Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Подготовка воспитанников к изучению технических наук в рамках проекта «От Фребеля до робота»

Цель и задачи Формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО. 1. Организовать в образовательном пространстве ДОУ предметно-игровую техно среду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям. 2. Формировать основы технической грамотности воспитанников, развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности 3. Повысить квалификации педагогических кадров в области робототехники.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Подготовка воспитанников к изучению технических наук в рамках

проекта «От Фребеля до робота»

в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №86 «Колокольчик»

Захарова Айталина Иннокентьена,

педагог дополнительного образования

по развивающим играм.

Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к инженерным профессиям и автоматизированным системам. Подготовка детей к изучению технических наук — это одновременно и игра, и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Очень важно на ранних этапах выявить технические наклонности ребенка и развивать их в этом направлении. По данным педагогов и социологов, «ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7–8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.

Работая в детском саду, возник большой интерес к данной проблеме. Как же это делать? Ведь найти место качественному изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации очень сложно.

В 2017 году коллективом работников дошкольного образования Самарской области, под научным руководством Т.В. Волосовец и компанией ТД «Светоч» в целях формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования разработали Парциальную программу дошкольного образования «От Фребеля до робота». Программа является уникальным методическим продуктом и разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва). Данная программа полностью обеспечивает деятельность дошкольной образовательной организации по развитию конструктивно-модельной деятельности и технического творчества детей дошкольного возраста.

Согласно приказа № 01-09/2640 от 19 декабря 2017г. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) по открытию сетевых экспериментальных площадок по реализации программы «От Фребеля до робота» в соответствии с ФГОС дошкольного образования Центр развития ребенка - Детский сад №86 «Колокольчик» стал апробированной площадкой по данному направлению. Для работы по внедрению в образовательный процесс программы «От Фребеля до робота» была создана творческая группа в составе заместителя заведующего по ОВР Кудашовой Елены Николаевны,старшего воспитателя Захаровой Айталины Иннокентьевны, педагога дополнительного образования Николаева Андрея Владимировича и воспитателя младшей группы Нестеровой Марины Дмитриевны, которые определили цель и задачи:

Формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

В Дошкольном учреждении были созданы условия для работы в этом направлении:

- 12-13 февраля 2018г на базе детского сада №86 «Колокольчик» прошли проблемные курсы повышения квалификации педагогов на тему: «Содержание и методика развития технического творчества детей дошкольного образования на примере образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

- Один из авторов образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» Тамара Владимировна Тимофеева провела с педагогическими работниками цикл занятий, лекции, мастер-классы, просмотры с дальнейшим обсуждением видео фрагментов по организации образовательной деятельности по робототехнике, практикум по составлению конспектов, дискуссии и многое другое было предложено слушателям. Педагоги с увлечением погрузились в конструирование выбранных ими объектов.

Настольной книгой для нас по внедрению робототехники в воспитательно - образовательный процесс является программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», созданная авторами Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева. Программа учитывает возрастные особенности детей и поэтапную работу овладения робототехникой, исходя из этого, творческой группой ДОУ был разработан перспективный план по возрастным категориям.

- Являясь площадкой, детский сад приобрел интерактивное оборудование: нетбуки, планшеты, игровой набор «Дары Фребеля», Лего Дупло, мягкие конструкторы «Великан», «Строитель», набор «Полидрон магнитный», «Полидрон проектирования», конструктор грузовик «Собери сам», деревянный конструктор «Завод», «Полидрон гигант», «Полидрон огромные шестеренки», магнитный конструктор «Клик», «Полидрон малыш», «Полидрон каркас», пластмассовый конструктор «Техник», цифровая лаборатория «Наураша», контрукторы «Лего», «Технолаб», конструктор ВeDo1.0 перворобот, ВeDo 2.0, конструктор МРТ- 2, конструктор «Робо-футбол», а также учебные пособия в соответствии с возрастом детей.

- Игровой набор «Дары Фребеля»

- Развивающие конструкторы

- Робототехнические конструкторы

Эти виды конструкторов, направленные на развитие технического творчества ребенка дошкольного возраста, на формирование предпосылок технических и технологических компетенций, формирование способности к волевым усилиям, направленных на достижения результата.

