ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Паспорт проекта на тему:
«Формирование компьютерной грамотности в процессе интеллектуально – творческого развития детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса интерактивных занятий и игр».
«ПАК КОЛИБРИ.
СОВА»
Автор: воспитатель Арзамасцева А.С.
г.Волгодонск
2022
Тема проекта: «Формирование компьютерной грамотности в процессе интеллектуально – творческого развития детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса интерактивных занятий и игр».
Автор проекта:
Воспитатель – Арзамасцева А.С.
Участники проекта: воспитанники 6-7 лет, педагог, родители.
Цель проекта: Создание условий для формирования компьютерной грамотности в процессе интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса интерактивных занятий и игр.
Задачи проекта:
Нормативно правовая база проекта:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
4. Государственная программа РФ на 2013-2020 годы «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. N 376 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования).
Проект основывается на следующих принципах:
Методологической основой проекта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состоит в том, что в результате внедрения проекта ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями, которые заданы целями обучения. В проекте ребенок выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений.
Педагогическая целесообразность состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление.
Актуальность.
В последние три десятилетия область компьютерной грамотности привлекла внимание как российских, так и зарубежных исследователей, педагогов, преподавателей различных образовательных учреждений и специалистов в области работы с информацией. Глобальная информатизация в образовании, политике и бизнесе требует от подрастающего поколения навыки, необходимые для вступления и жизнедеятельности в насыщенную информацией цифровую эпоху. Такие навыки включают в себя способность приобретать, анализировать, организовывать и интерпретировать огромный объём информации, поступающей из различных источников. Потребность в формировании компьютерной грамотности очевидна.
Задачи по образованию и воспитанию не сводятся к расширению объема знаний. Предполагается развитие любознательности и умственных способностей, формирование простейших способов умственной деятельности, а также волевой организации своего поведения. В процессе воспитания и образования необходимо добиваться приобретаемых ребенком элементарных знаний о явлениях общественной жизни и природы , что создает формирование целого материалистического понимания окружающей
действительности. Н.П.Поддъков подчеркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания.
Анализ исследований, проводимых зарубежными учеными, показал:
-компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения, являясь мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка;
-компьютер позволяет снять ряд трудностей в общении детей, так как
дети предпочитают играть вместе, находя общее решение.
Наиболее эффективными для формирования компьютерной грамотности дошкольников являются современные цифровые и интерактивные средства. Важно показать как грамотно и безопасно использовать современные инструменты, и какие дополнительные возможности они дают для творчества. В процессе работы у ребенка будут развиваться такие умения и навыки, которые необходимы любому современному человеку. К таким умениям и навыкам относятся: умение планировать структуру действий, умение строить информационные модели, умение организовывать поиск информации, дисциплина и структурированность языковых средств коммуникаций, привычка своевременного обращения к компьютеру.
Компьютерная грамотность - элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере
Компьютерная грамотность – владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества.
Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе и дошкольников.
Как показывает анализ методической литературы, элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.
Интерактивные занятия и игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов.
Формированию у детей способности самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их помогают игры. В процессе использования игр у детей формируется творческое экспериментирование. В ходе игры дети берут на себя роль создателя новых объектов. Они самостоятельно ставят перед собой сложные цели и пытаются их реализовать.
Существует так же ряд компьютерных программ творческого плана. Решаемые ребёнком задачи могут быть самыми разнообразными, а возможные действия – индивидуальными и вариативными. От ребёнка требуется самоконтроль и анализ своих действий. Такие программы позволяют максимально проявлять инициативу, творческую активность. Их отличительной особенностью является разнообразие решаемых задач, возможность экспериментировать с объектами и их свойствами, осуществлять самостоятельную поисковую деятельность, решать конструктивные задачи, например:
- конструирование, моделирование из объектов, элементов и форм;
- раскрашивание и рисование с помощью специальной палитры и набора инструментов;
Грамотное использование компьютера ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития.
Однако в данном вопросе существует ряд проблем. В настоящее время у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на нем часто ограничивается играми (которые не всегда соответствуют их возрасту). Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного возраста воспринимают компьютер только как дорогую, очень интересную игрушку.
Проблема заключается еще и в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере.
Программно-аппаратный комплекс «Колибри 2.0»
Программно-аппаратный комплекс «Колибри 2.0»- это самое современное интерактивное решение для дошкольного образования пришедшее на смену интерактивным доскам.
Данный комплекс уже оснащен необходимыми программами для эффективного использования в детских садах – в базовой комплектации представлено более 500 готовых игр и занятий.
ПАК Колибри универсален и удобен, он поддерживает несколько возможных типов монтажа и эксплуатации:
На устройстве уже установлена привычная пользователю операционная система Windows, а также настроенный и готовый к работе Интерактивный редактор, позволяющий без лишних усилий создавать собственные презентации, игры и обучающие программы.
Игровой центр интерактивный редактор «СОВА».
В Игровом центре «СОВА» представлена коллекция цифровых образовательных ресурсов, которая содержит более трехсот интерактивных игр, уроков и занятий. Все занятия доступны для скачивания бесплатно.
Категории доступных материалов:
Все игры и занятия разрабатываются совместно с педагогами. Они содержат в себе подробные методические рекомендации и соответствуют требованиям ФГОС.
Среди готовых игр есть также те, что применимы при работе с детьми с ОВЗ – с проблемами слуха, зрения, и ментальными нарушениями.
