Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка "Использование проблемно-игровой технологии в познании ФЭМП"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка
«Использование проблемно-игровой технологии в познании ФЭМП»

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ, студентам педагогических учебных заведений. В работе представлен пример методического сопровождения начинающим педагогам, помогающий правильно организовать воспитательный процесс.
Исходная форма может быть дополнением к методическим пособиям, поможет в повышении педагогических навыков, которые могут быть использованы на практике при работе с детьми.

«Семинар-практикум»

Цель: раскрыть значение использования проблемно-игровой технологии в образовательной области ФЭМП для развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития, определить новые подходы организации проблемно-игровой среды группы.

Оборудование и материалы:

волшебный мешочек
•три ленты жёлтого,
•синего, и красного цвета (1 метр каждая),
•маркер,
•три цилиндра разных окружностей и высоты,
•стол для сравнения результатов,
•три стола и стулья для команд,
• три флажка жёлтого, синего и красного цвета,
•фломастеры и бумага для отметок результатов и ответов,
• палочки Кюизенера.

Предварительная работа:

Ход проведения:

Часть 1
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Я.А.Коменский

Гости приглашаются в группу, знакомятся друг с другом. Воспитатель проводит экскурсию по творческим уголкам, показывает фоторепортаж по проведённым играм. Ведётся дискуссия. Начинающим педагогам предлагается в свободной форме обсудить то, что они видят на фото. Воспитатель задаёт вопросы:
«Как вы думаете, чем мы занимаемся с детьми на этих фото?» Ответы
«Какая цель данных действий?» Ответы
«На что направлена такая форма образовательной деятельности?" Ответы
После небольшого разговора гостям предлагается разделиться на группы. Для этого они должны выбрать троих человек, которые впоследствии будут капитанами трёх команд. Из мешка, который называют «волшебным» капитаны команд вытаскивают фишки. Цвет фишки соответствует цвету будущей команды.
Когда фишки вытянуты, гостей направляют к столам с флажками соответствующего команде цвета. Гости рассаживаются. Начинается игра.

Часть 2.
Воспитатель начинает обращение:
«Для чего нужна игра?
Естественный путь развития ребёнка в области познания протекает в самодеятельности, которая понимается как активное участие ребёнка во всем, что его интересует. Для организации самодеятельности необходимо включение детей в деятельное наблюдение жизни, что поощряет пытливость их ума; создание условий развития; руководство развитием; обучение.
Основная задача педагога при руководстве игрой - вести её так, чтобы получить наибольший эффект.
Итак, сегодня мы с вами рассмотрим, как с помощью проблемно-игровой ситуации развить у детей те или иные навыки и знания.
Для этого, предлагаю вам самим попробовать поиграть в те игры, в которые играю с детьми»

Участникам команды раздаётся материал (ленты, маркеры, цилиндры) для измерений. Необходимо измерить длину окружности цилиндров, а потом сопоставить результаты и записать их на лист.
Примечание : цилиндры играют роль стволов деревьев
Воспитатель:
«Объекты для измерения и мерки могут специально изготавливаться взрослыми с привлечением детей (полоски бумаги, палочки, ленты и т.д.) или браться готовыми.
В ходе измерений дети осваивают правила (алгоритмы), в соответствии с которыми проходят процессы измерения. Например, при «линейном» измерении следует:

Гости делают измерения, пишут на бумаге результаты.
Воспитатель начинает дискуссию и задаёт троим командам одинаковые вопросы:
«Какие навыки развивает у детей данная игра?»
Команды обдумывают, отвечает капитан каждой команды.

«Какие представления формируются у детей с помощью этой игры?»
Проговариваются ответы

«С какими образовательными областями связана данная игра?»
Предлагаю каждой группе разделиться на две подгруппы, которые будут обсуждать между собой ответы. В конце капитан каждой команды даст окончательный ответ.
Игроки ведут обсуждение. Капитаны команд дают развёрнутые ответы.

