Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


алгоритм работы доу при составлении индивидуального маршрута для ребенка инвалида

составления индивидуального образовательного маршрута ИОМ Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития. Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Алгоритм работы ДОУ при составлении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) развития ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.

Инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование, зафиксированного во Всеобщей декларации прав человек в 1948 году, Всемирной декларации об образовании для всех, принятой в Джонтьене в 1990 году. А также в Дакарских рамках действий, принятых Всемирным форумом по образованию в 2000 году, в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 году, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году и Конституции РФ.

   Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».

Алгоритм составления ИОМ развития ребенка с ОВЗ, ребенка – инвалида.

Перед началом составления ИОМ изучается нормативно правовая и методическая база работы с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами.

В начале каждого учебного года заведующий ДОУ утверждает список детей имеющие статус «инвалида», согласно заключению ПМПК.

Наш МБДОУ Детский сад № 209 г.Уфы вместе со с здоровыми детьми, посещают дети с общим недоразвитием речи, прошедшие Республиканскую психолого- медико – психологическую комиссию (ПМПК) «Уфа - Юг», дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети- инвалиды.

При обучении эти дети сталкиваются с трудностями освоения Адаптированной образовательной программы ДОУ.

В нашем детском саду работа с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами ведется по следующим программам:

- «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы;

- «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищева;

- «Коррекция речевых нарушений» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова.

Для эффективного освоения образовательных программ детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами, предусмотрено их психолого – педагогическое сопровождение, которое рассматривается нами в качестве процесса, поэтому имеет цикличную структуру и включает четыре этапа:

- диагностический (мониторинг)

- поисково – вариативный

- практико – действенный

- аналитический (прогресс или регресс)

При поступлении детей с 2-х лет в ДОУ отслеживаем их развитие до 3х лет по эпикризным срокам (методика К.Л.Печоры). Если с 3-х и более лет видим, что ребенок проявляет явное отставание в освоении программного материала, то выводим этот вопрос на психолого- педагогический консилиум (ППк) детского сада для принятия решения о необходимости составления ИОМ развития ребенка, в том числе для детей с ОВЗ и детей- инвалидов.

Если в ДОУ поступает ребенок- инвалид, на него составляется ИОМ развития по истечении срока адаптации. Так как в период адаптации ребенок плохо идет на контакт и не может раскрыться в полной мере, и мы не можем получить ясную картину его возможностей.

Чтобы определить стартовые возможности ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида, проводится мониторинг освоения образовательной программы ДОУ, включающей раздел коррекционной работы.

По результатам мониторинга, детей не усваивающих образовательную программу, представляют на ППк (консилиум) ДОУ, согласно ст. 42 Закон 273- ФЗ «Об образовании в РФ», для обсуждения необходимости составления ИОМ развития ребенка с ОВЗ, ребенка – инвалида.

ИОМ составляется при участии всех специалистов ДОУ. Каждый специалист составляет ИОМ по своему направлению работы.

Например. Психолог выявил, что ребенок гиперактивен и не может сосредоточить внимание. В ИОМ он планирует работу над коррекцией внимания данного ребенка. Логопед выявил нарушения фонематического восприятия. Он планирует работу по коррекции фонематического восприятия. Воспитатель выявил неосвоение программного материала по сенсорному развитию. Он планирует коррекционную работу по сенсорному развитию ребенка. Физинструктор выявил нарушение координации движений и в ИОМ планирует коррекционную работу по развитию координации. Музыкальный руководитель выявил нарушение музыкального слуха, координации движений и планирует коррекционную работу по данным задачам.

Разработанный ИОМ предлагают родителям (законным представителям) для ознакомления и согласования своей подписью.

Согласованный с родителями (законными представителями) ИОМ развития ребенка с ОВЗ, ребенка – инвалида принимается на заседании ППк ДОУ и утверждается заведующим ДОУ.

Далее по этому ИОМ с ребенком занимаются все специалисты ДОУ.

Разберём фрагмент составления ИОМ на примере ОО Познавательное развитие.

