Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Взаимодействие педагогов и семьи в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Дать представление студентам педагогических их училищ и ВУЗов а так же всем желающим о важной роли педагога в период адаптации ребенка в ДОУ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Взаимодействие педагогов и семьи в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Детские сады довольно новое изобретение человечества. Они являются учреждениями для общественного воспитания детей дошкольного возраста. С развитием индустриального общества, открытием новых фабрик, заводов, в обществе возникла большая потребность в рабочих способных быстро усваивать новые формы труда. Соответственно этими рабочими стали молодые родители. Менее модернизированные формы труда выполняло старшее поколение. В обществе возник вопрос, что же делать с маленькими детьми? В начале 19 века английский философ, педагог, социалист, один из прогрессивных реформаторов своего времени Роберт Оуэн совладелиц текстильной фабрики в Шотландии. В 1816 г. Р. Оуэн открыл невиданную ранее организацию «Новый институт для формирования характера». В данный институт входили: дошкольное учреждение для детей от года до пяти лет под названием «школа для самых маленьких», начальная школа для детей до 10 лет, вечерние классы для работавших на фабрике подростков, вечерний очаг культуры, где обучали неграмотных рабочих, функционировал лекторий, родители получали консультации по воспитанию детей, проводились музыкальные вечера, танцы, игры и т. д. работать на фабрике Оуэна для людей того времени считалось необыкновенной удачей. С первых дней своего существования. «Новый институт» объединил своим воспитательным воздействием 759 человек в возрасте от одного года до 25 лет (1). С этого «новшества» введённого Р. Оуэном и началась история создания дошкольных учреждений.

Дошкольные организации предназначены для массового, общедоступного решения проблемы занятости родителей. Время работы ДОО чаще совпадает с основным рабочим графиком большинства трудящегося населения страны: с 7 до 19 ч, то есть существует возможность привести ребёнка и отправиться на работу, по окончании своего трудового дня, есть запас времени, что б добраться до сада и забрать ребёнка. Обычно график работы ДОО это пяти дневная рабочая неделя, но существуют и детские сады с круглосуточным пребыванием, на длительный период времени. Например, детские сады РЖД. В системе детских садов осуществляется уход и присмотр за детьми, подготовка дошкольников к обучению в школе — на уровне формирования первичных представлений об окружающем мире, развитие речевых, математических, музыкальных, физических способностей дошкольника.

Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран мира и являются обычно первым звеном в системе образования. При этом не стоит забывать, что ранее основной функцией детского сада был присмотр за детьми. В наше время дошкольные организации дополнительно выполняют социальный заказ общества и государства.Современная система дошкольного образования состоит из яслей, детских садов, групп кратковременного пребывания детей, центров дошкольного образования.

Каким бы хорошим не была дошкольная организация, в каком бы возрасте ребёнок не поступил бы в неё, поступление в общественное учреждение, провоцирует серьёзное стрессовое переживание, которое отражается на его психофизиологическом состоянии. В этот период ломается весь стереотип жизни, позволявший ребёнку чувствовать себя спокойно и уверенно, теряется чувство комфорта и предсказуемости в текущий период жизни малыша. Условия, к которым ребёнок успел приспособиться потеряны возникает страх перед неизвестностью. В жизни ребёнка увеличивается количество социальных контактов, о которые его раньше не интересовали, а точнее о существовании которых он ранее и не помышлял. Следующим психотравмирующим фактором является разлука с матерью и другими членами семьи. Близкие заботились о ребёнке с рождения понимают и выполняют его малейшее желание, предъявляя при этом минимальное количество требований к самому ребёнку. Эта ситуация пробуждает чувство неуверенности, тревоги, незащищённости, к которому часто примешивается чувство «покинутости».

