Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методические рекомендации по теме " Развитие метапредметных компетенций на уроках биологии и химии через смысловое чтение"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие метапредметных компетенций на уроках химии через смысловое чтение.

На уроках, факультативных курсах читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации.

В рабочих учебных программах по новым образовательным стандартам НОО и ООО включены в качестве обязательного компонента «навыки смыслового чтения».

Под смысловым чтением понимается:

● осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,

● извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,

● определение основной и второстепенной информации,

● свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,

● понимание и адекватная оценка языка СМИ. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.

На уроках химии также нужно формировать навыки осмысленного чтения, применяя следующие приемы.

Прием «Восстанови текст»

Теме «Химическая связь» (8 класс)

Внимательно прочитайте текст, а затем вставьте в него пропущенные слова, необходимые по смыслу.

Частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются 1) __________. Химическая связь, возникающая между ними, называется_2)______________. Ковалентная химическая связь возникает за счет образования 3) _________.

По числу общих электронных пар она бывает 4) ________________________.

Способность атома оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в химической связи – это 5)___________. Ковалентная связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называется 6) _____________, а с разной электроотрицательностью – 7)_________. Связь в металлах между атом – ионами посредством 8) _____________________ называется металлической.

(ионы, ионная, общих электронных пар, одинарная, двойная, тройная, электроотрицательность, неполярной, полярной, общим пучком отрицательно заряженных электронов)

Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы 

После изучения темы «Электролитическая диссоциация» (8 класс) учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

Примерные «Толстые» вопросы

Примерные «Тонкие» вопросы

Объясните, почему вещества с ионной связью растворяются хорошо, а вещества с ковалентной неполярной плохо?
Предположите, как пойдет процесс растворения, если раствор нагреть?
В чём различие диссоциации веществ с ионной связью и ковалентной полярной?

Кто сформулировал теорию электролитической диссоциации?

Что представляют из себя гидратированные ионы?

Когда была сформулирована теория электролитической диссоциации?

Могли ли древние ученые объяснить процесс растворения веществ?

Приём  «Составление вопросов к задаче» 

Анализ информации, представленной в объёмном тексте  химической задачи, формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

Приём  «Вопросы к тексту учебника» 

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах
Тема: «Электролитическая диссоциация» (8 класс) 
1. Прочитайте текст. 
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? 
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

Приём «Верные и неверные утверждения» 

Тема «Водород» (9 класс)

восстановителя.

получении чистых металлов.

Учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Прием «Установи соответствие»

Тема «Химическая связь» (11 класс)

 Установите соответствие между названием вещества и типом химической связи, с помощью которой оно образованно:

1) оксид углерода(II) А) ионная

2) озон Б) ковалентная неполярная

3) гидроксид аммония В) ковалентная полярная

4) бромид магния Г) металлическая

5) металлический цинк Д) водородная

6) кристаллик воды Е) донорно-акцепторная

7) хлороводород

2. Установите соответствие между названием кристаллической решетки и соответствующими веществами:

1) Ионная А) оксид углерода (IV) Б) графит

2) Молекулярная В) сульфид меди(I) Г) олово

3) Атомная Д) вода Е) сера кристаллическая

4) Металлическая Ж) хлорид магния З) хлороводород

Работа с текстом химического содержания.

Прочитайте внимательно текст «Соли» и выполните задания в группах.

Соли.

Солями называют класс неорганических соединений. Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками. Самым распространённым веществом этого класса является поваренная соль (NaСl). Она содержится в морской воде, солёными могут быть и озёра. В океанической воде присутствует в виде растворимых солей большинство химических элементов, но есть соли не растворимые.

В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей, они образовались из раковин морских простейших. Эта соль карбонат кальция (СaCO3 ).

Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, эта соль фосфат кальция (Сa3(PO4)2) – основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения.

Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще за III–IV тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы. Но не всегда она была такой доступной для человека. 

На торжественных пирах в древней Руси поваренная соль подавалась в особых сосудах- солонках лишь на столы знатных гостей. Прочие же гости расходились с пиршества несолоно хлебавши.

Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В 13 веке в Тибете разменной монетой служили лепёшки из соли. Во времена М.В.Ломоносова за 5 плиток горной соли в Абиссинии можно было купить раба. А до 20 века плитки из соли служили легальным средством оплаты товаров.

