Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка открытого урока для учащихся 4 класса ДШИ С.С.Прокофьев "Детская музыка"

Расширение кругозора учащихся ДШИ в области отечественной музыки XX века. Обобщение знаний учащихся об изучаемом произведении формирование эмоционального отношения к музыке на основе их восприятиях воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, любовь к детской музыке.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственная бюджетная организация

дополнительного образования Республики Адыгея

«Детская школа искусств села Натырбово»

Методическая разработка открытого урока

для учащихся 4 класса ДШИ

С.С.Прокофьев «Детская музыка»

Автор: Гудкова Татьяна Леонидовна

преподаватель теории музыки

2022 г.

Цель: расширение кругозора учащихся ДШИ в области отечественной музыки ХХ века.

Поставлены следующие задачи:

Образовательные: а) обобщение знаний учащихся об изучаемом произведении, б) формирование эмоционального отношения к музыке на основе их восприятиях, в) особенности строения «Детской музыки» С.Прокофьева.

Воспитательные: а) воспитывать позитивное отношение к искусству, б) воспитывать уважение к традициям русского народа, в) формировать нравственно-эстетические переживания на основе восприятия музыкальных произведений, г) воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, любовь к детской музыке.

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, портрет композитора, картины.

Ход урока.

Звучит пьеса С.С.Прокофьева «Утро» из сборника «Детская музыка». Преподаватель показывает картину И.К.Айвазовского «Феодосийский залив» «Восход солнца в Феодосии» 1855 г.

Айвазовский воспевает спокойное, излучающее сияние море. Однажды художника спросили, какие из своих работ он считает наиболее удавшимися? «Те картины, – ответил Иван Константинович, – в которых главная сила – свет солнца».

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок начался со звуков прекрасной пьесы «Утро» великого русского композитора – композитора XXвека - С.С.Прокофьева. Прозвучала первая пьеса из сборника фортепианных пьес «Детская музыка». Это как бы эпиграф сюиты: утро жизни. В сопоставлении регистров ощущается пространство, воздух! Мелодия чуть мечтательна и кристально чиста. Необычайная простота, но не примитив.

Когда речь заходит о классической музыке для детей, у большинства из нас имя Сергея Прокофьева ассоциируется с его симфонической сказкой “Петя и волк”. Но Прокофьев посвятил детям не только симфоническую сказку. У него есть сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – “Детская музыка”. И так мы отправляемся в наше путешествие по страницам сочинений под названием «Детская музыка».

Сборник «Детская музыка» написан в 1935 году. Есть в нём  картины природы («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер»), и зарисовки ребячьей жизни («Прогулка», «Пятнашки»),и танцы (Тарантелла, Вальс), есть два комических марша, о которых мы с вами когда-то говорили («Шествие кузнечиков», Марш). «Сказочка», и пьеса «Раскаяние», затрагивают серьёзные детские переживания, и  звучат вариации на мелодию, близкую русской народной песне («Ходит месяц над лугами»).

Преподаватель: Любите ли вы гулять? Как часто вы делаете прогулки? Какие мысли навевают вас на прогулке?

Сейчас прозвучит вторая пьеса, которая называется «Прогулка». Трудовой день малыша начался. Его походка тороплива, хотя и несколько с развальцей. Уже в первых тактах пьесы передан ее начальный ритм. Надо успеть, все увидеть, ничего не пропустить, в общем, дела очень много... Графическая контурность мелодии и характер непрерывного движения с отстукиванием четвертей призваны создать колорит детски наивной сосредоточенной «деловитости».

Прослушивание пьесы «Прогулка».

Преподаватель: Любите ли вы сказки? Какие сказки вам больше всего нравятся? Какие герои из сказок вам запомнились больше всего и почему?

Рассказывают ли вам на ночь сказки?

Третья пьеса из сборника фортепианных пьес «Детская музыка» называется «Сказочка» — мир незамысловатой детской фантастики. Здесь нет ничего поражающего воображение, страшного, чудовищного. Это мягкая, добрая сказочка-повествование, в которой тесно переплетаются быль и мечта.

Ведь каждый из нас любит перед сном слушать сказки, чтобы потом приснился интересный волшебный сон. Вот и пьеса «Сказочка» вначале напоминает колыбельную песню своей неторопливой, «укачивающей» мелодией. Представьте себе, ребята, таинственный лес, вспыхивают волшебным светом где-то огоньки гнилушек, да кричит филин. Но вот пронесся на сером волке Иван-царевич, спас от Кощея Василису Прекрасную – ожил лес. А ускакали герои – и снова тишина, кончилась сказочка, и ее слушатели уснули. Посмотрите на картину художника В.Максимова "Бабушкины сказки" (1867). С каким вниманием, интересом слушают ребята сказки бабушки. А рассказчица неторопливо ведет свой рассказ о новых добрых и злых героях сказок, об их подвигах, о злых коварствах, о таинственных превращениях.

Преподаватель: прослушаем «Сказочку»

Преподаватель: в сборнике «Детская музыка» есть танец, который заставляет нас вспомнить о музыке Италии – тарантелла.

Тарантелла – это итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет (в Сицилии); музыкальный размер — 6/8, ³/8. Характерной особенностью тарантеллы является ритмический рисунок, насыщенный триолями. Это жанрово-танцевальная, виртуозная пьеска, выражающая задорную темпераментность ребенка, захваченного музыкально-танцевальной стихией. Живой и бойкий ритм, упругие акценты, колоритность полутоновых тональных сопоставлений, сдвиги одновысотных тональностей — все это увлекательно, легко, радостно. И в то же время по-детски просто, без специфической итальянской остроты, несомненно, непонятной русской детворе.

Этот стремительный танец исполняется одной или несколькими парами, иногда сопровождается пением. Мелодия тарантеллы напоминает стремительную, огненную итальянскую пляску. Кажется, что мы попали на веселый карнавал, где все веселятся, поют и кружатся. В Италии раньше считали, что укус апулийского тарантула (паука) опасен для человека, хотя это не так, и придумали необычный способ лечения – плясать до упаду. Так этот танец и появился. А художник Л.Б.Перро нарисовал в 1876 году картину, которая так и называется «Тарантелла».

Л.Б.Перро "Тарантелла" (1876)

Прослушаем «Тарантеллу».

Преподаватель: были ли у вас дни огорчения, печали, грусти? Наказывали вас родители за проступки, и присутствовало при этом чувство вины, раскаяния?

Пятая пьеса — «Раскаяние» — правдивая и тонкая психологическая миниатюра, ранее названная композитором «Стыдно стало». Как непосредственно и трогательно звучит печальная мелодия, как искренно и «от первого лица» переданы ощущения и раздумья, охватывающие ребенка в моменты таких психологически сложных переживаний! Прокофьев использует здесь тип «поюще-говорящих» (по определению Л. Мазеля, «синтетических») мелодий, в которых элемент речитативной выразительности не уступает выразительности кантиленой.

Но такое настроение мимолетно у детей. Оно вполне естественно сменяется противоположному настроению.

Прослушаем пьесу «Раскаяние»

Шестая пьеса — «Вальс». Хрупкий, нежный, импровизационно непосредственный ля-мажорный «Вальс» говорит о связях детских образов с миром хрупких, чистых и обаятельных женских образов театральной музыки Прокофьева. Пьесы сборника «Детская музыка» стали частями из балета «Сказ о каменном цветке». Сейчас прозвучит «Вальс» светлый, мечтательный, который в балете получил название «Вальс алмазов»

«Вальс алмазов засверкал-

Приглашает всех на бал.

Самоцветами горит,

Нам о сказке говорит».

Прослушаем «Вальс».

Преподаватель: Кто такие кузнечики? Приходилось ли вам наблюдать за кузнечиками? Особенность поведения кузнечиков – это их прыжки с одного места на другое, стрекотание. А вот в «Детской музыке» есть седьмая пьеса под названием

«Шествие кузнечиков». Это — быстрая и веселая пьеса о радостно стрекочущих кузнечиках, всегда вызывающих интерес у ребят своими поразительными скачками. Фантастичность образа не выходит здесь за рамки обычных детских выдумок и в этом отношении заметно отличается от, скажем, таинственной фантастики «Щелкунчика» Чайковского. В сущности, это забавный детский галоп, в средней части которого даже слышатся интонации пионерских песен.

Федор Шехтель "Весна красна. Жуки и кузнечики" (1883)

Прослушаем «Шествие кузнечиков».

Преподаватель: есть в природе такое яркое красочное явление – это радуга. Кто видел радугу? Назовите основные цвета радуги? В какое время года это явление можно увидеть часто?