Интерактивный редактор «СОВА» - это программа конструктор, которая позволяет педагогам создавать интерактивные приложения в любых формах и на любую тему, не обладая специальными навыками программирования ( игры, презентации, тесты, викторины, инфозоны, конспекты, видеокниги, научные проекты).
Информационно-коммуникационные технологии сегодня являются неотъемлемой частью современного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования в педагогу и его профессиональной компетентности: во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базыобучения и воспитания.
Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, ведь ИКТ обладают мощными инструментами для работы с любым видом информации, они создают феноменальную среду для развития и обучения детей разного возраста, и в том числе детей с ОВЗ.
Суть интерактивного обучения – вовлечение детей в процесс познания. Интерактивные технологии направлены на формирование у ребенка новых качеств и умений:
- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого ребенка;
- происходит развитие психических познавательных процессов: восприятие, внимание, памяти, разных видов мышления;
- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность):
- создается ситуация успеха;
- формируются условия для самообразования и саморазвития личности ребенка.
Формы работы с детьми
Форма работы:
Групповые занятия (до 6-и человек), включающие в себя:
1. Интерактивные игры и занятия в ПАК «Колибри» на развитие:
-восприятия;
-внимания;
-памяти;
-мышления;
-воображения;
-эмоционального интеллекта;
-навыков общения и продуктивного взаимодействия в группе;
-морально-нравственных качеств.
2. Дидактические игры без использования ИКТ.
3. Динамические паузы
-физкультминутка;
-психомышечная тренировка;
-гимнастика для глаз.
Комплектация групп возраста:
Возраст | Количество детей |
6-7 лет | До 6 человек |
Время, отведенное для групповой работы в образовательном процессе, не должно превышать:
Возраст | Работа с ПАК «Колибри» | Работа без ИКТ-технологий |
6-7 лет | 10 мин. | 25 мин. |
Периодичность: 2 раза в неделю.
Проект выстроен по следующей схеме:
- первичная диагностика (начало учебного года);
- подача тематического материала в соответствии с программой;
- последовательность тем с закреплением пройденного материала;
- итоговая диагностика для выявления развития детей в соответствии с возрастом.
Ожидаемые результаты
Календарно – тематическое планирование работы с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Задачи | Средства реализации |
Ноябрь | |
1. Знакомство с компьютером, его историей, функциями, назначением.(1,2 занятие) 2. Знакомство с кабинетом «УМКА» 4. Развитие умения доброжелательно общаться, взаимодействовать в группе.(4,5 занятие) 5. Дать представление о применении компьютеров. | Презентация «Мой компьютер», рассказ «Как компьютер пришел к нам», раскрашивание на тему «Компьютер Волшебная поляна – «Звуковая викторина», «Водная раскраска» Игровой центр «Сова» - «Добрые слова», «Дружба» Игровой центр «Сова» - эмоции Д/и «Кому нужен компьютер» |
Декабрь | |
1. Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты. (1, 2 занятие) 5. Познакомить детей с разными видами компьютеров – ноутбук, планшет, смартфон. | Игровой центр «Сова» - «Найди пару», «Что здесь лишнее» Мультфильм «Компьютер. Фиксики» Квест-игра «В стране Пикселей»
Создание совместно с детьми игры «Мой компьютер», Простой редактор – рисование «Новогодняя открытка» |
Январь | |
1. Развитие дивергентного мышления посредством технологии ТРИЗ. (1,2,3 занятие) 2. Привлечение к организации выставки 3. Развитие умения доброжелательно общаться, взаимодействовать в группе. | Игровой комплекс Сова – ТРИЗ-технологии…. Организация выставки «Информационные технологии глазами детей» Игровой центр Сова – «Соц-комм» |
Февраль | |
1. Совершенствовать умение рисовать предметы по памяти, развивать наблюдательность 2. Развитие внимания, памяти, мышления. (3,4 занятие) 3. Развитие умения доброжелательно общаться, взаимодействовать в группе. (5,6 занятие) 4. Конструирование, развитие навыков работы с конструктором | Рисование «Компьютер» Игровой центр Сова – внимание, память, мышление Игровой центр Сова – «Соц-комм» Совместное с детьми создание игры «Узнай эмоцию» «Посторим телебашню» |
Март | |
1. Учить складывать самостоятельно фигуры, работать по алгоритму, инструкции, формировать навыки моделирования 2. Что такое итернет? 3. Развитие умения доброжелательно общаться, взаимодействовать в группе. (4,5 занятие) 4. Безопасность в интернете | Оригами «Компьютер» Мультильм «Фиксики. Интернет» Аппликация «Робот» Игровой центр Сова – соц-ком Простой редактор – «Нарисуй эмоцию», «Эмоции моей семьи» Презентация «Безопасный интернет» |
Апрель | |
1. Развитие внимания, памяти, мышления. (1,2 занятие) 3. Привлечь детей к созданию книги, 4. Обобщить и систематизировать знания детей о компьютере, закрепить знания о комплектующих частях, использовании в быту. | Игровой центр Сова – внимание, память, мышление Игровой центр Сова – ТРИЗ-технологии
Игра-викторина «Мой друг компьютер». |
Возможные риски при реализации проекта
Пропуски, болезни детей.
План работы с родителями.
Ноябрь – анкетирование «компьютерная грамотность ребенка»
Декабрь – консультация для родителей «Полезный и вредный компьютер»
Январь – привлечение родителей к организации выставки «Информационные технологии глазами детей»
Февраль – он-лайн семинар по информационной безопасности
Март – консультация «Как обезопасить ребенка в сети Интернет»
Апрель – привлечь родителей к созданию книги « Компьютерная грамотность ребенка».
Список литературы.
программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.