СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Старший воспитатель МАДОУ Заведующий МАДОУ
Детский сад № 9 (к. 3) Детский сад № 9 (к. 3)
МР Учалинский район РБ МР Учалинский район РБ
_________Р.Р. Гатиятуллина ________Д.А. Шарипова
«__» ________2022 год «__» ________2022 год
Конспект мастер-класса
Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
(в рамках участия в муниципальном смотр-конкурсе
«Применение здоровьесберегающих технологий в ДОО»)
Дата проведения: 26.01.2022
Подготовила: воспитатель
подготовительной группы
Сафиуллина А.Р.
г. Учалы
Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
• Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.
• Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.
Ход мастер – класса
Когда впервые детям задаешь вопрос «что же самое дорогое и ценное в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют 2 здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете?» все дружно говорят: «Да» - А чем вас лечат?» - «Таблетками». - «А можно быть здоровыми без таблеток? – Нет!» Такие слова говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.
Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься»
Для эффективного решения проблемы здоровья детей в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.
1. Одними из форм оздоровительной работы являются – умывание прохладной водой. Умывание относится к местным водным процедурам. Ежедневное выполнение этой процедуры с гигиенической целью при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние.
Умывание прохладной водой дети осуществляют перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук, лица, после занятий физкультурой.
Температура воды постепенно снижается (с 29 - 30 до 22 - 20 на 2 через каждые 5-6 дней). Дети с большим удовольствием выполняют водные процедуры. Сначала умывают лицо, кисти рук, затем шею и руки до локтя.
2. Гимнастика пробуждения после дневного сна выполняется по картотеке. (Приложение 1).
3. Физкультминутки. Пальчиковая гимнастика
Паучок
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
«Буратино»
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)
5. Следующий метод «Сказкотерапия» как здоровьесберегающая технология. «Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок значит ты воспитатель». Ш. Летурно
Цель: показать актуальность использование метода «сказкотерапии» как здоровьесберегающей технологии на основе представления опыта педагогической деятельности в детском саду.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
«Сказкотерапия» – лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи. В свою очередь психолог Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.
6. Следующий метод – Подвижная игра.
Подвижная игра - незаменимое средство пополнение знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
7. Игра-тренажер для дыхания «Футбол»
Цель: формирование у детей правильного дыхания.
Задачи :
1. Оздоравливать детей с помощью дыхательных упражнений.
2. Успокаивать возбудимых детей.
3. Тренировать дыхательную систему (легкие, бронхи).
4. Развивать меткость.
Оборудование: футбольное поле, "мячи" из ваты или фольги, соломинка для коктейля, ворота.
Правила игры: Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться в воротах.
Три уровня игры:
1й уровень: Рассматривание иллюстраций о футболе. Изготовление атрибутов к игре (скатать «мячики»). Знакомство с правилами игры.
2й уровень: В игре участвуют воспитатель и ребенок; ребенок и ребенок.
3й уровень: Командная игра.
Ход игры:
Поиграем мы в футбол,
Ветерком задуем гол.
Игра устанавливается на столе. С двух сторон располагаются по 1 игроку, вооруженных трубочками. Мячи кладутся в центр игрового поля, игроки дуют (вдыхают через нос, а выдыхают через рот) каждый со стороны своих ворот. Задача игроков — забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него через трубочки.
Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, соперник получает одно дополнительное очко. По договоренности игроки могут ввести некоторые правила футбола.