Нестерова Марина Дмитриевна воспитатель с детьми младшей группы начала свою работу используя технологическое оборудование Дары Фребеля. Продолжительность реализации данной программы с 3-х до 7 лет. «Дары Фребеля» в работе с детьми, учитывает не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а также их желание, интересы. Надо отметить, что все игры данной методики являются подвижными или малоподвижными, в каждой игре используется физкультминутка или рече-двигательная гимнастика.

Главные помощники в нашей работе –это родители воспитанников. Они активно изучают и включаются в процесс совместной игровой деятельности в группе: родители – дети. Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты. Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению не сложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.

Педагог дополнительного образования по развивающим играм занимается с детьми старшего дошкольного возраста. В старших группах применяются конструкторы разного вида, которые развивают интерес к конструированию, формирует представления о строительных деталях, их названиях и свойствах. Дети учатся строить, моделировать по элементарным чертежам и схемам, разбираться в не сложных в планах. В подготовительных группах дети проявляющих технические способности изучают объекты, создают постройки, владеют основными средствами моделирования. Учатся самостоятельно создавать общие планы, схемы будущих построек и учатся программировать созданные модели. С такими детьми проводится специальная подготовка для участия в соревнованиях и конкурсах.

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, в процессе включения в конструирование у «особых» воспитанников осуществляется социально-бытовая ориентировка, идет развитие сенсорных эталонов, обучение ориентировке в пространстве, все это позволит детям легче адаптироваться к занятиям в школе.

В 2019 году в творческую группу вошли воспитатели Матвеева О.В. и Руковишникова О.К.

В старшей логопедической группе «Красная шапочка» кружок «В стране Наурандии» проводит воспитатель Матвеева Ольга Витальевна. Детям, с ограниченным возможностям здоровья, педагог может дать представления о таких понятиях, как температура, свет, звук, магнитное поле, познавательно и грамотно с научной точки зрения, с помощью  цифровой лаборатории «Наураша». С ее помощью было сделать это легко и увлекательно, а самое главное очень доступно для детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам. Данная лаборатория отвечает всем требованиям ФГОС дошкольного образования. Она развивает познавательный интерес детей, способствует сотрудничеству взрослого и ребенка, детей между собой, поддерживает инициативу детей в различных опытах и экспериментах с лабораторией.

В подготовительной логопедической группе «Любознайки», робототехническим конструктором «Технолаб» занимается воспитатель Ольга Константиновна Рукавишникова. Занятие проводятся 1 раз в неделю по подгруппам. В первый год (в старшей группе) дети научились собирать по инструкции определенную модель по плану, определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение, ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево», считать и сравнивать числа от 1 до 15 и самое главное работать в группе. Второй год начали конструировать плоские и объемные модели по образцу, по модели, по схеме, овладели навыками каркасного конструирования.

Одной из новинок за последние годы в сфере конструирования и моделирования стал сверхпрочный детский трехмерный конструктор «Фанкластик». Автор программы д.п.н., Лыкова И.А. разработала парциональную программу «Фанкластик: весь мир в руках твоих».

Важным направлением модернизации развития дополнительного образования выступает процесс информатизации системы образования, а также внедрение в учебный процесс комплекса разнообразных технологий, направленных на формирование коммуникативных и познавательных компетенций обучаемых. Все педагоги знают, что в современном дополнительном образовании детей играет конструирование и моделирование.

В 2021-2022 учебном году образовательная организация приобрела конструктор «Фанкластик». Это уникальная развивающая игра для детей, не имеющая мировых аналогов. В отличие от классических детских конструкторов LEGO, Brick, Bela, LOZ и других, использующих плоское соединение деталей, в Фанкластик используется оригинальный трёхмерный способ соединения элементов, безгранично расширяющий возможности сборки и ассортимент моделей. Конструктор «Фанкластик» полифункционален: он может применяться не только в развлекательных (домашних условиях), но и в образовательных целях.

Для обучения детей конструированию создали условия для работы в этом направлении:

- для работы по внедрению в образовательный процесс программы «Фанкластик: весь мир в руках твоих» наши педагоги посещали онлайн – вебинары.

- приобрели комплект конструкторов «Фанкластик» по возрастным категориям. Ответственные, пользуются разнообразными приёмами. Выбор приёмов зависит от требований программы для дошкольного возраста, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

- в каждой группе имеется специально отведенное место для демонстрации достижений детей, где проводятся выставки персональных и групповых работ, рисунки, стендовые фото-презентации.

