Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

Цель Создать условия для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора. Задачи 1.Познакомить детей с разнообразными формами фольклора колыбельные, потешки, загадки, сказки, пословицы, поговорки. 2. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи. Обогащать словарный запас. 3. Привлекать родителей воспитанников к участию в совместной деятельности, решению актуальных задач.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

БДОУ г. Омска «Детский сад №207 комбинированного вида»

Васюхина Тамара Ивановна

воспитатель

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!

Россия – наша Родина. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в нём поэзия, в которой он показывает всю свою деятельность, общественный и бытовой уклад, знания жизни. Богатство фантазии, художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость, оказывают воспитательное  воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к  окружающему, народному слову, обычаям, воспитывает художественный вкус, эстетическую культуру, многому учит, развивается речь,  обогащаются знания. Таким образом, с помощью изучения малых фольклорных жанров у детей начинают складываться чувства, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его жизни.

Проблема.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитании детей в максимально сензитивный период развития. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Ребенок не рождается со сложившейся речью, мы наблюдаем, как постепенно, шаг за шагом, они учатся говорить — овладевают умением выговаривать определенные звукосочетания, произносят слова, а затем связывают их между собой в предложения и фразы, овладевают способностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят, словарный запас невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др. Это позволяет ребёнку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.

Цель: Создать условия для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

Задачи:

1.Познакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, сказки, пословицы, поговорки.

2. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи. Обогащать словарный запас.

3. Привлекать родителей воспитанников к участию в совместной деятельности, решению актуальных задач.

Чтобы углубить и разнообразить работу по данной теме, мы подобрали методическую литературу, составили план. Большое внимание уделяли подбору иллюстрированного материала книжек с элементами фольклора. Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в развитии связной речи у детей, создали соответствующую развивающую среду. В интерьер группы включили элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских и национальных костюмах, уголок ряженья, различные виды театров, книжки по возрасту.

Работу по этому разделу мы начали с детьми первой младшей группы. Чем раньше знакомить малыша с фольклором, чем чаще мы станем это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки при систематическом рассказывании, у ребенка развивают слуховую сосредоточенность, навыки слушания чтения книги, фонематический слух, речь. В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движений, «забиваются» в уголок, уединяются.  С помощью игрушки и рассказанной потешки, мы  вызываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение. Для лучшего запоминания потешек и прибауток, мы стараемся применять их во всех видах деятельности и режимных моментах.

Малые формы фольклора используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться, делаем процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряем стремление к самостоятельности, называем предметы одежды, обуви и читаем соответствующую потешку «Вот они сапожки». Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс, сопровождаются потешками «Водичка,водичка». Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, мы сопровождаем их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций. В своей практике мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну. Используя этот прием укладывания, мы заметили, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой «Вот проснулся петушок»

С помощью потешек, песенок малыши настраиваются на предстоящую деятельность. В игровой деятельности используем игры-забавы, созданные на народном материале. Игры забавы насыщены добрыми чувствами и юмором. Они всегда осуждают отрицательные качества, дают заряд бодрости и теплоты. Развитие ручной умелости влияет на уровень развития речи и умственных способностей детей, поэтому ежедневно используем в своей работе пальчиковые игры. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость, развивается мелкая моторика и речь. В пальчиковых играх: «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Коза - рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых, они легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность, лаконичность языка. При этом эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими  движениями под стихотворный текст. Огромную роль малые жанры фольклора играют в двигательной деятельности. Многие из них связаны с выполнением определённых движений (бег, прыжки, метание), тем самым оказывают помощь в физическом воспитании, в укреплении здоровья. С помощью потешки «Зашагали ножки» побуждаем детей к движениям. Многие ребятишки двигались с удовольствием, а часть детей приходилось водить за руку. Таких малоподвижных детей стараемся растормошить, побудить двигаться под потешку: «Киска киска» Сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова русской народной потешки: «Скачет зайка». Дети радостно бросаются догонять зайку и хлопают в ладоши. Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. Вызывает у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В потешке «Кукушка кукует» малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому, активизируется словарь.Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении продуктивных видов деятельности. Например, при проведении лепки на тему «Зернышки», рассказав детям о птичках, которым зимой очень холодно, голодно, проговариваем песенку «Птичка». Вызвав у малышей чувство сострадания, предлагаем помочь птичке — вылепить из пластилина зернышки. На рисовании используем фланелеграф, выкладывая тучку, читаем потешку «Дождик» Под ритм потешки дети кончиком кисти рисуют капельки дождя. В трудовой деятельности неоценима помощь потешек, закличек. Уборка игрушек процесс скучный, но если из уст воспитателя слышны зазывалочки, потешки, способствующие формированию аккуратности, порядка.Тогда уборка игрушек из скучного занятия превратится в привлекательное.Большое внимание мы уделяем умению детей рассматривать иллюстрации в книгах, формированию эстетического вкуса; воспитываю бережное отношение к книгам через беседы индивидуальную работу, личный пример. Обращая внимание детей на природные явления, стараемся, через закличики познакомить их с могучей силой природы, учим радоваться и солнцу, и дождю, и радуге: потешки «Ах, ты, радуга-дуга», «Дождик» Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой. Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Учитываем индивидуальные особенности детей, необходимо создать у каждого из них радостное настроение для этого используем игрушки. Всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. Созданию положительного эмоционального настроя, развитию речи, расширено кругозора способствует музыкально-художественная деятельность. Игры с народным словом использует в своей работе и музыкальный руководитель, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности, речь. На материале детского фольклора учим детей разнообразным выразительным движениям: как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах. Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа используем сказки, потешки, картинки, ИКТ.

В своей работе используем разные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи. Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда появляется бабушка-забавушка, они с интересом рассматривают ее костюм, предметы, которые она принесла с собой. В нашем ДОУ, дети старшего возраста устраивают своими силами концерты для малышей, они разыгрывают знакомые им сказки.

В системе ведем работу по информированию родителей (консультации, собрания, оформление папок – передвижек).Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. В результате анкетирования наших родителей выяснили, что они очень мало знают произведений устного народного творчества, помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», практически не знают ни одной колыбельной песни. И сделали вывод, что работа в данном направлении актуальна и необходима. Информируем родителей о проводимых мероприятиях, завели папку «Учите вместе с нами». В нее мы записывали потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Родители показывают кукольные театры для детей, принимают активное участие в изготовлении атрибутов для театрализованной деятельности, предлагают игры, дети с удовольствием принимают участие.

Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи речевого развития: ребенок начнет проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства, владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Работая в системе, с учетом требований ФГОС, и в совместной деятельности  с родителями, создаем условия для  благоприятного пребывания и развития маленького воспитанника в детском саду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вераксы Н.Е, Васильева М.А., Комарова Т.С. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Мозаика-Синтез Москва, 2016г.

2. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области