РГБПОУ «Карачаево-Черкесский педагогический колледж им. У. Хабекова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия по дисциплине
«ОУД.03 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
для студентов первого курса
«Считай, смекай, отгадывай!»
Преподаватель математики:
Дахунова Фатима Сулеменовна
Черкесск 2021
Тип. Познавательная игра.
Форма. Соревнование.
Цели и задачи. Учить коллективному поиску ответов на вопросы, способствовать развитию уважительного общения, воспитывать чувство ответственности за коллективное дело, стимулировать процесс развития познавательного интереса к учебному предмету.
Краткое описание. В качестве участников турнира выступают команды студентов четырех групп, по 5 человек от каждой, которые должны участвовать в конкурсах. Определение победителей происходит по разработанной балльной системе оценивания работы команд на турнире.
Оборудование. Интерактивная доска (или компьютер, проектор, экран), пакеты заданий для каждой команды, чистые листы и ручки для команд, лист с верными решениями и ответами для жюри.
План занятия
Ведущий. (5 мин.) Дорогие друзья, мы сегодня собрались здесь, чтобы посмотреть на математику не с точки зрения обычного урока. Великий педагог Ян Амос Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию». И я надеюсь, что сегодняшний день не будет для вас несчастным и потерянным, т.к. каждый из вас унесёт с собой что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное. Слайд
Тем, кто учит математику,
тем, кто учит математике,
тем, кто любит математику,
тем, кто ещё не знает, что
может любить математику,
математический турнир посвящается.
Ведущий. Сейчас я хочу представить жюри.
(Членов жюри представляют и вручают бланки с правильными ответами).
Ведущий. Представляем команды и их капитанов.
Игра-диагностика “Кто я?”
Ведущий раздаёт студентам и жюри фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) четырёх цветов.
Ведущий: Итак, дорогие студенты и гости, у каждого из вас в руках фигура. А фигуры непростые.
Ведущий: Итак, мы убедились, что все мы разные. У каждого из нас есть хорошие качества, которые помогут проявить себя в конкурсах и выявить способности.
Конкурс I
Разминка. (7 мин.)
Ведущий. Вопросы для всех команд. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Хором не отвечать! Поднимаем руку. Не забываем о дисциплине!
1) Сколько получится десятков, если два десятка умножить на два десятка? (40 десятков)
2) Когда мы смотрим на цифру два, а говорим десять? (на циферблате часов - 10 минут)
3) Что больше: сумма чисел от 0 до 10 или их произведение? (Сумма.).
4) Какой угол образует с экватором меридиан? (прямой)
5) Самое маленькое трёхзначное число. (Сто)
6) Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без дроби)
7) У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза)
8) Однажды осенью в 11 часов вечера шел сильный дождь. Как вы думаете, возможна ли солнечная погода через 72 часа? (нет, будет вечер)
9) Люди, какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)
10) В колесе 10 спиц. Прикиньте в уме, сколько промежутков между спицами? (10)
11) Быстро сосчитай: сколько пальцев на двух руках? А сколько пальцев на 10 руках?
12) Может ли при умножении получиться ноль? (Да)
13) Сколько горошин может войти в пустой стакан? (горошины не ходят)
14) В бублике 1 дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в
7 бубликах, чем в 12 кренделях? Ответ: (на 17)
Конкурс II «Курьезы в математике» (6 мин.) задание №1-3мин., задание №2 -3 мин.
Ведущий. «Математика есть такая наука, которая показывает, как из знаемых количеств находить другие, нам ещё неизвестные»,- сказал как-то Дмитрий Сергеевич Аничков, русский философ и математик. Пора и нам отыскать неизвестное: мы переходим к следующему конкурсу. «Курьезы в математике». За каждое правильно выполненное задание команде начисляется 3 балла.
Слайд
Первое задание: Очень легко запомнить квадраты таких чисел, как 11, 111, 1111 и т д. А именно:
112 = 121; 1112 = 12 321; 11112 = 1 234 321 и т. д.
Нетрудно убедиться, что эти полученные от возведения в квадрат числа:
121, 12321, 1234321, 123454321 и т. д. в свою очередь отличаются любопытными свойствами. Вам нужно угадать, какими?
Слайд (ответ)
1 + 2 + 1 = 4 = 22 1 + 2 + 3 + 2 + 1 = 9 = 32
1 + 2 + 3 + 4 + 3 + 2 + 1 = 16 = 42 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 25 = 52
и т. д.
Второе задание: Определите, какая здесь закономерность. Назовите правильный ответ.
Слайд
Слайд (ответ)
(6-1)*1=5 (9-3)*2=12 (5-4)*7=7 (7-5)*4=8
Конкурс III. Вычисляй. (10 мин.)
Выполните следующие задания: (за каждый правильно выполненный пример начисляется 1 балл) Примеров 8.
а) 0,(72); б) 0,(513). Ответы: 1. а) ; б) ;
Ответ: а) 300, б) 5
а)б)
Ответ: а) 24, б) 150
Ответ: 2
Конкурс IV. Конкурс капитанов. (7 мин.) Приложение 1.
В это время команды решают кроссворд по геометрии на время. (7 мин.) Приложение 2.
Конкурс V. «Третий лишний» (7 мин.).
Участникам даются таблички с номерами и названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий нет. Участники должны выбрать, какой объект не обладает свойством, которое присуще двум другим.
Рефлексия: (3 мин.)
Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока.
маршрутный лист
Команда ________
Этапы турнира | Название конкурса | Максимальное количество баллов за конкурс | Количество заработанных баллов |
I | Разминка | 5 | |
II | Курьезы в математике | 6 | |
III | Вычисляй | 8 | |
IV | Конкурс капитанов Кроссворд | 10 | |
5 | |||
V | Третий лишний | 6 | |
Итоговое количество баллов | |||
Итоговая оценка |