Восстановительные технологии в профилактической работе с несовершеннолетними | Алыпова Ирина Викторовна Решетникова Валерия Сергеевна Социальные педагоги МБОУ СОШ №26 |
Я бы хотел, чтобы вы уважали детей. Дети все заслуживают самого большого уважения, на какое вы только способны… Ошо От состояния, структуры и динамики преступности несовершеннолетних в настоящее время во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем, поэтому решение проблемы правонарушений несовершеннолетних актуально всегда, поскольку касается судеб подрастающего поколения. Для того, чтобы выстроить систему работы по социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних, необходимо понимать какие меры наиболее эффективны и какие тенденции существуют на сегодняшний момент. Ситуация с правонарушениями несовершеннолетних в настоящее время остается достаточно сложной. Отмечается усиление жестокости и общественной опасности правонарушений, рост числа хорошо спланированных и организованных групповых преступлений. Обращает на себя внимание и тот факт, что преступность несовершеннолетних молодеет, отмечается рост повторных правонарушений. Здесь на помощь педагогам приходит медиация. Мы в своей работе применяем все чаще технологию «Активное слушание». Технология «Активного слушания» применяется тогда, когда нам важно взаимодействие с ребенком, когда нужно создать условия для того, чтобы ребенок желал взаимодействовать с взрослым и был способен говорить о своей проблеме. Зачастую специалисты, загруженные работой и уставшие, не способны выслушать ребенка. Специалист изначально позиционирует себя как знающего проблему ребенка (ребенок только начинает высказываться, как слышит от специалиста: «…все понятно…») и ее решение в форме готового варианта. В итоге, ребенок не услышан, а специалист решает свое видение проблемы понятным ему решением. Технология «Активного слушания» позволяет лучше понять нужды и потребности ребенка, так как информация идет от самого ребенка, он настроен на открытый разговор с взрослым. «Активное слушание» - способ ведения беседы, при котором слушающий демонстрирует, что он слышит, понимая чувства собеседника. Различая понятия «слушать» и «слышать», в активном слушании используется и то и другое. Активно слушаем мы тогда, когда для нас очень важна информация, а также тогда, когда информация поступает от очень значимого для нас человека. Целью «Активного слушания» является установление взаимодействия и понимания собеседника, которое достигается посредством решения комплекса задач. Задача первая – снизить эмоциональную напряженность собеседника через разделение его чувств, то есть проявление сочувствия (когда становится эмоционально легче). Снижение эмоционального напряжения происходит за счет проговаривания ребенком проблемной ситуации и за счет проговаривания взрослым чувств и эмоций, которые, по его мнению, испытывает ребенок в причинно-следственной связи с действиями (обстоятельствами), которые вызвали эти эмоции, чувства. Задача вторая – продемонстрировать собеседнику свое сочувствие, т.е. понимание и принятие его чувств. Разделение чувств и эмоций – важная составляющая взаимодействия с ребенком, т.к. невозможно без демонстрации ребенку доверия, сочувствия, открытости требовать проявления этих чувств по отношению к взрослому. Задача третья – создать атмосферу доверия и желания говорить о себе, что достигается не только через эмоциональный контакт (разделение чувств и эмоций), но и создание необходимой обстановки через истинную заинтересованность взрослого. Задача четвертая – создать условия для видения ребенком иных вариантов выхода из сложившейся ситуации. Развитие эмоционального интеллекта ребенка состоит в научении его пониманию того, что конкретное чувство, эмоция вызвана тем или иным событием. Научившись этому, ребенок сможет не только лучше понимать себя, но и контролировать свои эмоции. Как бы нам не рассказывали ситуацию, сделать правильный вывод мы сможем только тогда, когда научимся слышать собеседника. Основные принципы техники активного слушания: Речь – это главный способ общения между людьми. А умение правильно слушать это большой труд, который приносит свои результаты. Дети все разные, поэтому в нашей профессии важно разглядеть и понять каждого ребенка вовремя. Именно поэтому мы в своей работе все чаще используем данную технологию. Используя различные приемы активного слушания, мы можем сблизиться с ребенком, выстроить доверительные отношения, открыть то, что его тревожит, какие чувства и мысли у него есть. А главное, что можно помочь ему, зная проблему. |
Список литературы.