Конспект занятия по экспериментированию с использованием квест-игры:
«На поиски пропавшего клада.»
Цель:
- Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Задачи:
- продолжать формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи.
- продолжать учить детей рассуждать
- продолжать учить детей формулировать простые выводы после проведения простых опытов
- упражнять детей в разгадывании загадок, способствовать развитию слухового восприятия
Ход занятия:
Создание проблемной ситуации.
Дети сидят на стульчиках
Воспитатель: Ребята, у нас в игровом уголке на кухне пропала посуда. Что же нам теперь делать?
Дети: Искать.
Вбегает пират (у него в руках контейнер со снегом)
Здравствуйте ребята! Я добрый и веселый пират Джек! Я долго путешествовал по морям и океанам, во многих городах, но такого смеха нигде не встречал. Хотите его увидеть?
Дети : Да!
Пират: Посмотрите как много я его собрал! Хотел еще лед принести, но у меня одного ничего не получилось.( показывает контейнер со снегом)
Воспитатель: Ребята разве это смех?
Дети: Нет, это снег.
Воспитатель: Конечно, это снег. Ребята , а снег какой? Давайте потрогаем.
Дети: холодный, белый, непрозрачный.
Воспитатель: Джек, ты знаешь , а у нас в игровом уголке вся посуда попала. Поможешь ребятам ее отыскать?
Пират: Конечно помогу!
(задумчиво говорит)Только где нам искать? Дайте -ка подумаю.
А-а! Может ваши игрушки здесь?(показывает на контейнер со снегом)
Воспитатель: Но ведь снег непрозрачный, и нам невидно есть ли под ним игрушки. Как же нам узнать, ребята?
Дети: Снег нужно растопить и тогда мы увидим.
Воспитатель: Правильно. Давайте поставим контейнер со снегом на батарею и когда он растает посмотрим нет ли там игрушек
Вывод: Снег – это и есть вода.
Пират дает таз с водой и бутылку.
Игра с водой.
Вывод: вода не имеет формы, она приобретает форму сосуда, текуча, прозрачна.
Снег тает, пират переливает воду в таз
Пират: Нет тут никаких игрушек. Значит они где-то в другом месте.
Ой, я совсем забыл, что хотел вам рассказать. Я живу на острове и у меня этой воды полным-полно. Ведь остров- это суша со всех сторон окруженная водой. Я много знаю игр с водой, хотите поиграть в пиратскую игру.
Дети: Да
Игра с водой
Пират: Давайте представим что это море и наш корабль ( маленькая пластиковая бутылка) весело гуляет по волнам. Но тут поднялся ветер и начал качать наш корабль. На море не всегда бывает спокойно, давайте покажем бурю и посмотрим, что же будет с нашим кораблем.
Дети вместе с пиратом дуют на бутылку.
Пират: Молодцы, ребята настоящую бурю устроили, но наш корабль все- таки остался на плаву.
Пират: Что-то загостился я у вас, пора мне домой возвращаться. Только как это сделать ,незнаю. Ребята, может, вы поможете мне? А я вам за карту, на которой показано клад. Вы знаете, что такое клад?
Дети: Это спрятанные сокровища.
Воспитатель: Ребята, как называют людей , которые ищут клад?
(Подсказка: клад – искать – кладоискатели)
Пират: Правильно. Какие вы молодцы, все знаете. Для того чтобы добраться до клада вам нужно собрать все части карты. Вот первая часть .
Воспитатель: Как же нам добраться на этот остров.
Давайте посмотрим на подсказку(Берет лист бумаги)
Что –то ничего не видно. Посмотрите вы видите что-нибудь ?
Дети: Нет.
Воспитатель: Может на свет посмотреть? (идет к лампе и смотрит на свет- появляется рисунок с летучим кораблем).
Что вы видите, ребята?
Дети: Летучий корабль
Воспитатель: вот на чем мы полетим на остров.
Внимание отправляемся в путь.
(Звучит мелодия: шум моря)
Воспитатель: Закройте глаза и представьте мы с вами летим на летучем корабле вокруг белые облака, смотрим вниз и видим море: вода голубая, прозрачная , в ней плавают красивые, блестящие рыбки.
Открываем глаза .Вот мы с вами и прилетели на остров.
Пират дает вторую часть карты.
Пират: Здесь на моем острове есть волшебный источник, в нем необычная вода, она очень горячая. Я назвал ее : «Не тронь-огонь», потому что он очень опасный .Посмотрите, сейчас я вам покажу. Я наливаю в бокал горячую воду , накрываю его зеркалом. Вот посмотрите что получилось.( показывает детям зеркало, на котором капли воды)
Воспитатель: Ребята, что же случилось с водой?
Дети: Вода превратилась в пар.
Пират отдает третью часть карты
Пират : на моем острове растут красивые пальмы. Ой, а что это? Ребята, пока меня здесь не было, выросла какая-то необычная пальма. Что на ней такое растет? (берет карточку в виде банана и читает загадку)
Загадка№1
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка)
Загадка№2
Лужа, море, океан,
Пруд, ручей, родник, туман,
Озеро, река - всегда
В них отыщется (вода)
Пират отдает четвертую часть карты.
Загадка № 3.
Мы согрели самовар и над ним поднялся…(пар)
Пират: Вы просто молодцы! Помогли мне добраться до дома. И рассказали мне все о воде.
Воспитатель: Для того чтобы собрать карту и найти клад. Нам нужно вспомнить ,что же мы узнали о свойствах воды.
Итак( берет первую часть карты)Что такое снег?
Дети : Снег- это вода, в виде замерзших кристалликов.
Воспитатель прикрепляет первую часть карты к магнитной доске.
(Берет вторую часть карты .)После того как снег растаял, какая стала вода?
Дети: Жидкая, прозрачная, у нее нет формы.
Воспитатель прикрепляет вторую часть карты на доску.
(берет третью часть карты)При нагревании что случается с водой?
Дети: Вода превращается в пар.
Воспитатель: Правильно.
(прикрепляют третью и четвертую часть карты)
Воспитатель: Все задания мы выполнили, карту собрали. Давайте посмотрим на карту, где же находится клад.
Дети подходят к доске, смотрят на карту и находят клад ( сундук с пропавшей посудой и новые игрушки)