Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «ВОЛОШКА»
НОД по познавательному развитию в средней группе
на тему:
«ДЕНЬ ЗАПОВЕДНИКА».
Подготовила воспитатель:
Костюченко Т.Б
Г. Ноябрьск 2022г.
Программное содержание: Формировать представления о заповедных местах, родного края. Расширять представление детей о разнообразии природного мира. Познакомить с национальным парком «Лосиный остров». Развивать речь, память, мышление. Подводить детей к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу, быть взаимовежливыми.
Предварительная работа: Беседа о природе родного края. Рассматривание иллюстраций растений и животных, занесенных в Красную книгу, чтение художественной литературы, наблюдения.
Демонстрационный материал: картинки животных и деревьев, Красная книга. Раздаточный материал: ватман и картинки с животными и деревьями для дидактической игры «Выложи заповедник».
ХОД НОД:
Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу – будет интересно!
Сегодня мы с вами поговорим о заповедниках и национальных парках нашего края.
Воспитатель: А кто-нибудь знает, что такое заповедник?
(Ответы детей) Заповедник, это место в котором живут птицы и звери, они живут на воле. В Заповедниках часто встречаются редкие животные и птицы, занесенные в Красную книгу. В Заповедниках нельзя строить ни дома, ни дороги. Только ученые, могут приходить в Заповедник, чтобы изучать животных и растения. Другим людям заходить в Заповедник нельзя!
Воспитатель: Правильно.
А, кто знает, что такое национальные парки?
(Ответы детей). Национальные парки активно посещают люди, там проходят дороги, живут люди.
Воспитатель: Молодцы! А чем отличаются Заповедники и национальные парки?
(Ответы детей) Национальные парки тоже охраняются, но в них можно гулять, а в Заповедниках нельзя.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
На территории нашей страны много Заповедников и национальных парков. Для птиц и зверей – это дом родной, люди приходят сюда как гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Подскажите мне – какие правила поведения в природе вы знаете?
(Ответы детей) нельзя мусорить, разжигать костры, ломать деревья, засорять водоемы, пугать животных, разорять муравейники.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
В парках есть экологические тропы, по которым можно гулять. Ребята, давайте погуляем в парке вместе со мной.
Сл. /игра: «Такой знакомый лес». Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения Н. А. Рыжовой «Лесные правила».
Если в лес пришел гулять, (дети идут друг за другом по кругу)
Свежим воздухом дышать, (поворачиваются лицом в круг, разводят руки в стороны)
Бегай, прыгай и играй, (бег на месте)
Только чур-не забывай;
Что в лесу нельзя шуметь, (руки к губам «Знак тихо!»)
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, (руки прижаты к груди, дрожат)
Убегут с лесной пушки. (бег на месте)
Здесь не нужно всех ловить, (при перечисленых действий, которые нельзя делать, загибают пальцы на руке)
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. (руки прижимают к сердцу)
Здесь хозяин- дуб и лось. (руки разводят в стороны)
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги. (низкий земной поклон)
Воспитатель: Природа для человека большое богатство! А почему я сказала, что природа это богатство?
(Ответы детей) Источник пищи, строительных материалов, лекарств.
Воспитатель: Но при плохом отношении людей богатство может закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных, растений. Что значит исчезающие?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно.
И все эти редкие животные и растения занесены в Красную книгу и охраняются государством. (показ красной книги)
Воспитатель: А, кто-нибудь знает, что такое красная книга и почему она так называется?
(Ответы детей)
Воспитатель: Этот цвет – запрещающий. Красный цвет – цвет тревоги, опасности. Он говорит нам всем, что нельзя губить природу своей планеты, нужно ее беречь. Книга названа красной, чтобы привлечь внимание людей к природе.
Воспитатель: Ребята, в столице нашей Родины тоже есть Заповедник.
А какой город является столицей нашей страны?
(Ответы детей) Москва.
Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю отправиться в небольшое в путешествие.
Воспитатель: В Москве есть Заповедник, который называется «Лосиный остров»
Парк «Лосиный Остров» — самый крупный парк Москвы.
Ребята, как вы думаете, почему у него такое название «Лосиный остров»?
Ответы детей
(Потому, что в нём живут лоси.)
(Изображение лося)
«Лосиный остров» дом для многих животных: здесь живут кабаны, пятнистые олени, лисы, белки, зайцы.
В парке растет много деревьев, давайте их назовем: ели, липы, дубы, клены, сосны
Парк «Лосиный остров», это край небольших рек и озер.
В реках и озерах обитают ондатры и бобры.
Живут в заповеднике и пушные зверьки – норка, горностай, куница, черный хорек.
В лесопарке живет много птиц: ястребы, орлы, беркуты. По ночам над лесом кружатся летучие мыши, и их враги – совы.
Вот такая разновидность животных и растений находится в парке «Лосиный остров».
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие?
С каким национальным парком мы сегодня познакомились? (Лосиный остров)
Назовите обитателей парка лосиный остров? Педагог задает наводящие вопросы.
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это.
(Лось)
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами,
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
И зовут его.
(Олень)
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
Воспитатель: Молодцы ребята, за то, что вы были сегодня такими внимательными, активными, отвечали на вопросы, играли.