Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Восстановительные технологии в работе классного руководителя

Основная цель - поддержка формирования пространства взаимопонимания и восстановительных действий. Задачи использование различных программ по примирению детей - примирение после драки, проявления жестокости, оскорблений, - различные ситуации в поведении учащихся правонарушения, вредные привычки, склонность к употреблению табака, алкоголя, проблемы со здоровьем, - примирение в семье разрешение конфликтов в детско-родительских отношениях.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Шестакова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 26 г. Кирова

Восстановительные технологии

в работе классного руководителя

Восстановительные технологии – практические формы гуманитарной деятельности по разрешению конфликтных и криминальных ситуаций.

Суть восстановительных технологий в классном коллективе заключается в использовании различных программ по примирению детей:

- примирение после драки, проявления жестокости, оскорблений,

- различные ситуации в поведении учащихся: правонарушения, вредные привычки, склонность к употреблению табака, алкоголя, проблемы со здоровьем,

- примирение в семье (разрешение конфликтов в детско-родительских отношениях).

Для чего нужны восстановительные технологии?

Освоение восстановительных технологий позволяет специалистам и родителям использовать их в повседневной работе с детьми. Они помогают разрешению конфликтов между детьми, между детьми и родителями, между детьми и педагогами.

Основная цель восстановительных технологий -поддержка формирования пространства взаимопонимания и восстановительных действий.

Существует множество различных технологий, чтобы урегулировать конфликты. Вот некоторые из них.

При использования данной методики в классном коллективе целесообразно сначала приучить учащихся к данной форме и ее правилам, начав с разговора на нейтральную тему. Например, “Что интересного произошло с тобой на прошлой неделе?” Пусть учащиеся научатся слушать друг друга и познакомятся с правилами круга.

Правила круга:

- стулья ставятся кругом, все участники обращены к друг другу лицом, ведущий сидит в круге вместе со всеми детьми;

- право голоса предоставляет предмет, находящийся в руке; ведущий следит за тем, чтобы предмет передавался в правильной очередности; наличие предмета в руках или его отсутствие позволяет четче соблюдать правило: один говорит – все слушают;

- о желании высказаться свидетельствует поднятая рука, иногда дети высказываются по кругу, и предмет по очереди переходит из рук в руки;

- ребенок высказывается добровольно, нельзя принуждать к говорению (ребенок заговорит, когда будет к этому готов);

- ко всем высказываниям относятся уважительно, все высказывания принимаются;

- ведущий воздерживается от оценочных комментариев учащихся и их высказываний; его задача заключается в том, чтобы следить за соблюдением всеми участниками правил; при несоблюдении правил круг прекращается.

Очень сложно начинать приучать детей сидеть в круге, если класс достаточно большой. Можно начать с половины класса. Очень важно, чтобы в процессе работы установились доверительные отношения между всеми участниками и ведущим. Авторитарные формы работы здесь совершенно неуместны.

В дальнейшем, когда дети приняли правила и научились им следовать, они сами определяют тематику кругов через “круг-вертушку”. “Что хорошее и что плохое произошло c тобой?”, когда дети по очереди высказываются, а ведущий в конце перечисляет все поднятые проблемы и предлагает детям проголосовать за ту, которую они хотели бы обсудить в первую очередь. Следует понимать, что дети не могут самостоятельно сформулировать свои проблемы и их беспокоят и травмируют конкретные жизненные ситуации:

мама обещала отпустить погулять, а потом передумала;

поссорился с другом;

потерял мобильник;

сосед по парте мешает на уроке;

нагрубил одноклассник и т.д.

В задачу ведущего входит сформулировать проблемы и предложить детям определить, какие из перечисленных жизненных ситуаций к ним относятся.

Здесь, может быть стоит прерваться и объяснить, что дает данная форма работы детям и учителю. Классный руководитель в этой ситуации идет от интересов и скрытых потребностей ребенка, который сам не в силах четко сформулировать свои проблемы. Вероятно, в каждом классе выявится свой список ситуаций, беспокоящих детей. В чем-то ситуации будут повторяться, а в чем-то проявится уникальность данной конкретной группы детей. Например, в одном классе на вопрос «Что тебе больше всего не нравится в школе?» большинство детей ответили, что не нравится, когда «обзываются». Таким образом, вертушка помогла выявить самую болевую проблему для данной группы детей и начать с выработки именно такого правила. Дети сами сформулировали несколько правил на эту тему, потренировались составлять их в положительных, а не отрицательных формулировках (без не).

В результате таких кругов-вертушек и обсуждения конкретных жизненных случаев были выявлены следующие темы и по ним проведены круги:

-«Это трудное слово «извини»

- «Кто-то теряет, кто-то находит»

- «Жизнь без конфликтов»

- «Зачем человеку телефон?»

- «Карманные деньги»

- «Как договориться с родителями»

- «Как полюбить соседа по парте?»

2. Технология “Малые круги”.

Предназначена для решения конфликтов между членами ученического коллектива )класса).