В период адаптации к дошкольным учреждениям дети, особенно дошкольники раннего возраста, испытывают длительные отрицательные переживания, такие как: тоску, страх, повышенная тревожность, общее ухудшение самочувствия, частую смену настроения, что в свою очередь ослабляет иммунитет ребёнка, а не редко и является источником ряда заболеваний. Особой стрессовой нагрузкой для нервной системы малыша является нахождение обществе 17-20 сверстников длительный период времени. Ребёнок раннего возраста попадает в сложную систему новых отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования своих намерений и намерений других детей. Для ребёнка, привыкшего играть в одиночестве, даже уровень шума в игровой комнате изначально будет являться сильным психотравмирующим фактором. Для привыкания к новой обстановке, новому распорядку, общению с незнакомыми детьми и взрослыми, осознание требований воспитателя, ребёнку следует приложить ряд усилий. К сожалению, это возможно не всегда, без комплексного воздействия педагогов и семьи ребёнка. Организуя свою работу с детьми раннего возраста, в период их адаптации в ДОУ, педагог ориентируется на знание индивидуальных особенностей, склонностей, общего состояния здоровья каждого ребёнка. Такие знания педагогу могут предоставить только близкие члены семьи ребёнка.

Практические наблюдения, на протяжении многих лет показывают педагогам, психологам и родителям, что при поступлении в детский сад ежегодно выделяется небольшая группа детей с осложнённым течение адаптационного периода. Ели проигнорировать данную ситуацию, мы имеем возможность получить другую ситуацию, например, «не садовский ребёнок», «агрессивный ребёнок» и т. д. взаимодействие педагогов и семьи ребёнка раннего возраста помогает снять напряжение, скованность, чувство дискомфорта у ребёнка, предупреждая его переутомление, создаёт бодрое самочувствие, побуждает радостное настроение, вызывает желание общаться со сверстниками и взрослыми, в такой ситуации ребёнок проявляет здоровый интерес к окружающему миру.

Обычно педагог встречается с семьёй ребёнка на первом организационном родительском собрании, на котором происходит знакомство педагогов и родителей, знакомство с новой средой для ребёнка, сверка списков (ведь в некоторых фамилиях встречаются опечатки), уточнение необходимых для ребёнка вещей в момент посещения группы (сменная обувь, сменный комплект одежды, индивидуальная расчёска и т.д.) существует хорошая возможность в конце беседы предложить родителям заполнить анкеты «Анкета для родителей дошкольника». У данной анкеты нет строго установленной формы, из неё педагог получает основные сведения о ребёнке и его семье. Впервые встретившись с родителями, педагог должен провести разговор так чтобы родители увидели, что ребёнку будет хорошо в стенах детского сада, выявить из разговора с родителями особенности, малыша, имеющемся у него социальном опыте общения, уровне игровых действий, привычках уточнить что возможны некие затруднения, но они преодолимы. Другая задача разговора помочь близким родственникам ребёнка раннего возраста осознать, что ребёнку необходима возможность для постепенного привыкания к новой обстановке.

Педагог приглашает родителей осмотреть: приёмную группы (индивидуальный шкафчик ребёнка); игровую комнату; спальню; туалетную комнату.

Имея представление о том в каких условиях будет находится ребёнок у родителей есть возможность начать формирование первичных положительных представлений у малыша. Например, какой красивый лягушонок изображен на твоём шкафчике, а какие интересные игрушки на полках в группе, мне бы очень хотелось с ними поиграть, а тебе?

Воспитателю необходимо рассказать о режиме дня в группе, ознакомить с информационным стендом группы где отражен режим дня тема месяца, недели и д.р. организационные моменты, выяснить на сколько соблюдается режим дня дома, сильно ли он отличается от режима, установленного в дошкольном учреждении. Необходимо донести до семьи ребёнка раннего возраста потребность придерживаться режима, установленного в детском саду и по возможности соблюдать его в выходные дни.

Дальнейшая работа педагогов может представлять собой индивидуальные и групповые консультации по адаптации ребенка, в ходе которых сообщается об умениях и навыках присущих возрасту, которыми должен овладеть ребёнок данного возраста. Примерные темы консультаций «Как готовить ребёнка к детскому саду», «Адаптация детей к ДОУ» и другие. Возможно предложить памятки, для родителей, они будут хорошим ориентиром для их дальнейших действий.

Ссылки использованной литературы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Оуэн,_Роберт

http://nashaucheba.ru/v40923/пискунов_а.и._история_педагогики_и_образования?page=48

https://ru.wikipedia.org/wiki/Детский_сад

Список литературы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области