Деятельностный подход как средство повышения мотивации учащихся основной школы к изучению биологии.
Одна из основных проблем современной школы -низкая мотивация детей, т.е не желание учится. Наша школа не исключение. Как показывают результаты исследования учебной мотивации, рост учащихся с низким уровнем школьной мотивации от класса к классу очевиден.
Причины для этого бывают разные:
-Низкий уровень знаний
-Несформированность учебной деятельности и приемов самостоятельного приобретения знаний.
-Не сложившиеся отношения с классом
-В единичных случаях- задержки развития или аномальное развитие.
Завышенные требования со стороны родителей, без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений.
Поэтому я считаю необходимо:
Изучить и проанализировать теоретические исследования и практические наработки по реализации деятельностного подхода в обучении как средства мотивации . Обосновать необходимость совершенствования системы педагогической деятельности по повышению мотивации учащихся основной школы к изучению биологии, посредством реализации деятельностного подхода. Совершенствовать учебно-методическое обеспечение организации учебного процесса. Разработать показатели результативности педагогической деятельности, по повышению мотивации учащихся основной школы по изучению биологии.
Для этого я предлагаю модель реализации деятельностного подхода на уроках биологии.
Для реализации внешней мотивации я использую систему познавательных заданий:
Для этого нам понадобится технологическое обеспечение учебного процесса:
Целесообразное использование всего комплекса методических средств позволит добиваться положительных результатов в планомерном развитии мотивации учащихся. Одной из них при изучении биологии является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации, в процессе изучения современных достижений биологии. Выполнение исследовательских и творческих работ, как правило, начинается в старших классах. Очень важно заинтересовать учащихся, сформировать их мотивации, активизировать научно-познавательную деятельность.
Большую роль играют наглядные пособия. Особая роль в развитии познавательного интереса к изучению биологии принадлежит использованию наглядных пособий на уроках. Использование живых объектов в качестве иллюстраций улучшает восприятие и запоминание материала урока, активизирует эмоционально-образные ресурсы ребенка, повышает эффективность урока.
Важную роль играют опережающие задания, подготовка устных сообщений, творческих работ, основанных на личном опыте и личных наблюдениях. Фотоальбомы, электронные презентации с описаниями своих комнатных растений, домашних животных или аквариумных рыбок выполняются детьми с большой любовью и интересом. Каждый год мы с ребятами выполняем проекты: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Важную роль играют экскурсии на природу, они способствуют развитию интереса к предмету у подростков через чувство прекрасного, восприятие красоты и гармонии окружающей среды.
Как же проверить результативность этой работы?
Показателями к этому является
В заключении хочется дать рекомендации: