Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Об опыте реализации профилактической психолого-педагогической программы «Мой девиз - я выбираю жизнь»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Васильева А.Р.

Об опыте реализации профилактической психолого-педагогической программы «Мой девиз - я выбираю жизнь!»

Проблема злоупотребления психоактивными веществами остается чрезвычайно актуальной для России. В употребление психоактивных веществ вовлекаются все новые граждане России, в первую очередь, подростки и молодежь. В последнее время масштабы распространения форм асоциального поведения (табакокурение, наркомания, алкоголизм) в подростковой среде приобретают угрожающий характер.

Подростковый возраст не случайно называют “трудным” – вчера еще такие послушные и дисциплинированные, сегодня подростки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми и даже жестокими. Причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Не понимая до конца, что с ними происходит, и пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с наркотиками в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию физиологического благополучия. Большую негативную роль в формировании зависимости от ПАВ у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность правильно выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность, неумение сказать: «Нет» и т.д.

Эти, а также другие факторы, оказывающие влияние на формирование у подростков зависимости от ПАВ, обуславливают необходимость и важность профилактической работы. Профилактика — это первая ступень в борьбе с негативными явлениями жизни, позволяющая заинтересовать молодежь и подростков, дать им возможность самореализоваться и понять опасность наркомании для их жизни и будущего.

Подростки, представляя собой наиболее восприимчивую категорию населения, требуют особенно тщательной профилактической работы. Одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является.

В ГБОУ СОШ с. Подстепки м.р. Ставропольский ежегодно проводитсясоциально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Его результаты показывают снижение количества человек c повышенной вероятностью вовлечения (группа риска) и явной рискогенностью социально-психологических условий.

Это может свидетельствовать об эффективности профилактической работы, проводимой в нашей школе. Это целый комплекс мероприятий, таких как:

1. В рамках акции «Внимание подросток» (6,7 классы)

- групповые занятия, создание и оформление информационного стенда «Я выбираю жизнь»

2. Занятия с элементами тренинга «Мир, который я сам создаю» (Небаева А.Г.) – 8 классы.

3. Занятия с элементами тренинга «Тренинг счастья» (9 классы)

4. Программа«Мой девиз - я выбираю жизнь!» (6-8 классы).

5. Общественное объединение «НАРКОПОСТ».

В начале 2019 года в нашей учебной организации был проведен мониторинг реализуемых профилактических программ, направленных на работу с данной категорией обучающихся. Учитывая, что самый высокий процент «группы риска» наблюдается у учащихся 9-х классов, мы посчитали целесообразным проводить профилактику приобщения учащихся к употреблению психоактивных веществ, начиная с 6-го класса. Ведь чтобы профилактическая работа по предупреждению злоупотребления тем или иным психоактивным веществом была эффективной, ее надо начинать проводить раньше того возраста, на который, согласно статистике, приходится начало экспериментирования с данными веществами.

В 2019-2020 учебном году была разработана программа«Мой девиз - я выбираю жизнь!» Ее целевой аудиторией являются подростки в возрасте 12-14 лет. Программа составлена из расчета 6 часов в учебный год и реализуется в 6-8 классах. В самом названии программы заложена главная идея и цель: дать ребёнку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. Основными целями данной программы являются:

– формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ;

- формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам;

-создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Задачи программы:

• предоставление объективной, соответствующей возрасту информации о психоактивных веществах.

• повышение качества психолого - педагогического сопровождения по проблеме сохранения здоровья;

• пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

• пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей ценности через план реализации программы;

• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

• формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.

• формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; атак же всемерно использовать возможности для привлечения школьников к активной жизни, укреплению здоровья и ведению ЗОЖ.

В данной программе ведется комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся по профилактике вредных привычек и сохранения здоровья подростков на основе использования в практической деятельности психолога профилактических занятий. С помощью наглядного материала и практических заданий происходит формирование осознанного отношения подростков к своему здоровью. Программа включает тематику в составе занятий, призванных поэтапно формировать у подростков установку на здоровье как главную ценность. Содержание программы имеет форму поэтапного погружения в информационное поле, которые можно использовать для учащихся. Отвечая современным требованиям, данная программа является профилактической, проблема решается через систему просветительских и профилактических мероприятий.

Данная программа реализует плавный переход к формированию осознанной модели поведения. Эта программа может отрабатываться в системе классных часов. Провести занятия может любой педагог, который хорошо владеет навыками групповой работы.

Программа была апробирована на базе ГБОУ СОШ с. Подстепки с 1.09.2019г. по 30.05.2020 г. и показала свою эффективность.

Активные методы проведения занятий способствовали приобретению подростками навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам. В числе этих методов следует назвать:

1.Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу. Например, путь к себе и планы на будущее, умение сказать: «Нет» или конструктивное и уверенное поведение в конфликтных и стрессовых ситуациях.

2. Социально-психологический тренинг является активным групповым методом, направленным на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения, средством развития компетентности в общении. Например, как тренинговое занятие из программы Разрешение конфликтов. Целью которого является: формирование навыка эффективного поведения в конфликтных ситуациях. И далее происходит анализ и разрешение конфликтных ситуаций среди подростков.

3. Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения. Большой интерес вызвала дискуссия на тему - Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; установка на негативное отношение к ПАВ “не делай, как другие”

4. Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это такие упражнения, как «Невербальное знакомство», «Поиск общего – найду без слов», а так же упражнение «Подиум».

В целом, можно говорить о положительных результатах, достигнутых в ходе апробации программы. А именно внутренний мониторинг эффективности программы соответствует заявленным задачам программы.

Результаты ежегодного социально-психологического тестирования показывают снижение количества человек c повышенной вероятностью вовлечения (группа риска) и явной рискогенностью социально-психологических условий.

Реализация программы способствует как теоретическому развитию обучающихся, так и практической направленностью. Каждый раздел включает тему, задачи для учеников, описание содержания и видов деятельности в классе. Программа основана на комплексном подходе, ориентированном не только на личность, но и на потребности человека, внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации. Целенаправленная и систематически спланированная работа с учащимися по формированию культуры здоровья, способствует становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения. Содержание программы имеет форму поэтапного погружения в информационное поле, которые можно использовать для учащихся.

Ее эффективность подтверждается только положительными отзывами от администрации школы: «Представленная психолого-педагогическая программа профилактики отражает основной минимум превентивных знаний, являющихся обязательными для действенной профилактической работы с подростками в школе. Основной формой профилактики раннего употребления психоактивных веществ в школах, в основном, является вербальная пропаганда. В связи с этим особое значение имеет адекватная теоретическая и практическая программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних, разработанная специалистом, который владеет необходимыми знаниями в области детской и подростковой психологии. Настоящая программа создана Васильевой А.Р., педагогом психологом ГБУ ДПО РСПЦ, ГБОУ СОШ с. Подстепки. Программа была разработана в 2019 году для подростков средней школы и апробировалась в ГБОУ СОШ с. Подстепки на протяжении 2019-2020 учебного года. Отвечая современным требованиям, данная программа является профилактической. Имеет четкую структуру.»

А так же профилактическая психолого-педагогическая программа «Мой девиз - я выбираю жизнь!» получила высокую оценку и на областном уровне – она признана призером Самарского областного конкурса антинаркотических профилактических программ в сфере образования 2021 года (2-е место в номинации «Комплексная программа (проект) антинаркотической направленности (программа или проект, который включает комплекс мероприятий, направленный на популяризацию здорового образа жизни, противодействия факторам, способствующим наркомании»).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области