Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Особенности организации образовательного процесса в оркестре народных инструментов»

Познакомить с особенностями организации образовательного процесса в оркестре народных инструментов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МОУ ДО «Ярославский городской Дворец пионеров

педагог дополнительного образования Мишурова Галина Николаевна

Статья на тему

«Особенности организации образовательного процесса

в оркестре народных инструментов»

Народная музыка имеет большое воспитательное значение. Игра на народных инструментах привлекает детей ярким и своеобразным тембром звучания. Кроме того, играя на народных инструментах и изучая их историю, дети получают более глубокое представление об истории России, а знакомясь с народными напевами, обрядами, песнями и играми - познают традиции и уклад жизни русского народа.

На занятиях в оркестре русских народных инструментов дети получают не только основы музыкальной грамоты, как это делалось раньше в оркестровых студиях, но и учатся петь, правильно интонировать, записывать несложные ритмические, а в дальнейшем и музыкальные диктанты. Чтобы в более короткий срок дети овладели основными приемами игры на музыкальном инструменте, большое внимание уделяется работе с начинающими, которая в первую очередь направлена на посадку и постановку рук домристов и балалаечников, и постановку рук и владение мехом для баянистов.

В образовательном процессе оркестра русских народных инструментов используются разные формы и виды занятий, педагогические приёмы и средства.

Изучив историю возникновения народных инструментов, дети начинают «играть» в оркестре, беря пример с лучших профессиональных коллективов, подражая им. В игре, шутя, преодолеваются многие трудности в освоении музыкальных инструментов. Дети пришли играть, но играть во взрослую, и вместе с тем, интересную игру, – в оркестр. А это сложное, требующее много терпения и работы над собой, дело. От педагога требуется больше знать о своем ученике, его отношениях в семье, школе, его здоровье и интересах. Успех достигается только в тесных взаимоотношениях трех сторон: педагога, ученика и родителей. Тут многое зависит от атмосферы, которая создается в коллективе. В теплой дружеской обстановке дети беседуют с педагогами и родителями о достигнутых успехах, вместе обсуждают возникшие проблемы, стараются помочь отстающим.

В начале и конце года в форме концерта проводится промежуточная и итоговая аттестации, которые служат основным методом проверки достигнутых учащимися знаний. Большое значение имеет посещение с учащимися концертных залов, детских музыкальных фестивалей, мастер-классов выдающихся исполнителей на русских народных инструментах, что способствует расширению общего и музыкального кругозора детей. Индивидуальные занятия предполагают освоение инструмента и разучивание ансамблевых, оркестровых партий, сольных произведений. По инструментам дети распределяются после одного месяца занятий. За это время ребенок уже знаком с устройством инструмента, знает основные простейшие приемы игры на нем, тембр звучания, назначение данного инструмента в оркестре и уже готов сделать осознанный выбор в пользу того или иного инструмента.

Ансамблевые и оркестровые занятия. Распределение по оркестровым инструментам (домра малая, альтовая, басовая; балалайка прима, альт, бас и т.д.) также начинаются после одного месяца занятий в оркестре. Это делается с учетом физических данных и желания ребенка. На ведущие инструменты (домра малая, балалайка прима) распределяются самые способные дети. Вопрос распределения по инструментам руководитель решает вместе с педагогом по специальности. В нашем оркестре этот вопрос решается следующим образом: рассказывая об инструментах оркестра, руководитель сам демонстрирует игру на них, а на групповых и сводных репетициях часто садится играть вместе с детьми партию баса, аккомпанемента, ударных инструментов. Когда дети видят, какое значение придает руководитель каждой оркестровой партии, они начинают доверять педагогу в выборе инструмента, понимают значимость той оркестровой группы, в которой они в данный момент играют. Так как на оркестровых занятиях работает сразу несколько педагогов, целесообразно раз от разу проводить занятия по группам, это помогает хорошо выстраивать музыкальные фразы, оттачивать трудные, и уязвимые места. В уменьшенном составе распределение репетиционного времени позволяет достаточно хорошо разбирать концертный репертуар на групповых и ансамблевых занятиях и только после этого приступать к общим репетициям оркестра.

Ансамблевые и оркестровые репетиции резко отличаются от индивидуальных и мелкогрупповых занятий. Задачи здесь более высокого художественного порядка. Динамическая и ритмическая гибкость, соотношение звучности групп, подчинение общему звучанию ансамбля или оркестра, эмоциональная взаимосвязь, ансамблевая сыгранность всего оркестра – все моменты, делающие исполнение убедительным и ярким, воспитываются на сводных репетициях.

Достигнутые на репетициях успехи выдвигают новые требования еще более высокого художественного порядка, и поэтому постоянно следует возвращаться к мелкогрупповым и индивидуальным занятиям, чтобы добиться дальнейшего успеха.

Времени на оркестровые репетиции отводится мало, а педагогических задач, которые надо решить – много. Залог успеха в четком распределении и рациональном использовании репетиционного времени. Продумывается план отдельной репетиции и всей работы на более длительное время, а перед каждой репетицией рассказывается детям план работы и задачи, которые ставятся именно перед этим занятием.

Примерный план оркестровой репетиции:

План репетиции может меняться в зависимости от репертуара, но нужно учитывать, что начинать репетицию надо с легкой всем доступной пьесы и заканчивать веселой эффектной пьесой. Особое внимание следует уделять разбору нового произведения в оркестре. Его полезно сыграть в темпе, чтобы дать играющим представление о музыке, её характере, трудностях, которые им предстоит преодолеть. И тогда станет ясно, какие сложные «места» нужно разучивать на индивидуальных занятиях.

