Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Компьютерная грамотность у дошкольников

Создание условий для формирования компьютерной грамотности в процессе интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса интерактивных занятий и игр.Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации, его историей, назначением, устройством. 2. . Познакомить детей с правилами безопасной работы на компьютере. 3. Помочь преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером. 4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером познакомить с манипулятором «Мышь», клавиатурой 5. . Повысить интерес родителей к формированию компьютерной грамотности через организацию активных форм работы с родителями и детьми. 6. Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития. 7. Развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность. 8. Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением. 9. .Воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Паспорт проекта на тему:

«Формирование компьютерной грамотности в процессе интеллектуально – творческого развития детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса интерактивных занятий и игр».

«ПАК КОЛИБРИ.

СОВА»

Автор: воспитатель Арзамасцева А.С.

г.Волгодонск

2022

Тема проекта: «Формирование компьютерной грамотности в процессе интеллектуально – творческого развития детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса интерактивных занятий и игр».

Автор проекта:

Воспитатель – Арзамасцева А.С.

Участники проекта: воспитанники 6-7 лет, педагог, родители.

Цель проекта: Создание условий для формирования компьютерной грамотности в процессе интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса интерактивных занятий и игр.

Задачи проекта:

Нормативно правовая база проекта:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

4. Государственная программа РФ на 2013-2020 годы «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. N 376 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования).

Проект основывается на следующих принципах:

Методологической основой проекта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состоит в том, что в результате внедрения проекта ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями, которые заданы целями обучения. В проекте ребенок выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений.

Педагогическая целесообразность состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление.

Актуальность.

В последние три десятилетия область компьютерной грамотности привлекла внимание как российских, так и зарубежных исследователей, педагогов, преподавателей различных образовательных учреждений и специалистов в области работы с информацией. Глобальная информатизация в образовании, политике и бизнесе требует от подрастающего поколения навыки, необходимые для вступления и жизнедеятельности в насыщенную информацией цифровую эпоху. Такие навыки включают в себя способность приобретать, анализировать, организовывать и интерпретировать огромный объём информации, поступающей из различных источников. Потребность в формировании компьютерной грамотности очевидна.

Задачи по образованию и воспитанию не сводятся к расширению объема знаний. Предполагается развитие любознательности и умственных способностей, формирование простейших способов умственной деятельности, а также волевой организации своего поведения. В процессе воспитания и образования необходимо добиваться приобретаемых ребенком элементарных знаний о явлениях общественной жизни и природы , что создает формирование целого материалистического понимания окружающей

действительности. Н.П.Поддъков подчеркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания.

Анализ исследований, проводимых зарубежными учеными, показал:

-компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения, являясь мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка;

-компьютер позволяет снять ряд трудностей в общении детей, так как

дети предпочитают играть вместе, находя общее решение.

Наиболее эффективными для формирования компьютерной грамотности дошкольников являются современные цифровые и интерактивные средства. Важно показать как грамотно и безопасно использовать современные инструменты, и какие дополнительные возможности они дают для творчества. В процессе работы у ребенка будут развиваться такие умения и навыки, которые необходимы любому современному человеку. К таким умениям и навыкам относятся: умение планировать структуру действий, умение строить информационные модели, умение организовывать поиск информации, дисциплина и структурированность языковых средств коммуникаций, привычка своевременного обращения к компьютеру.

Компьютерная грамотность - элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере

Компьютерная грамотность – владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества.

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе и дошкольников.

Как показывает анализ методической литературы, элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.

Интерактивные занятия и игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов.

Формированию у детей способности самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их помогают игры. В процессе использования игр у детей формируется творческое экспериментирование. В ходе игры дети берут на себя роль создателя новых объектов. Они самостоятельно ставят перед собой сложные цели и пытаются их реализовать.