-сенсорные эталоны;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (исследование формы, структуры деревьев и т.д.);

- навыки свободного общения с взрослыми и сверстниками;
- компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связанной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- игровая деятельность детей;
-идет активное приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

Образовательная область «Безопасность» прослеживается в формировании навыков безопасного поведения в играх ( осторожно действовать с предметами)

Вывод:

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путём непосредственно их сравнения. Измерительная практика активизирует причинно-следственное мышление. Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника
Вопрос в роли измерений в развитии математических представлений ставился в работах выдающихся педагогов(Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского) и методистов (Е.И.Тихеевой, Ф.Н.Блехер.).
Деятельность измерения довольно сложна. Но использование условных мерок делает измерение доступным даже для маленьких детей.

Воспитатель: «Мы уже с вами обсудили многие важные аспекты появления логического мышления у ребёнка. Вот ещё одна игра, которая очень полезна была бы в развитии у детей творческих и мыслительных процессов.
С целью овладения измерением (назначением, процессом получения результата, переносом способа количественной оценки любых величин в другие виды деятельности) используют цветные счётные палочки Кюизенера. Измеряемой величиной может быть любая из палочек, кроме белого кубика, означающего число 1. Кубик успешно используется в качестве мерки (им может быть измерено любое число). Если меркой является розовая палочка (число 2), то при измерении красной, фиолетовой, бордовой, оранжевой палочек может быть получено «целое» число мерок, а при измерении остальных палочек -остаток в виде одного кубика.»
Каждой группе даются палочки Кюизенера и рисунок, которые они должны составить. Рисунки разные: Группа 1-самолёт, группа 2-корабль, группа 3 –якорь.
Пока участники делают, воспитатель поясняет:

Участники с готовыми формами вступают в дискуссию.
Воспитатель задаёт вопросы:

-В 5-6 лет дети начинают давать развернутые словесные объяснения, самостоятельно характеризуя объект, средство и результат, запоминают их количественные характеристики.

-Воспитатель следит, чтобы в речи детей были точные характеристики, правильные и развёрнутые. Указывая направление изменения одной величины, он одновременно должен отмечать направление изменения другой, связанной с первой, определять, при каких условиях возможна такая связь между ними. Необходимо побуждать детей использовать в речи структуру условных предложений (если…, то…, а если.., то..; когда.., то.., а когда.., то…)

Ответы воспитателей утвердительные с обоснованием.

Позвольте представить некоторые воззрения учёных на математическое развитие детей.
Одним из тех, кто стоял у истоков педагогических концепций была Е.И.Техеева, которая в 20-30-е гг. XX в. Чётко определила свои позиции в области математического развития детей дошкольного возраста. Е.И. Тихеева считала, что обучение математике должно быть игровым. Такое обучение удовлетворяет потребность детей в движении, стремление мыслить, самостоятельно добывать и применять знания. Также она обосновала ряд положений, характеризующих обучение счёту :

Для современных программ математического развития детей характерно следующее:

«Результат обучения можно предугадать, если правильно поставлены все цели » Я.А. Коменский

Гости задают воспитателю интересующие вопросы.
Заключительное слово воспитателя:
Очень важно понимать, что многое зависит именно от Вас, от тех людей, которые направляют ребёнка по правильному пути. Всё, что мы сегодня изучили, хоть и в теоретическом виде, вполне может использоваться вами в вашей педагогической практике. Со временем, вы научитесь понимать, какие методы Вам необходимы, а каких стоит обойти, занимаясь с конкретным ребёнком. Индивидуально подходя к обучению детей, Вы сможете выявлять, возможно, совершенно новые развивающие методы. Проблемно-игровые технологии наиболее часто используются в современной педагогике, однако и здесь можно найти много новых методов и применять их в образовательном процессе дошкольников. Надеюсь, Вы узнали много полезной и нужной для себя информации.
Желаю Удачи и достижения новых успехов в нашем деле.