ОО Познавательное развитие

Раздел/ подраздел

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

(контрольный срез -заседание

ППк)

Декабрь

Январь

Февраль

(контрольный срез -заседание ППк)

Март

Апрель

Май

(контрольный срез- заседание ППк)

Июнь

Июль

Август

(контрольный

срез-заседание

ППк)

ФЭМП

1.Количество и счет

2. Величина

3.Форма

4.Ориентировка в пространстве

5.Ориентировка во времени

Формировать: Обратный счет;

Ориентировка в пространстве (слева, справа);

Ориентировка во времени (дни недели, месяцы)…

Формировать: Ориентировка в пространстве (слева, справа);

Ориентировка во времени (дни недели, месяцы)

Закреплять:

Обратный счет

Формировать:

Ориентировка во времени (дни недели, месяцы)

Закреплять: Обратный счет;

Ориентировка в пространстве (слева, справа)

Закреплять:

Ориентировка во времени (дни недели, месяцы)

Упражнять:

Обратный счет;

Ориентировка в пространстве (слева, справа)

В ИОМ развития ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида специалисты включают только те задачи из Адаптированной образовательной программы, с которыми ребенок не справляется.

В приведенной таблице мы видим, что воспитатель согласно результатам диагностики взяла задачи раздела ФЭМП:

Первая декада- формирование, значит обучение.

1.Количество и счет – нуждается в коррекции обратного счета;

2. Величина – материал осваивает;

3.Форма – материал осваивает;

4.Ориентировка в пространстве - нуждается в коррекции ориентировки в пространстве ( в понятиях слева и справа);

5.Ориентировка во времени - нуждается в коррекции ориентировки во времени (в понятиях день недели, месяцы).

Вторая декада - освоенная задача «Обратный счет», переходит в фазу закрепления, т.е. самостоятельного выполнения предложенных заданий,

а несформированные задачи «Ориентировка в пространстве (слева, справа) и Ориентировка во времени (дни недели, месяцы)» остаются в фазе обучения.

Третья декада- освоенные задачи «Обратный счет и Ориентировка в пространстве (слева, справа)», переходит в фазу закрепления, т.е. самостоятельного выполнения предложенных заданий,

а несформированная задача «Ориентировка во времени (дни недели, месяцы)» остаётся в фазе обучения.

Четвертая декада- освоенные задачи «Ориентировка во времени (дни недели, месяцы)», переходит в фазу закрепления, т.е. самостоятельного выполнения предложенных заданий,

а задачи из фазы закрепления «Обратный счет и Ориентировка в пространстве (слева, справа)» переходят в фазу упражнения, т.е. автоматизации полученных знаний в повседневных играх и режимных моментах.

Таким образом происходит процесс формирования неосвоенных задач из ИОМ развития ребенка.

Во время обучения по ИОМ развития в течение учебного года у ребенка происходит прогресс в освоении Адаптированной образовательной программы ДОУ.

Ежеквартально специалистами ДОУ проводиться контрольный срез освоения запланированных задач ИОМ, которые анализируются на очередном заседании ППк ДОУ. В соответствии с новыми данными контрольного среза в ИОМ ребенка специалистами производиться коррекция задач.

Все дополнения и изменения в ИОМ развития ребенка с ОВЗ, ребенка – инвалида принимаются на заседании ППк ДОУ. Далее работа с ребенком проводится по отредактированному ИОМ развития.

В конце учебного года проводится мониторинг результатов работы всех специалистов.

Ключевым моментом в работе с детьми по ИОМ является формирование развивающей предметно – пространственной среды (РППС) группы – это дидактический и демонстрационный материал, необходимый для реализации поставленных задач.

Например: настольные игры, предметные картинки, игрушки, спортивный инвентарь, карандаши, пластилин, краски, тематические альбомы, детская художественная литература, мультимедийные дидактические игры и т.д.

Так же необходимо продумать уличное пространство группы на территории ДОУ.

Перед выпуском ребенка из ДОУ проводится мониторинг освоения образовательной программы ДОУ, включающий разделы коррекционной работы в рамках фронтального контроля.

При реализации ИОМ развития дети с ОВЗ или дети– инвалиды получают более качественное образование, соответствующее его возможностям и максимально приближенное к стартовым возможностям здоровых детей.

Наши воспитанники, благодаря работе по ИОМ развития ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида, наряду со здоровыми детьми, участвуют в различных конкурсах, мероприятиях. Более 95% наших воспитанников продолжают успешное обучение в общеобразовательных школах и гимназиях.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области