К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета: “Соль рассыпал – к ссоре”. Соль в старину называли властительницей жизни и смерти. Её приносили в жертву богам. А иногда поклонялись ей, как божеству.Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “sаlarium” и английское слово “salary”, означающие “жалование”, “зарплата”, – имеют “солевое” происхождение. По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово “солдат”.

Соли бывают средние или нормальные это соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот, иначе, в составе солей нет атомов водорода (Na3PO4). и Кислые соли, которые образуются в результате неполного замещения атомами металлов атомов водорода в молекулах кислот, иначе в составе солей есть атомы водорода (NaH2PO4). Важнейшими солями являются соли соляной кислоты – хлориды, серной – сульфаты, азотной – нитраты,угольной – карбонаты, ортофосфорной – ортофосфаты.

   Соль не простая вкусовая добавка, она жизненно необходима нашему организму. В нашем желудке находится кислота, которая убивает микробы и помогает перевариваться пище. Это желудочный сок. Он состоит из соляной кислоты образующейся как раз из соли. Она входит в состав крови, лимфы. Если мы активно движемся на коже появляются капельки пота. Они тоже солёные. А кто не глотал свои слёзы от обиды или неудач? С самого детства нам знаком их горько-солёный вкус.

   Сколько же соли в нашем организме? Учёные подсчитали, что соли в организме человека примерно 4 столовых ложки, это около 120 грамм. Конечно, количество соли зависит от веса человека, от его возраста. К тому же соль постоянно расходуется, занимаемся ли мы спортом, физическим трудом, загораем ли, плачем. А это значит необходимо постоянно возмещать её потерю. Сколько же можно съесть соли за день? Существует ли норма? Существует.

   В холодных странах, таких как Россия, она равна пяти-шести граммам в день. В жарких странах около двадцати граммов. Разница в четыре раза! Отчего же так? Разница в количестве связана со скоростью испарения пота в жарком и холодном климате. На юге жарко. Пота испаряется больше, значит и потери соли больше.

   Каждый день наш организм чутко реагирует на любые изменения, которые происходят в нём в результате потребления нами пищи. Наш организм мудр. Он сам подсказывает, что нужно делать, если соли внутри стало в избытке. Соль из пищи, которую мы съели, попадает в кровь через стенки кишечника. Такая "солёная кровь" организму не нравится. Ведь он привык во всём соблюдать равновесие. И начинается процесс разбавления крови водой. Воду дают окружающие клетки. Потерю клетками воды называют обезвоживанием. Как только оно начинается, в мозг посылается сигнал о том, что необходимо пополнить запасы воды. Тут возникает желание пить, и мы тянемся к стакану с прозрачной живительной водой.

   Однако есть целые народы, которые не используют соли в своей пище почти совсем. Например, эвенки, чукчи, ненцы. Но если соль так важна организму, разве такое возможно? Значит, соль должна в него как-то поступать, но каким образом? Отгадка пришла неожиданно. Изучая жизнь разных племён, учёные выяснили, что те из них, кто жил охотой, не добывают и не покупают соль. Они потребляют её с мясом и кровью убитых животных. А вот племена живущие земледелием, использующие в пищу растения, вынуждены обменивать плоды на соль или добывать её самостоятельно. В овощах и злаках соли почти нет. Северные народы живут охотой, мясо животных основной продукт их питания, вот и весь секрет.

   Соль нужна не только человеку, но и животным. Даже бабочки пьют "слезы" или пот крупных животных, олени лижут соль солончаков.

Задания к тексту:

Группа 1. Теоретики-химики

Дополни определения

1. Соли- это сложные вещества, образованные ......................

2.По растворимости в воде соли бывают растворимые и ................

3.Соли бывают средние или нормальные и ......................

4.Кислые соли образуются в результате неполного замещения...............

Верные или неверные утверждения.

на против каждого выражения поставьте + или -

KNO3, NaOH,  HCl,  Na3PO4,  CaO,  HNO3,  BaCO3

Группа 2. Практики

Ответьте на вопросы:

1. Сколько соли в организме человека?

2. От чего зависит количество соли в организме?

Решите задачу: Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12-15г соли. Сколько соли съели вы за свою жизнь!

Группа 3. Биологи

Сделайте схему, которая показывает роль соли для организма человека.

Группа 4. Историки- лирики

1.Объясните выражение " несолоно хлебавши".

2. Используя информацию текста, покажите значение соли в истории.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области