Существует так же ряд компьютерных программ творческого плана. Решаемые ребёнком задачи могут быть самыми разнообразными, а возможные действия – индивидуальными и вариативными. От ребёнка требуется самоконтроль и анализ своих действий. Такие программы позволяют максимально проявлять инициативу, творческую активность. Их отличительной особенностью является разнообразие решаемых задач, возможность экспериментировать с объектами и их свойствами, осуществлять самостоятельную поисковую деятельность, решать конструктивные задачи, например:

- конструирование, моделирование из объектов, элементов и форм;

- раскрашивание и рисование с помощью специальной палитры и набора инструментов;

Грамотное использование компьютера ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития.

Однако в данном вопросе существует ряд проблем. В настоящее время у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на нем часто ограничивается играми (которые не всегда соответствуют их возрасту). Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного возраста воспринимают компьютер только как дорогую, очень интересную игрушку.

Проблема заключается еще и в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере.

Программно-аппаратный комплекс «Колибри 2.0»

Программно-аппаратный комплекс «Колибри 2.0»- это самое современное интерактивное решение для дошкольного образования пришедшее на смену интерактивным доскам.

Данный комплекс уже оснащен необходимыми программами для эффективного использования в детских садах – в базовой комплектации представлено более 500 готовых игр и занятий.

ПАК Колибри универсален и удобен, он поддерживает несколько возможных типов монтажа и эксплуатации:

На устройстве уже установлена привычная пользователю операционная система Windows, а также настроенный и готовый к работе Интерактивный редактор, позволяющий без лишних усилий создавать собственные презентации, игры и обучающие программы.

Игровой центр интерактивный редактор «СОВА».

В Игровом центре «СОВА» представлена коллекция цифровых образовательных ресурсов, которая содержит более трехсот интерактивных игр, уроков и занятий. Все занятия доступны для скачивания бесплатно.

Категории доступных материалов:

Все игры и занятия разрабатываются совместно с педагогами. Они содержат в себе подробные методические рекомендации и соответствуют требованиям ФГОС.

Среди готовых игр есть также те, что применимы при работе с детьми с ОВЗ – с проблемами слуха, зрения, и ментальными нарушениями.

Интерактивный редактор «СОВА» - это программа конструктор, которая позволяет педагогам создавать интерактивные приложения в любых формах и на любую тему, не обладая специальными навыками программирования ( игры, презентации, тесты, викторины, инфозоны, конспекты, видеокниги, научные проекты).

Информационно-коммуникационные технологии сегодня являются неотъемлемой частью современного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования в педагогу и его профессиональной компетентности: во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базыобучения и воспитания.

Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, ведь ИКТ обладают мощными инструментами для работы с любым видом информации, они создают феноменальную среду для развития и обучения детей разного возраста, и в том числе детей с ОВЗ.

Суть интерактивного обучения – вовлечение детей в процесс познания. Интерактивные технологии направлены на формирование у ребенка новых качеств и умений:

- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого ребенка;

- происходит развитие психических познавательных процессов: восприятие, внимание, памяти, разных видов мышления;

- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность):

- создается ситуация успеха;

- формируются условия для самообразования и саморазвития личности ребенка.

Формы работы с детьми

Форма работы: 

Групповые занятия (до 6-и человек), включающие в себя: 
1. Интерактивные игры и занятия в ПАК «Колибри» на развитие:

-восприятия;

-внимания;

-памяти;

-мышления;

-воображения;

-эмоционального интеллекта;

-навыков общения и продуктивного взаимодействия в группе;

-морально-нравственных качеств.

2. Дидактические игры без использования ИКТ.

3. Динамические паузы

-физкультминутка;

-психомышечная тренировка;

-гимнастика для глаз.

Комплектация групп возраста:

Возраст

Количество детей

6-7 лет

До 6 человек

Время, отведенное для групповой работы в образовательном процессе, не должно превышать:

Возраст

Работа с ПАК «Колибри»

Работа без ИКТ-технологий

6-7 лет

10 мин.

25 мин.

Периодичность: 2 раза в неделю.

Проект выстроен по следующей схеме:

- первичная диагностика (начало учебного года);

- подача тематического материала в соответствии с программой;

- последовательность тем с закреплением пройденного материала;

- итоговая диагностика для выявления развития детей в соответствии с возрастом.

Ожидаемые результаты

Календарно – тематическое планирование работы с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Задачи

Средства реализации

Ноябрь

1. Знакомство с компьютером, его историей, функциями, назначением.(1,2 занятие)

2.  Знакомство с кабинетом «УМКА»

4. Развитие умения доброжелательно общаться, взаимодействовать в группе.(4,5 занятие)

5. Дать представление о применении компьютеров.

Презентация «Мой компьютер», рассказ «Как компьютер пришел к нам», раскрашивание на тему «Компьютер

Волшебная поляна – «Звуковая викторина», «Водная раскраска»

Игровой центр «Сова» - «Добрые слова», «Дружба»

Игровой центр «Сова» - эмоции

Д/и «Кому нужен компьютер»

Декабрь

1. Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты. (1, 2 занятие)
2. Правила работы с компьютером
3. Развитие внимания, памяти. (4,5 занятие)
4. Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, способствовать становлению интереса детей к правильному использованию компьютера.

5. Познакомить детей с разными видами компьютеров – ноутбук, планшет, смартфон.

Игровой центр «Сова» - «Найди пару», «Что здесь лишнее»
Альбом «Правила поведения за компьютером»

Мультфильм «Компьютер. Фиксики»

Квест-игра «В стране Пикселей»


Игровой центр «Сова»

Создание совместно с детьми игры «Мой компьютер»,

Простой редактор – рисование «Новогодняя открытка»

Январь

1. Развитие дивергентного мышления посредством технологии ТРИЗ. (1,2,3 занятие)

2. Привлечение к организации выставки

3.  Развитие умения доброжелательно общаться, взаимодействовать в группе.

Игровой комплекс Сова – ТРИЗ-технологии…. 

Организация выставки «Информационные технологии глазами детей»

Игровой центр Сова – «Соц-комм»

Февраль

1. Совершенствовать умение рисовать предметы по памяти, развивать наблюдательность

2. Развитие внимания, памяти, мышления. (3,4 занятие)

3. Развитие умения доброжелательно общаться, взаимодействовать в группе. (5,6 занятие)

4. Конструирование, развитие навыков работы с конструктором

Рисование «Компьютер»

Игровой центр Сова – внимание, память, мышление

Игровой центр Сова – «Соц-комм»

Совместное с детьми создание игры «Узнай эмоцию»

«Посторим телебашню»

Март

1. Учить складывать самостоятельно фигуры, работать по алгоритму, инструкции, формировать навыки моделирования

2. Что такое итернет?

3. Развитие умения доброжелательно общаться, взаимодействовать в группе. (4,5 занятие)

4. Безопасность в интернете

Оригами «Компьютер»

Мультильм «Фиксики. Интернет»

Аппликация «Робот»

Игровой центр Сова – соц-ком

Простой редактор – «Нарисуй эмоцию», «Эмоции моей семьи»

Презентация «Безопасный интернет»

Апрель

1. Развитие внимания, памяти, мышления. (1,2 занятие)
2. Развитие дивергентного мышления посредством ТРИЗ-технологии. (3,4 занятие)

3. Привлечь детей к созданию книги,

4. Обобщить и систематизировать знания детей о компьютере, закрепить знания о комплектующих частях, использовании в быту.

Игровой центр Сова – внимание, память, мышление

Игровой центр Сова – ТРИЗ-технологии


Создание книги «компьютерная грамотность»

Игра-викторина «Мой друг компьютер».

Возможные риски при реализации проекта

Пропуски, болезни детей.

План работы с родителями.

Ноябрь – анкетирование «компьютерная грамотность ребенка»

Декабрь – консультация для родителей «Полезный и вредный компьютер»

Январь – привлечение родителей к организации выставки «Информационные технологии глазами детей»

Февраль – он-лайн семинар по информационной безопасности

Март – консультация «Как обезопасить ребенка в сети Интернет»

Апрель – привлечь родителей к созданию книги « Компьютерная грамотность ребенка».

Список литературы.

программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А. Васильевой.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области