Для организации непосредственно образовательной деятельности по программам «педагоги разрабатывают, конспекты занятий и активно внедряется, в образовательный процесс «Инженерная книга». Она учит детей безопасному поведению на занятиях, умению следовать схемам, конструировать по образцу и по творческому замыслу. Главная особенность таких занятий – решение обычных проблем, но решить которые можно различными способами. Такой подход позволит развивать индивидуальность каждого воспитанника, а не учит их мыслить одинаково.

Педагоги проекта активно транслируют свой опыт работы для коллег ДОУ, города, республики, где демонстрируют мастер-классы и занятия по специально разработанной технологии с использованием конструкторов. Педагогические находки публикуются на сайте образовательной организации.

Важное значение по внедрению в воспитательно-образовательный процесс по робототехнике играет работа с родителями. В детском саду на протяжении несколько лет работает «Школа выходного дня». На уроках в этой школе мы знакомим родителей с видами конструкторов, комплектами робототехники и основными приемами программирования. Результатом работы в этой области было активное участие родителей в конкурсе семейного творчества «Конструируем в дружной семье». Где родители проявили фантазию, оригинальность, творчество и разнообразие изготовленных поделок. Еще одним из видов деятельности детей в данном направлении это, проведение открытых занятий в ДОУ для родителей, на которых они могли заниматься с ребенком конструированием и робототехникой

Детский сад принимает активное участие во всех проводимых выставках творческих работ дошкольников, творческих конкурсах конструктивно-модельной деятельности на уровне ДОУ, города, республики и России.

Достижения наших воспитанников 2019-2021г.:

Наш ДОУ ежегодно принимает участие в Всероссийском профессиональном конкурсе- фестивале «Космофест»в следующих номинациях:

«Навстречу к звездам» - II место,

«Эксперименты каждый день» - III место,

«Техносреда» II место,

Специальная номинация «Герои космонавтики» - II место .

Номинация «С Фребелем в космос…» -III место.

Участие в конкурсах и выставках на наш взгляд, является мощным стимулом и инструментом в формировании основ инженерных компетенций у дошкольников.

Инновационный опыт площадки был представлен на следующих мероприятиях:

- Участники акции «Созвездие педагогических талантов» Республиканского конкурса «Воспитатель года – 2018» секция «Робототехника» мастер- класс «STEAM образование»;

- ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)» Республиканский форум «Дошкольное образование инвестиции в будущее» распространение опыта работы на сессии "Стратегия развития дошкольного образования в РС (Я)" секция «Глобальные проблемы дошкольного образования» в виде доклада «Реализация программы «От Фребеля до робота» в детском саду №86 «Колокольчик».

- Управление образования Окружной администрации ГО «Город Якутск». Распространение опыта на городском семинаре «От Фребеля до робота» в виде презентации «Реализация программы «От Фребеля до робота» в ДОУ».

- Распространение опыта на городском семинаре-практикуме МО ПДО по программе «Видеоредактор Мовави».

- Распространение опыта в республиканском конкурсе «Я – инженер».

- Участие педагогов дополнительного образования Николаева А.В. в профессиональном конкурсе «Мое призвание – ПДО», в номинации «Креативность и творчество».

- Участие в Всероссийском профессиональном конкурсе - фестивале «Космофест»- «Техносреда» - II место.

- Распространение опыта в городском СИО «От Фребеля до робота»

- В всероссийском педагогическом конкурсе «Свободное образование» в номинации «Компьютерные игры» - Диплом I место.

- В всероссийском педагогическом конкурсе «Свободное образование» в номинации «Передовой опыт» - Диплом II место.

Неотъемлемой частью курса были обучающие вебинары ведущих специалистов АНО ДПО «Институт образовательных технологий» по вопросам развития технических наук как:

- Игровые практики в реализации образовательной деятельности по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

- «STEM –образование в ДОО

- Эффективные использования игрового набора «От Фребеля до робота»

- Инженерная книга ребенка дошкольного возраста: возможности и действительность

- Современные подходы развития речи дошкльников посредством комплекта «Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фребеля»

- «3Д моделирование» в дошкольном образовании с использованием конструктора «Фанкластик»

Таким образом, целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию и программированию вырабатывает у них самостоятельность, инициативность, трудолюбие, стремление к успеху, умение работать в команде, а также играет большую роль при подготовке к учебной деятельности, и дает возможность сделать первые шаги в любимом деле, будь то художественное мастерство, инженерия, конструирование, дизайн, моделирование. 

Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе! 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области