Задачи, решаемые при проведении “ малых кругов”:

- достижение общего понимания того, что произошло;

- диалога между сторонами с фокусом на нахождение решения (изменение ситуации и поведения);

- осознание причиненного вреда и нахождение возможных путей его компенсации.

Общие принципы, соблюдаемые при проведении “малых кругов”:

- добровольность участия;

- участие всех вовлеченных в конфликт людей (непосредственных участников, свидетелей и друзей, составляющих группу поддержки);

- объективность посредника (посредник не защищает ни одну из сторон, не выносит решения о чьей-либо виновности, не оказывает ни на кого давления);

- равноправие участников (интерпретация событий с точки зрения всех участников верна);

уважительное отношение всех участников к мнению других людей

В качестве примера можно привести следующую ситуацию.

Конфликт между Дианой и Машей (5 класс)

Фабула конфликта: на уроке географии Диана с двумя подругами Викой и Полиной устроили игру с колпачком от духов Маши, имевшей цель вывести Машу из себя; после неоднократных требований Маши колпачок был брошен ей на парту, но упал на пол; Маша посчитала оскорбительным для себя поднимать свой колпачок, и потребовала, чтобы Диана сама подняла его, но Диана это сделать отказалась; после урока географии Маша обозвала Риту, и они поругались.

Действия:

Созыв малого круга: по инициативе классного руководителя

Участника круга: Диана, Маша, Полина, Вика и все одноклассницы, кто наблюдал конфликт

Медиатор: классный руководитель

Ход круга: выявление участников конфликта и свидетелей, прояснение хода событий и начального момента; выявление причин поступков и эмоционального фона (через вопросы: Что ты чувствовала в тот момент? Что, ты думаешь, чувствовал другой человек в тот момент?)

Итоги круга: прояснение позиций обеих сторон, понимание причин своих поступков и поступков других людей, признание своей вины и извинения снижение уровня ненависти и агрессии участников конфликта по отношению к друг другу; договоренность о взаимоприемлемой модели поведения в аналогичных ситуациях.

3. Технология «Семейные конфликтные круги» для решения затяжных конфликтных ситуаций между детьми и их родителями.

Задачи, решаемые при проведении семейного конфликтного круга:

- достижение общего понимания того, что произошло и происходит;

- возможность для родителей в спокойной обстановке услышать понимание проблемной ситуации их ребенком и оценить эффективность применяемых методов;

- возможность для детей понять эмоциональное состояние родителей;

- осознание возможных путей изменения ситуации через выработку правил и нахождение компромисса.

Общие принципы, соблюдаемые при проведении “семейных кругов”:

- добровольность участия;

- объективность посредника (посредник не защищает ни одну из сторон, не выносит решения о чьей-либо виновности, не оказывает ни на кого давления);

- равноправие участников (интерпретация событий с точки зрения всех участников верна);

уважительное отношение всех участников к мнению других людей;

- конфиденциальность (ничто из происходящего в круге не имеет права быть разглашенным за его пределами)

Структура семейного конфликтного круга

- Участвуют только непосредственно вовлеченные в конфликт (например, мать и дочь) и посредник.

- Посредник, проясняя ситуацию, задает вопросы каждой из сторон. (Когда испортились отношения с мамой (дочерью)? С чего все началось? Что ты чувствуешь, когда мама начинает тебя ругать? Почему вас беспокоит поздние приходы дочери домой? Почему у вас сложилось впечатление, что она общается с не очень хорошими ребятами? и т.д.)

- В конце посредник предлагает сторонам изложить свое видение путей изменения ситуации

4. Технология «Конкурс коллективных рисунков и буклетов от класса «Мой класс – мирная территория»

Цель: Обучение навыкам коллективной самоорганизации, усиление интереса к ценностям мирных отношений между учащимися класса.

Подводя итоги проведенной работы, можно выделить основные результаты восстановительных технологий:

- осознание учащимся (родителем) своих чувств, потребностей, убеждений, мотивов поведения

- осознание собственного вклада в создавшуюся кризисную ситуацию (не другие виноваты, а я сам …)

- активизация внутренних позитивных ресурсов учащимся (родителя), повышение самооценки

- повышение способности адаптации к меняющимся условиям жизни, а также к тяжелым кризисным ситуациям

- развитие способности по- другому посмотреть на конфликт, придумать выход из трудной ситуации

- доверие к себе, развитие мотивации на социально-полезную активность

- развитие способности построения эмоционально благополучных отношений с близкими

- развитие умения позитивного отношения к неизбежным между людьми столкновениям интересов и потребностей

- развитие умения использовать конфликты для лучшего понимания себя и других, а также для решения проблем

Используемая литература

1. А.Л. Хавкина. Теоретическая информация по восстановительным технологиям для работы в формате коллективного способа обучения.

2. Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде. Методические рекомендации для психологов общеобразовательных организаций / Авт.-сост.: Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В., Салахова В.Б. — М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»,

3. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство/под общей редакцией
Л.М. Карнозовой. Издание второе, доработанное. – М.: МОО Центр
«Судебно-правовая реформа»

4. В.Е. Терентьева. Восстановительный подход в работе с семьей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области