Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья «Знакомство детей с миром природы и культурой народов Севера»

Цель формирование у детей дошкольного возраста знаний о природе и культуре родного края - Ханты-Мансийском автономном округе - Югра. Задачи 1.Сформировать у детей первоначальные знания о растительном и животном мире Югры 2. Развивать у детей нравственные качества личности посредством ознакомления с культурным наследием Югры. 3. Воспитывать интерес к родной природе, желание ее оберегать.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья

«Знакомство детей с миром природы и культурой народов Севера»

Подготовила Южакова О.В.

воспитатель МБДОУ

детского сада № 70 «Голубок»

г. Сургута

«…Мира не узнаешь, не зная края своего»

М. Горький

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития ценностного отношения к малой и большой Родине. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней выступают компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданственности. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к городу, где он родился, чувство восхищения родным городом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине. Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания. Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе. Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых позволяют нам предположить следующее: период трех-семи лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания детей средствами этнографической культуры.

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только в том случае, если будет интересна подрастающему поколению. Это заставило задуматься о том, что вопросы изучения и сохранения культурного наследия требуют пристального внимания. Как современному ребенку помочь сохранить свою духовность, национальную принадлежность и выбрать правильные нравственные ориентиры.

Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его, о животном и растительном мире.

Конечно же, ответственность за знание языка и сохранение культуры, и природы родного края в большей степени, возлагается на родителей, но и образовательное учреждение должно играть значимую роль в приобщении детей к истокам родной культуры.

Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в экологические проблемы родного города, края.

В настоящее время усилено внимание со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации к вопросам патриотического воспитания. Согласно Уставу и основной общеобразовательной программы ДОУ одной из приоритетных задач является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию.

«Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования» определил «Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, гражданственность, природа».

В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской программы «Наша родина Югра». Программа строится на следующих принципах: принципе энциклопедичности, краеведческом (региональном) принципе, принципе интеграции, тематическом принципе - деление материала на основные темы, принцип наглядности, культурологическом принципе - приобщение детей к истокам культуры - реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность. Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями (Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие) через разные виды детской деятельности.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Программа «Наша родина Югра» направлена на воспитание гражданско-патриотических чувств, приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа Севера, духовным и нравственно-эстетическим ценностям, любви к родной природе в этом его актуальность.

Важно пробудить любовь ребенка к своей малой Родине, через богатый мир Югорской природы, знакомство с историей и культурой родного края.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Детство – это пора открытий. В процессе ознакомления с окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Сейчас уже никого не надо убеждать в том, насколько важно экологическое воспитание дошкольника.

Географическая среда накладывает глубокий отпечаток на общее развитие народностей, издревле населяющих эти места. Физическая выносливость, развитость внешних органов чувств, хорошая память, рассудительность, острый ум, любознательность, честность, общительность– вот качества, которыми обладают коренные жители Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси. У этих народностей испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Исторический опыт показал, что полный отрыв от традиционной деятельности ведет к культурной деградации целого поколения или его большинства. Именно народы Севера – хранители огромного многовекового опыта гармоничного сосуществования с Природой, и этот опыт должен стать достоянием человека. Изучение, обобщение и внедрение лучших народных традиций, обычаев имеют большое научно-познавательное и образовательно-воспитательное значение, поэтому начинать формировать знания о родном крае необходимо уже с дошкольного возраста. Ханты-Мансийский   автономный округ играет большую роль в жизни современной России. В таежных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озерах плавает много ценной рыбы. На протяжении веков основными занятиями ханты и манси были рыбный и охотничий промыслы. Поэтому необходимо формировать у дошкольников представления о многообразии  животного и растительного мира родного края, о коренных жителях нашего края, о значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Севера; дать представления о полезных ископаемых нашего края, о профессиях Севера, а также обобщить знания детей о своем городе, его истории достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем.

Такие знания по данной теме сформируют у детей умение ориентироваться в окружающем мире, будут воспитываться нравственные качества и правила поведения в природной и социальной среде.

Родители являются важными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, и, как никто другой должны помогать педагогам, формировать первые представления о коренных жителях округа, об их жизни и быте.

Отец и мать – это зеркало, в которое смотрится растущий человек – их ребенок, и очень важно, чтобы он обязательно находил в нем отражение лучших человеческих качеств.

Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста знаний о природе и культуре родного края - Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.

Задачи:

1.Сформировать у детей первоначальные знания о растительном и животном мире Югры

2. Развивать у детей нравственные качества личности посредством ознакомления с культурным наследием Югры.

3. Воспитывать интерес к родной природе, желание ее оберегать.

Прогнозируемый результат.

У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родногокрая, народов крайнего севера и природе Югорского края. Он получит знания о природных и культурных особенностях жизни Югры.

Программа «Наша родина Югра» характеризуется тем, что:

- направлена на разностороннее развитие детей от трех до семи лет, учитывает психофизиологические закономерности их развития;

- направлена на развитие эмоционально-аффективной сферы, способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои и других людей, выражать эмоции и чувства вербально, не вербально (в движении, мимикой, голосом, в творчестве), на формирование групповой сплоченности и эмоциональной открытости;

- направлена на развитие социально-коммуникативных умений, способности сопереживать другому, на овладение социально приемлемыми способами самовыражения в ситуациях общения, расширение представлений ребенка о себе и своих возможностях, способствует формированию социально-уверенного поведения;

- имеет базисный характер, направлена на поддержку основных линий развития ребенка, отвечающих своеобразию возраста, учитывающих сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании. Образовательная деятельность строится на развитии воображения и основанного на нем творчества (творческого отношения к действительности); исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления); речи и речевого общения; произвольности, регуляции поведения и др.), призвана обеспечивать проектируемый уровень общего психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства и на стадии его завершения;

- задает базисное содержание образовательного процесса в дошкольных учреждениях с учетом региональной специфики (географически условий, национальных и культурных традиций), предусматривает вариативность его реализации, способствует развитию инициативы и творчества педагогов дошкольных образовательных учреждений;-

- носит преемственный, перспективный характер с примерными программами начальной ступени общего образования, определяя связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образовательного процесса), обеспечивающей развитие ребенка;

- является ориентиром для разработки образовательных программ дошкольного учреждения, составления авторских рабочих программ педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Образовательное содержание программы, соответствующее психолого-педагогическое обоснование потенциала психофизического развития детей дошкольного возраста может служить условием для выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу.

Программа состоит из трех блоков: I Блок «Растительный мир Югры», II Блок «Животный мир Югры», III Блок «Люди Югры» .

Содержание программы представлено по возрастным группам. Программа охватывает три возрастных периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет (вторая младшая группа), средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 6 лет, старший дошкольный возраст – 6 до 7 лет. В программе представлен учебный и тематический план работы с детьми дошкольного возраста по формированию ценностного отношения к природе и культуре Югры, план работы с родителями и педагогами по ознакомлению детей с природой и культурой народов Севера, план работы с детьми по ОВЗ, предполагаемый результат. Разработана диагностика по выявления знаний детей о животном и растительном мире, о культуре народов Севера. Предметно-развивающая образовательная среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие учреждения, парк). Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Список литературы.

Богатеева, народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет.сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.

Интернет ресурсы:

Список художественной литературы для чтения детям.

1.Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008. – 87с.

2.Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2008. – 20с.

3.Конькова бабушки Аннэ. М., 1993.

4.Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

5.Сказки народов Севера / Составитель, Л. Просвещение, 1991.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области