Шестакова Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ № 26 г. Кирова
Восстановительные технологии
в работе классного руководителя
Восстановительные технологии – практические формы гуманитарной деятельности по разрешению конфликтных и криминальных ситуаций.
Суть восстановительных технологий в классном коллективе заключается в использовании различных программ по примирению детей:
- примирение после драки, проявления жестокости, оскорблений,
- различные ситуации в поведении учащихся: правонарушения, вредные привычки, склонность к употреблению табака, алкоголя, проблемы со здоровьем,
- примирение в семье (разрешение конфликтов в детско-родительских отношениях).
Для чего нужны восстановительные технологии?
Освоение восстановительных технологий позволяет специалистам и родителям использовать их в повседневной работе с детьми. Они помогают разрешению конфликтов между детьми, между детьми и родителями, между детьми и педагогами.
Основная цель восстановительных технологий -поддержка формирования пространства взаимопонимания и восстановительных действий.
Существует множество различных технологий, чтобы урегулировать конфликты. Вот некоторые из них.
При использования данной методики в классном коллективе целесообразно сначала приучить учащихся к данной форме и ее правилам, начав с разговора на нейтральную тему. Например, “Что интересного произошло с тобой на прошлой неделе?” Пусть учащиеся научатся слушать друг друга и познакомятся с правилами круга.
Правила круга:
- стулья ставятся кругом, все участники обращены к друг другу лицом, ведущий сидит в круге вместе со всеми детьми;
- право голоса предоставляет предмет, находящийся в руке; ведущий следит за тем, чтобы предмет передавался в правильной очередности; наличие предмета в руках или его отсутствие позволяет четче соблюдать правило: один говорит – все слушают;
- о желании высказаться свидетельствует поднятая рука, иногда дети высказываются по кругу, и предмет по очереди переходит из рук в руки;
- ребенок высказывается добровольно, нельзя принуждать к говорению (ребенок заговорит, когда будет к этому готов);
- ко всем высказываниям относятся уважительно, все высказывания принимаются;
- ведущий воздерживается от оценочных комментариев учащихся и их высказываний; его задача заключается в том, чтобы следить за соблюдением всеми участниками правил; при несоблюдении правил круг прекращается.
Очень сложно начинать приучать детей сидеть в круге, если класс достаточно большой. Можно начать с половины класса. Очень важно, чтобы в процессе работы установились доверительные отношения между всеми участниками и ведущим. Авторитарные формы работы здесь совершенно неуместны.
В дальнейшем, когда дети приняли правила и научились им следовать, они сами определяют тематику кругов через “круг-вертушку”. “Что хорошее и что плохое произошло c тобой?”, когда дети по очереди высказываются, а ведущий в конце перечисляет все поднятые проблемы и предлагает детям проголосовать за ту, которую они хотели бы обсудить в первую очередь. Следует понимать, что дети не могут самостоятельно сформулировать свои проблемы и их беспокоят и травмируют конкретные жизненные ситуации:
мама обещала отпустить погулять, а потом передумала;
поссорился с другом;
потерял мобильник;
сосед по парте мешает на уроке;
нагрубил одноклассник и т.д.
В задачу ведущего входит сформулировать проблемы и предложить детям определить, какие из перечисленных жизненных ситуаций к ним относятся.
Здесь, может быть стоит прерваться и объяснить, что дает данная форма работы детям и учителю. Классный руководитель в этой ситуации идет от интересов и скрытых потребностей ребенка, который сам не в силах четко сформулировать свои проблемы. Вероятно, в каждом классе выявится свой список ситуаций, беспокоящих детей. В чем-то ситуации будут повторяться, а в чем-то проявится уникальность данной конкретной группы детей. Например, в одном классе на вопрос «Что тебе больше всего не нравится в школе?» большинство детей ответили, что не нравится, когда «обзываются». Таким образом, вертушка помогла выявить самую болевую проблему для данной группы детей и начать с выработки именно такого правила. Дети сами сформулировали несколько правил на эту тему, потренировались составлять их в положительных, а не отрицательных формулировках (без не).
В результате таких кругов-вертушек и обсуждения конкретных жизненных случаев были выявлены следующие темы и по ним проведены круги:
-«Это трудное слово «извини»
- «Кто-то теряет, кто-то находит»
- «Жизнь без конфликтов»
- «Зачем человеку телефон?»
- «Карманные деньги»
- «Как договориться с родителями»
- «Как полюбить соседа по парте?»
2. Технология “Малые круги”.
Предназначена для решения конфликтов между членами ученического коллектива )класса).
Задачи, решаемые при проведении “ малых кругов”:
- достижение общего понимания того, что произошло;
- диалога между сторонами с фокусом на нахождение решения (изменение ситуации и поведения);
- осознание причиненного вреда и нахождение возможных путей его компенсации.
