Конспект занятия «О друзьях и дружбе»
Составила воспитательстаршей группы Андрущенко Анна Ивановна
Задачи:
- формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;
- закрепление детьми знаний о правилах общения с друзьями;
- учить детей видеть хорошие качества своих товарищей;
- учить детей подбирать однокоренные слова;
- формирование толерантного (терпимого) отношения детей друг к другу;
- развитие нравственного воспитания;
- развитие речевой активности;
- развивать умения аргументировать свою точку зрения; --- - Учить понимать, оценивать чувства и поступки других; продолжать учить составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, употребляя простые и сложные предложения; отвечать на вопросы полными предложениями.
- Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.
Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе; обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе; чтение сказок о дружбе «Цветик - семицветик», «Сказка о дружбе», рассказы Осеевой и др. ; заучивание пословиц и стихов о дружбе; изготовление цветов для дерева дружбы.
Материал: «клубок дружбы», аудиозапись песен «Дружба начинается с улыбки», «Песня о дружбе»; , мяч для каждого ребёнка, сюжетные картинки,презентация.
Ход занятия:
Организационный момент.
Собрались все дети в круг (дети берутся за руки и стают все в круг)
Я твой друг и ты мой друг
Крепко заруки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)
Друг другу подарите, (протягивают руки вперед)
Здравствуйте скажите.
Ребята, мне очень хочется прочитать строки из стихотворения Юрия Энтина: (Ю́рий Серге́евич Э́нтин (род. 21 августа 1935, Москва) — советский и российский поэт, драматург, поэт-песенник, сценарист. Широко известен в России и СНГ ...)
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Стук в дверь. В группу заносят письмо. Прочитаем?
Дети: Да
«Внимание, внимание. Тревога! К нашей дошкольной группе приближается коварная, опасная ведьма. Она хочет поссорить всех детей, чтобы они стали злыми и непослушными. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды!»
-Воспитанники: Нет.
Воспитатель: Ребята, нам срочно нужно что-то с этим делать. Что мы можем предпринять в данной ситуации?
Воспитанники: Мы должны быть дружными.
Воспитатель: Правильно, мы должны показать злой ведьме, как мы умеем дружить. И как нужно себя вести, если вдруг между нами произошла ссора.
Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры «Клубок дружбы». Вы будете передавать друг другу клубок, при этом каждый может сказать добрые слова своему соседу, сделать ему комплимент.
Посмотрите, ниточка нас связала и дружба наша стала еще крепче Наша игра не просто так называлась «Клубок дружбы». Как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: Мы будем говорить о дружбе и о друзьях.
Воспитатель: Верно дети. Именно о дружбе и о друзьях мы поговорим с вами сегодня.
Как вы думаете, кто такой друг? (ответы детей)
- Да, дети вы правы, другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам.
-Можно ли прожить без друзей?
- Ребята, кто из вас знает, что такое дружба?
- Дружба - это когда ты дружишь с человеком не для того чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому чтобы он тебе что-то дал. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
Молодцы. Мне понравились ваши ответы.
А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны «да-да-да, а если не согласны «нет-нет-нет».
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Друга стоит обижать?
(Нет-нет-нет)
Другу будем помогать?
(Да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(Нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(Да-да-да)
Мы научимся играть?
(Да-да-да)
Ну а споры разрешать?
(Да-да-да)
Чай с друзьями будем пить?
(Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(Да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(Да-да-да)
Воспитатель: Правильно! Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
Ребята, посмотрите на картинки. Как вы думаете, эти дети друзья?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Почему вы так решили?
А скажите мне похожие слова (однокоренные) к слову «Друг»
Воспитанники: Друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба.
Воспитатель: Вот как много слов мы придумали! Замечательно! А кого можно назвать другом?
Воспитанники: Кто делится игрушками, кто никогда не обижает, кто помогает, друг добрый. Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой
Воспитатель: А может ли быть другом взрослый человек? (Папа, бабушка, мама, сестрёнка, брат, воспитатель.)
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Конечно могут, ведь они нас очень любят, заботятся о нас, учат хорошему.
Воспитатель:
Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит….
А только люди могут быть нашими друзьями?
Воспитанники: нет. Могут быть животные,
Воспитатель: Молодцы. Конечно, можно подружиться с животными.
Как вы думаете, что нужно сделать, что бы кошки, собаки
стали вашими друзьями и приносили вам радость?
Воспитанники: Ухаживать, кормить, не обижать, убирать, гулять, лечить.
Воспитатель: Конечно, если мы будем ухаживать за своими животными
и хорошо к ним относиться, то животные ответят нам
своей лаской и добротой.
Игра «Закончи пословицу»
----------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитанники:
• Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
• Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
• Один за всех … /и все за одного/.
• Человек без друзей … /что дерево без корней/
.А давайте покажем какие мы дружные .
Воспитатель: Я вам сейчас раздам красочные кружочки. Карточки зелёного цвета положительный, а красный отрицательный.
· Добрый
· Вежливый
· Злой
· Ласковый
· Жадный
· Воспитанный
· Заботливый
· Внимательный
· Завистливый
· лживый
· отзывчивый
· щедрый
(Воспитатель проводит игру.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь нас точно не сможет рассорить злая ведьма, потому что мы можем отличить с вами хорошие слова от плохих.
Воспитатель: Мы с вами дружные ребята, а чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то никто не сможет вас рассорить!
-Как вы думаете, с чего начинается дружба?
-Дети: Дружба начинается со знакомства, с улыбки.
Пословицы о дружбе.
«Старый друг лучше новых двух»,
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«Дружба делами крепка»,
«Один за всех и все за одного»,
«Друзья познаются в беде».
«Одна пчела много меда не принесет»,
«Друг познается в беде».
Словесная игра «Кто такой друг?»
Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если он так поступать не должен, то молчат.
Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой,
Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет
Он у малышей забрал
Куклу, мишку, самосвал.
Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.
Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит
Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.
Предложить детям обвести
свою ладошку, украсить ее, и подарить своему любимому другу.
(дети рисуют под песню «Улыбка» муз. В. Шаинского)
Итог: Давайте все дружно скажем друг другу:
(дети берутся за руки)
В нашей группе ссориться нельзя,
Потому что вместе мы – верные друзья!
(Исполненеие « Песенки друзей»)