Список использованной литературы

Технологическая карта по Ознакомлению с окружающим миром на тему: "Одежда и обувь"

Этапы

деятельности

Билингвальный
компонент


Ход занятия

Выход
на компетентности

Мотивационно – побудительный

Одежда –

Обувь -

Беседа.Цель; развитие логического мышления.
- В далекие времена люди жили в пещерах и одежду шили из шкуры животных. Слайд - 2
- Как вы думаете, если бы мы сейчас с вами ходили в такой одежде, что бы с нами произошло? (замерзли)
- Почему бы замерзли?
- Если бы вы встретили человека, одетого в одежду из шкуры животных, что бы вы посоветовали ему одеть, чтобы не замерзнуть?
(Выслушиваются ответы детей)

Познавательная:

Организационно –
поисковый

- Как назвать одним словом? (Шапка, шарф, варежки – это одежда. Валенки, сапоги – это обувь.)
- Сегодня мы будем с вами говорить об одежде и обуви.
- На улице зима, холодно и наш человек собирается на прогулку. Давайте поможем ему одеться.
- Что это? (шапка) На что надевают? (на голову)
- Что это? (шарф) Куда повязывают шарф? (на шею)
- Человеку стало тепло и он с удовольствием идет на прогулку. Слайд - 3
Игра «Тепло – холодно».
Цель; умение различать виды одежды и обуви по сезону.
- Каждое время года мы надеваем одежду, соответствующую сезону. Зимой – одежду…, весной - … и т.д.
- Назовите одежду, которую мы носим зимой, весной, летом, осенью.
Слайд – 4 (зима)
Слайд – 5 (весна)
Слайд – 6 (лето)
Слайд – 7 (осень)
(Аналогично – беседа про обувь)
- Давайте посмотрим, правильно ли вы назвали.
Слайд - 8
Физминутка :
Цель: дать детям отдохнуть, здоровьесбережение.
На дворе мороз и ветер (ходьба на месте)
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают (потирают ладони),
Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки – крошки –
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем (хлопают),
Вот как ручки мы согреем!
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко (топают).
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!
- Сейчас мы одеты каждый в свою одежду и обувь. - А кто мне скажет, где мы ее взяли или купили?
(в магазине, на рынке)
Игра «Назови правильно»
Цель : умение преобразовывать слова в уменьшительно-ласкательную форму.
- Какую одежду или обувь купят для себя взрослые? А для маленького ребенка? (шапка-шапочка)
- Как называется одежда и обувь, которую носят женщины? Мужчины?
Игра «Сравнение одежды и обуви»
Цель: умение отличать мужскую и женскую одежду и обувь.
- Назовите виды одежды и обуви для девочки, для мальчика.
Игра «Мы – модельеры»
Цель: умение аккуратно раскрасить картинку, рассказать о ней.
- Кто такой модельер?
(Человек, который придумывает одежду и обувь)
- У каждого из вас на столе лежит картинка. Представьте, что вы модельеры, которые будут придумывать новую одежду или обувь. Необходимо аккуратно раскрасить рисунок и затем рассказать о нем.
Пальчиковая гимнастика:
Цель: развитие мелкой моторики, подготовить
пальчики к рисованию.
Посчитаем в первый раз (хлопки ладонями)
Сколько обуви у нас (удары кулачком по столу).
Туфли, тапочки, сапожки (загибаем по 1 пальчику)
Для Наташки и Сережки.
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Выполнение работы.

Коммуникативно –
языковая:
диалогическая форма
общения.

Познавательная:
Здоровьесерегающая:

Коммуникативно –
языковая:

Творческая:

Здоровьесберегающая

Рефлексивно –
корригирующий

- Что нарисовано у Саши, Насти и т.д?
(юбка – это одежда, сапоги – это обувь)
( У кого одежда - подходят сюда…)
Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия; проследить, как дети усвоили материал.
- О чем мы сегодня разговаривали?
- Что вам понравилось больше всего?
- У каждого из вас есть своя одежда и обувь. А как вы за ней ухаживаете? (ответы детей)
- Спасибо вам за активность на занятии! Молодцы!


Коммуникативно –
языковая:

Ожидаемый результат

Дети умеют классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону. Умеют слушать, отвечать на вопросы воспитателя, вести диалог. Знают виды мужской и женской одежды. Знают правила бережного отношения к одежде и обуви. Проявляют интерес к занятию, самостоятельность и аккуратность при выполнении задания.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области