Мы послушаем пьесу под названием «Дождь и радуга», в которой композитор пытается — и очень успешно — живописать то огромное впечатление, которое производит на ребят всякое яркое явление природы. Здесь и естественно звучащие смелые звуковые «кляксы» (аккорд-пятно из двух рядом лежащих секунд), и, точно падающие капельки, медленные репетиции на одной ноте, и просто «Тема удивления» перед происходящим (нежная и красивая мелодия, спускающаяся с высоты).

Прослушаем «Дождь и радуга».

Преподаватель: любите ли вы играть в догонялки? Какие игры вы еще знаете?

В сборнике С.Прокофьева есть девятая пьеса под названием «Пятнашки». А что это за игра? Это – русская народная игра. Играющие дети выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.
Правила игры: тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Музыка «Пятнашек» - быстрая, шаловливая. Ведь каждый из нас играл когда-нибудь в пятнашки - догонялки. Вот и мелодия этой пьесы передает стремительное движение, бег. «Пятнашки» — пьеса близка по своему стилю «Тарантелле». Она написана в характере быстрого этюда. Так и представляешь себе увлеченно догоняющих друг друга ребят, атмосферу веселой, подвижной детской игры.

Посмотрите на картину, детвора, которая играет в догонялки, в каком-то старинном русском городишке. Обратите внимание на одежду детей, на босые ноги, на их азарт в игре. Во время игры они забывают обо всем, так увлечены игрой.

Прослушаем пьесу «Пятнашки».

Вдохновенно написана десятая пьеса — «Марш». В отличие от ряда других своих маршей, пьеса вполне реалистично рисует марширующих ребят. Детский «Марш», ор. 65 получил широкое распространение, стал излюбленной пьесой отечественного фортепианного репертуара для детей.

Одиннадцатая пьеса — «Вечер». Музыка этой обаятельной пьесы насыщена подлинной человечностью, чистотой и благородством чувств. Впоследствии автор использовал ее в качестве темы любви Катерины и Данилы в балете «Сказ о каменном цветке», сделав одной из важнейших лейттем всего балета.

Мелодия этой пьесы заставляет вспомнить о тихо прожитом дне и успокаивает, словно говоря: завтра настанет утро, и все снова будет хорошо.

Преподаватель: давайте посмотрим на картину великого художника И. Левитана «Сумерки». Какие краски использовал художник для создания вечера, сумерек.

Прослушаем пьесу «Вечер».

Преподаватель: подходит к концу наше путешествие по сборнику фортепианных пьес «Детская музыка» С. Прокофьева. А закончить наше путешествие хотелось пьесой под названием «Ходит месяц над лугами».

В. ванн Гог, который нарисовал картину "Звездная ночь" (1889), сказал следующие слова: «Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать…»

Вот и мы будем слушать последнюю пьесу «Ходит месяц над лугами» из цикла фортепианных пьес «Детская музыка» и мечтать, сравнивать творчество двух великих творцов искусства. Композитор вспоминал, что его пьеса «Ходит месяц над лугами» была написана, когда он жил в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку. И по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Музыка этой пьесы напоминает протяжную русскую песню, она словно помогает ощутить прохладу летнего вечера, основная тема написана на собственную, а не на народную тему.

Прослушаем пьесу «Ходит месяц над лугами».

В. Ванн Гог «Звездная ночь»

Преподаватель: закончился день ребёнка, сколько было интересного, весёлого и забавного! Но Сергей Прокофьев не только развлекал нас своей музыкой, он хотел, чтобы мы полюбили настоящую хорошую музыку, которая проверена уже десятки и даже сотни лет, и как её любили раньше, так и любят теперь.

Преподаватель: на этом наш урок окончен. Мы не прощаемся с музыкой С. Прокофьева с его фортепианными пьесами «Детская музыка», а говорим ей: « До свидания! До новых встреч!»

Используемая литература:

1. Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей, "СМ", 1948

2. Шацкая В., Музыка в школе, М., 1950;

3. Рзянкина Т. A., Композиторы - детям, Л., 1962;

4. Гольденштейн М. Л., Очерки из истории пионерской песни, Л., 1963;

5. Томпакова О. М., Книга о русской музыке для детей, М., 1966;

6. Очаковская О., Музыкальные издания для общеобразовательной школы, Л., 1967 (библ.);

7. Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969;

8. Сосновская О. И., Советские композиторы - детям, М., 1970;

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области