Учебно-методический комплекс профессионального модуля как инструмент подготовки компетентных специалистов
Анахина Александра Валентиновна
Преподаватель ГАПОУ) ЯПК им С.Ф Гоголева
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Аннотация: В статье рассматриваются система подготовки в сфере физической культуры посредством разработки УМК соответствии требованиям стандарта.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, профессиональный модуль.
Потребности в подготовке квалифицированных специалистов в области физического воспитания и спорта в нашей стране всегда были актуальными. Так как, достижения в любой сфере человеческой деятельности, в полной мере зависят от качества подготовки специалистов. Сегодня общество выдвигают к будущим специалистам особые требования, способные эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность, самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений, а также привлекать других к здоровому образу жизни.
Необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры обусловлено с расширением рынка физкультурных услуг. Востребованы такие специалисты, которые должны быть подготовлены для работы в различных звеньях системы физической культуры и при работе с различными группами населения.
Профессиональная компетенция начинает формироваться в период обучения. Поэтому для формирования компетентности нужно построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности студентов. И в этом решающую роль играет разработка учебно-методического комплекса по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям. Целью УМК является сопровождение учебного процесса для качественного усвоения обучающимися учебной программы, в том числе и самостоятельно.
В связи с этим, с учетом действующих требований к организации учебного процесса и федерального государственного стандарта нам пришлось пересмотреть учебно-методический комплекс профессионального модуля и содержание педагогических практик. К составлению программ активно привлекли работодателей.
При разработке рабочих программ мы предусмотрели, высказывания В.А. Богословского, что профессиональные компетенции включает в себя базовые теоретические компетенции (основанные на профессиональных знаниях), и базовые практические компетенции (приобретенные на практике).
Так, в качестве примера, может служить ПМ 02. «Организация и проведение внеурочной работы и занятии по программам дополнительного образования в области физической культуры». Данный модуль состоит из трех теоретических разделов: первый раздел - теория и методика организации внеурочной работы в школе; второй - методика организации занятий по программам дополнительного образования; третий раздел - организация спортивных соревнований и их судейство. Практическая реализация полученных знаний, умений в следующих видах производственных практик как, «Внеурочная работа в школе», «Тренерская практика» и «Судейская практика», «Летняя практика». Организация производственной практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями стандарта. Именно на практике студент показывает уровень приобретенных в учебном процессе знаний, умений, навыков фактически профессиональной деятельности в должности тренера, учителя физической культуры, или методиста. Для организации и проведения практики колледж предпочтение отдает таким базовым школам, которые имеют возможности для реализации целей и задач практики в более полном объеме.
Учебно-методическое обеспечение по организации и проведению всех видов практики по специальности составляют:
Программа практики, как и рабочая программа профессионального модуля, состоит из пяти разделов и включает в себя паспорт программы; структура и содержание практики; условия организации и проведения практики (в том числе требования, предъявляемые к студентам при прохождении практики, их обязанности, требования к руководителям практики от колледжа и организации, их обязанности); результаты практики; контроль и оценка результатов практики (в том числе требования к отчету по практике). Результаты практики отражаются в аттестационных документах.
Итогом проверки освоения профессионального модуля является квалификационный экзамен, где студент демонстрирует продукт своей самостоятельной, творческой деятельности - проект внеурочного мероприятия.
Такая структура профессионального модуля позволяет сформировать специалиста:
- способного применять на практике физической культуры и спорта методы, методики и технологии развития, обучения и воспитания с учетом физического развития, физической подготовленности, возраста детей;
- способного планировать процесс и результаты профессиональной деятельности;
- способного вести диалог, профессиональное общение с субъектами ОУ;
- способного вести учебно-методическую документацию, обеспечивающие процесс физического воспитания.
Таким образом, вся содержательная часть профессионального модуля направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, исходя из основного вида профессиональной деятельности.
В итоге студент получает достаточный уровень базовой подготовленности, что позволит ему легче адаптироваться в условиях широкого и вариативного рынка труда путем самообразования или через краткосрочные курсы переподготовки.
Литература:
1. Богословский В.А. Инновационные образовательные технологии в преподавание предметных дисциплин //Теория и практика физической культуры. 2008. - № 6.
2. Тряпицина А.Н. Развитие компетенций главная цель профессионального образования//Теория и практика физической культуры. 2009. - №2.