Конспект НОД по экспериментированию
в подготовительной группе
«Чудеса на кухне».
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, безопасность, коммуникация, здоровье, труд.
Цель: формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.
Задачи: закрепить знания детей о свойствах воды, обогащать словарный запас существительными (исследователь, ученый, растворитель, лаборатория), прилагательными (пресная, соленая,, кислая); развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов; воспитывать навыки сотрудничества, аккуратности при выполнении работы; формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.
Оборудование: соль, сахар, вода, яйцо, лимонная кислота, краски, какао, пробирки.
Проведение НОД
I этап: Вводная часть
Здравствуйте ребята. Сегодня я предлагаю вам поиграть.
Весь наукой увлечённый,
Ставит опыты ... (Учёный.)
Правильно. Сегодня мы будем учеными. Ребята, где работают ученые? (лаборатория). Что они там делают? (ставят опыты). Молодцы. Сегодня мы тоже будем ставить опыты. Но наша лаборатория необычная. Такая лаборатория есть у каждого.
Тут пронзительно свистит чайник рано утром.
Холодильник здесь стоит, раковина с краном.
Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама! (кухня)
Молодцы. Дети, сегодня я приглашаю вас на кухню! Но сегодня это не место, где готовят пищу, а лаборатория. Мы с вами станем лаборантами, исследователями, учеными экспериментаторами.
Продукты питания:
Что вы видите перед собой? Назовите одним словом (продукты питания)
Скажите, а какой главный помощник на кухне? Без чего на кухне не проходит ни один процесс? (вода)
Давайте вспомним свойства воды.
Берите ложку и проложите три столовые ложки в стакан. Перемешайте. Теперь аккуратно опускаем одно яйцо в стакан с соленой водой, а второе - с обычной. Теперь давайте посмотрим и сравним, как себя ведет яйцо в каждом из стаканов.
В стакане с чистой водой, что происходит с яйцом? (яйцо утонуло)
А в стакане с соленой водой? (яйцо плавает на поверхности)
Какой вывод можно из этого сделать? (соленая вода тяжелее пресной и в ней труднее утонуть. Она поддерживает предмет)
Ребята, скажите, какие вы знаете природные водоемы? (море, река, озеро, ручей, океан). Какая в них вода? (в море соленая, а в реке пресная)
Ребята, а вы знаете, что и в обычной воде некоторые предметы тонут, а некоторые плавают на поверхности.
Проведем следующий опыт: нам понадобится лавровый лист и кусочек свеклы. Давайте положим в один стакан лавровый лист, а в другой свеклу. Что их них плавает, а что тонет? Что легче, а что тяжелее? (свекла тяжелее, а лавровый лист легче). Хорошо, делаем следующий вывод: если предмет тяжелее воды, то он сразу утонет, а если легче, то будет плавать на поверхности.
Живые дрожжи
Известная русская пословица гласит: “Изба красна не углами, а пирогами”. Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что дрожжи у нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно взяться и за пироги.
Расскажите детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, “поднимает” тесто, делает его пышным и вкусным.
Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.
Давайте их оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте.
Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой.
Спросите у ребят, что произойдет?
Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.
Итог:
Молодцы. Вы все сегодня многое узнали, активно и с интересом приняли участие в экспериментах. Вы все настоящие ученые!