Общие принципы, соблюдаемые при проведении “малых кругов”:
- добровольность участия;
- участие всех вовлеченных в конфликт людей (непосредственных участников, свидетелей и друзей, составляющих группу поддержки);
- объективность посредника (посредник не защищает ни одну из сторон, не выносит решения о чьей-либо виновности, не оказывает ни на кого давления);
- равноправие участников (интерпретация событий с точки зрения всех участников верна);
уважительное отношение всех участников к мнению других людей
В качестве примера можно привести следующую ситуацию.
Конфликт между Дианой и Машей (5 класс)
Фабула конфликта: на уроке географии Диана с двумя подругами Викой и Полиной устроили игру с колпачком от духов Маши, имевшей цель вывести Машу из себя; после неоднократных требований Маши колпачок был брошен ей на парту, но упал на пол; Маша посчитала оскорбительным для себя поднимать свой колпачок, и потребовала, чтобы Диана сама подняла его, но Диана это сделать отказалась; после урока географии Маша обозвала Риту, и они поругались.
Действия:
Созыв малого круга: по инициативе классного руководителя
Участника круга: Диана, Маша, Полина, Вика и все одноклассницы, кто наблюдал конфликт
Медиатор: классный руководитель
Ход круга: выявление участников конфликта и свидетелей, прояснение хода событий и начального момента; выявление причин поступков и эмоционального фона (через вопросы: Что ты чувствовала в тот момент? Что, ты думаешь, чувствовал другой человек в тот момент?)
Итоги круга: прояснение позиций обеих сторон, понимание причин своих поступков и поступков других людей, признание своей вины и извинения снижение уровня ненависти и агрессии участников конфликта по отношению к друг другу; договоренность о взаимоприемлемой модели поведения в аналогичных ситуациях.
3. Технология «Семейные конфликтные круги» для решения затяжных конфликтных ситуаций между детьми и их родителями.
Задачи, решаемые при проведении семейного конфликтного круга:
- достижение общего понимания того, что произошло и происходит;
- возможность для родителей в спокойной обстановке услышать понимание проблемной ситуации их ребенком и оценить эффективность применяемых методов;
- возможность для детей понять эмоциональное состояние родителей;
- осознание возможных путей изменения ситуации через выработку правил и нахождение компромисса.
Общие принципы, соблюдаемые при проведении “семейных кругов”:
- добровольность участия;
- объективность посредника (посредник не защищает ни одну из сторон, не выносит решения о чьей-либо виновности, не оказывает ни на кого давления);
- равноправие участников (интерпретация событий с точки зрения всех участников верна);
уважительное отношение всех участников к мнению других людей;
- конфиденциальность (ничто из происходящего в круге не имеет права быть разглашенным за его пределами)
Структура семейного конфликтного круга
- Участвуют только непосредственно вовлеченные в конфликт (например, мать и дочь) и посредник.
- Посредник, проясняя ситуацию, задает вопросы каждой из сторон. (Когда испортились отношения с мамой (дочерью)? С чего все началось? Что ты чувствуешь, когда мама начинает тебя ругать? Почему вас беспокоит поздние приходы дочери домой? Почему у вас сложилось впечатление, что она общается с не очень хорошими ребятами? и т.д.)
- В конце посредник предлагает сторонам изложить свое видение путей изменения ситуации
4. Технология «Конкурс коллективных рисунков и буклетов от класса «Мой класс – мирная территория»
Цель: Обучение навыкам коллективной самоорганизации, усиление интереса к ценностям мирных отношений между учащимися класса.
Подводя итоги проведенной работы, можно выделить основные результаты восстановительных технологий:
- осознание учащимся (родителем) своих чувств, потребностей, убеждений, мотивов поведения
- осознание собственного вклада в создавшуюся кризисную ситуацию (не другие виноваты, а я сам …)
- активизация внутренних позитивных ресурсов учащимся (родителя), повышение самооценки
- повышение способности адаптации к меняющимся условиям жизни, а также к тяжелым кризисным ситуациям
- развитие способности по- другому посмотреть на конфликт, придумать выход из трудной ситуации
- доверие к себе, развитие мотивации на социально-полезную активность
- развитие способности построения эмоционально благополучных отношений с близкими
- развитие умения позитивного отношения к неизбежным между людьми столкновениям интересов и потребностей
- развитие умения использовать конфликты для лучшего понимания себя и других, а также для решения проблем
Используемая литература
1. А.Л. Хавкина. Теоретическая информация по восстановительным технологиям для работы в формате коллективного способа обучения.
2. Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде. Методические рекомендации для психологов общеобразовательных организаций / Авт.-сост.: Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В., Салахова В.Б. — М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»,
3. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство/под общей редакцией
Л.М. Карнозовой. Издание второе, доработанное. – М.: МОО Центр
«Судебно-правовая реформа»
4. В.Е. Терентьева. Восстановительный подход в работе с семьей.