Работая с каждым произведением, нужно учитывать некоторые важные моменты оркестровой педагогики. Главная задача педагога оркестрового класса заключается в том, чтобы суметь освободить учащихся от внутренней скованности, которая неизбежно проявляется, как только они садятся за пульт оркестра. Трудности ансамблевой игры: отсчитывание пауз, изменение метроритма сковывают и без того ограниченные возможности юного музыканта. Нерешительность иногда на столько подавляет новичка, а первые шаги его бывают такими трудными, что он теряет уверенность даже тогда, когда играет места, технически ему вполне доступные. Тут требуется терпеливый, подбадривающий тон педагога, умение образно и живо объяснить сущность встретившейся трудности, способность снять шуткой наметившуюся напряженность. Желательно разбор трудностей начинать с понятного и доступного и отсюда уже двигаться дальше. В процессе учебных занятий мы помогаем ребенку внутренне раскрепоститься, и одновременно развиваем его заинтересованную внимательность, сосредоточенность и способность полностью отдаться освоению музыкального произведения. Тут мы сталкиваемся уже с развитием своего рода волевой концентрации, которая качественно противоположна внутренней скованности и напряженности, вызванной робостью, неуверенностью.

Решающее значение при этом имеет творческий тонус репетиции. Работа не увлечет детей, если поставленная задача им не понятна и не по силам, если репетиция ведется вяло, замечания лишены образности, не нацелены на решение главных задач или исправление главных недостатков. Раскрепощению и подтянутости способствует игра в замедленном темпе, и ею нельзя пренебрегать, особенно она полезна перед концертным выступлением.

Несколько слов о совместной игре детей и педагогов. Для дела хорошо, если педагоги садятся вместе со своими учениками и музицируют в оркестре. В начинающем оркестре это жизненно важно, так как технические возможности учащихся еще очень ограничены, и здесь педагог (естественно, отлично владеющий своим инструментом) помогает добиться слаженной уравновешенной игры ансамбля, а при необходимости исполняет сольную партию. В нашем оркестре привлечение педагогов на оркестровые инструменты позволило взять более сложный, технически разнообразный репертуар. Чем больше дети слушают хорошую ансамблевую игру, тем более исполняемую педагогами, тем быстрее они осваивают ансамблевые навыки. И педагогу проще в такой ситуации: как можно меньше слов и наставлений по поводу исполнения, и как можно больше непосредственного показа звука, штрихов, аппликатуры, манеры исполнения. Детям свойственно подражать. Они быстро перенимают то, что услышали и увидели, и стараются сыграть так же качественно, как это делает педагог. Таким образом, облегчается выполнение ещё одной педагогической задачи оркестрового класса – достижение выразительного художественного исполнения, выработка высококачественных игровых умений и навыков.

Оркестровая техника зависит от технических возможностей оркестрантов. Здесь на помощь оркестровым занятиям приходят индивидуальные занятия. Большое значение имеет звучность оркестра. Одна из самых сложных задач руководителя – добиться хорошего, яркого и красивого звучания оркестра. Надо учитывать, что у многих учеников звук еще недостаточно развит. Большинство детей 3-4 годов обучения свою оркестровую партию играют без значительных затруднений, но им часто не хватает мастерства, чтобы сыграть ее певуче и выразительно.

Оркестр звучит так, как это слышит в своем воображении руководитель. Хорошая звучность важна для оркестра, который еще не может «блеснуть» своими техническими возможностями. Тут есть над чем подумать руководителю: как вывести оркестр на «большую сцену», какой взять репертуар, чтобы это было интересно слушать. Продумывая репертуар, следует учитывать все имеющиеся в арсенале инструменты. В начинающем детском оркестре важно иметь большое количество ударных инструментов, а также простейшие духовые инструменты (петушки, свистульки, свирели). Обучить играть детей на этих инструментах несложно, и они создают новый тембр в оркестре.

Правильно подобранный интересный и разнообразный репертуар — это еще не все. Для концертных выступлений требуется учебная и творческая дисциплина. Каждый педагог знает, как нелегко бывает обуздать во время урока характерный и естественный для детей избыток темперамента, а главное, направить его в нужное русло. Не всегда учебная дисциплина служит основной более высокой формы дисциплины – дисциплины творческой. Творческая дисциплина оркестра воспитывается во время игры, поэтому следует избегать длинных речей и наставлений, а давать ясные, короткие, но образные замечания. Значение имеет не только деловитость и образность замечаний педагога, но и то, как они быстро схватываются и выполняются коллективом. Улучшение качества игры создает в коллективе, увлеченном наглядными успехами, хорошее настроение и рабочую остановку. Игра в оркестре должна приносить радость, а радость в искусстве приносит только творчество. Воспитание сосредоточенности и внимания учащихся, хорошая ориентация и быстрая проверка – это необходимые профессиональные навыки и важнейшее условие творческой дисциплины.

Педагогу, работающему с большим коллективом, нужно быть не только тонким психологом, умеющим многое предугадать, но зачастую также хорошим актером и умным дипломатом, чтобы выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы он был эффективен и позволил достигнуть высоких результатов как отдельному участнику, так и всему коллективу в целом.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области