сожалению, не получило своего должного распространения в детских садах, по-видимому, в силу того, что готовых объемных моделей не существует, а обклеивание конструкций к занятию является очень непрактичной процедурой.

3.Конструирование по условиям– принципиально иное по характеру. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способ их решения детям не дается, они их находят самостоятельно.

Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети уже должны иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и т.д. Этот опыт формируется прежде всего в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Данную форму можно успешно реализовать в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым схемам-чертежам. Дети, как правило, испытывают трудности в выделении плоскостных проекций деталей строительного материала. Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны В.В.Брофмана, которые дети используют для построения чертежей.

Конструирование по чертежам и схемам способствует развитию у детей образного мышления и познавательных способностей.

5.Конструирование по замыслупо сравнению c конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но такой вид конструирования и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе осуществления. При этом дети не учатся создавать замыслы, а лишь самостоятельно, творчески используют ЗУНы, полученные ранее.

6.В конструировании по темедетям предлагают общую тематику конструкций (например, «Город», «Вокзальная площадь» и др.), и они сами создают замыслы конкретных построек или поделок, выбирают способы их выполнения и материал. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации такого вида конструирования – актуализация и закрепление ЗУНов, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

7.Каркасное конструирование,предложенное Н.Н.Поддьяковым, предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки. В старшем дошкольном возрасте детям с шести лет целесообразно предлагать крупногабаритные пространственные пластмассовые конструкторы немецкой фирмы «Квадро» для самостоятельной деятельности как в помещении, так и на участке. Ценно, что в каждом из этих конструкторов наряду с крупными деталями есть их копии в значительно уменьшенном виде. Это позволяет детям вначале «отработать» свои замыслы путем моделирования из мелких деталей, а затем воплотить эти модели в крупногабаритные прочные конструкции, которые могут служить в играх достаточно долгое время. Такой практический «перевод» мелких конструкций в крупные позволяет детям планировать и моделировать свои замыслы, связанные с созданием крупномасштабных функционально действующих конструкций, и существенно влияет на развитие у детей пространственных представлений, образного мышления.

Конструктор «Квадро» представлен несколькими отдельными наборами: «Стартер», «Бейсик», «Юниор», «Универсал», «Мобиль» и др. Базисными из них являются «Универсал», «Юниор» и «Бейсик». Конструкторы системы «Квадро» состоят из удобно и прочно соединяющихся между собой трубчатых деталей (модулей), имеющих разнообразную простую конфигурацию. Детали соединяют с помощью прямых и угловых «муфт-вкладышей» и крепежных болтов. Целенаправленно соединяя трубчатые детали, дети сначала получают каркасы будущих конструкций, которые затем путем присоединения к ним соответствующих плоскостей превращают в законченные постройки.

По сути дела, конструкторы «Квадро» позволяют наиболее полноценно реализовать принципы каркасного конструирования, обеспечивающие развитие у детей образного мышления и воображения. В инструкциях показаны способы крепления, в которых воспитателю необходимо разобраться самому, чтобы можно было помочь детям. А вот детям прежде всего лучше дать возможность освоить конструктор путем практического экспериментирования сначала с мелкими деталями, а затем с крупными, не показывая каких-либо иллюстраций. После этого в качестве образца можно предлагать простые конструкции (мебель, домик и т.п.), выполненные воспитателем из мелких деталей для воспроизведения их из крупных деталей.

Важно, наблюдая за детским экспериментированием, выяснить, что дети не смогли «открыть» сами (какой-то из способов соединения, назначение той или другой детали и т.п.), и в конструкциях-образцах задействовать эти конструкторские решения. Можно предлагать определенные задания типа: сделать столовую мебель — четыре стула и стол, а также задания, подчеркивающие функциональное назначение конструкции (конструирование по Конструирование из деталей конструктора 77 условиям): например, построить горку, на которую могли бы забраться дети и скатываться с нее, или построить длинную тележку с четырьмя колесами для перевозки мусора, больших мягких игрушек и т.п.

Конструирование с использованием «Квадро» — это всегда коллективная работа, требующая от детей слаженного взаимодействия и предварительного общего обсуждения. И это очень важно для формирования детского взаимопонимания, бесконфликтного и созидательного поведения. «Квадро» позволяет создавать прочные конструкции разной тематики, которые дети могут использовать по назначению: крупные «двигатели» на колесах; мольберты для рисования, стенды для выставки детских работ; парники и теплицы на участке; спортивный инвентарь, своеобразную «обезьянью» среду, в которой дети могли бы разнообразно двигаться (подтягиваться, подлезать, пролезать, прыгать и т.п.), и многое другое. Средствами «Квадро» дети могут сами моделировать развивающую предметно-пространственную среду и самостоятельно видоизменять ее. Вариативность детских решений способствует созданию оригинальных конструкций, что является одним из важнейших показателей развития у детей творчества.

Таким образом, конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческим, развивающимся и развивающим. Каждый вид обучения конструированию имеет свою специфику, учет которой позволяет определять взаимосвязи между видами и разрабатывать развивающие технологии обучения детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области