Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок "Россия - Родина моя"

• дать первоначальное представление о родном крае, о Родине • познакомить с понятиями «государственные символы» • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважительного отношения к истории своей страны.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Внеклассный урок истории в 9 классе

на тему: «Россия – родина моя»

Цель: формирование представления обучающихся о величии России и ее роли в мировой истории.

Задачи:

Планируемые результаты:

предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; соотносить и систематизировать информацию из различных источников;

метапредметные УУД

1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) познавательные: устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, карту для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;

4) личностные УУД: развивать стартовую мотивацию изучения нового материала; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

владение устной речью; -владение письменной речью; -владение навыками смыслового чтения;

Оборудование: видео о России, карта России, пакет с рабочим материалом для работы, мультимедийная презентация, портреты выдающихся русских полководцев, учебник,

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слайд 1

Добрый день, дорогие ребята и гости! Сегодня у нас пройдет необычный урок, а вот тему – вы назовёте мне сами. Давайте послушаем отрывок из песни.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, какая будет тема сегодняшнего урока?

– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.

Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

Откуда произошло слово «Родина»?

Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.

Родина – это и Отечество, страна, и место рождение человека.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

А как называется наша Родина?

Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (Слайд 2)

Как называется столица нашего государства?

Москва (слайд 3)

Какие ещё города России вы знаете?

(Ответы детей)

– Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает. У каждого народа – своя культура и свои традиции:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

Определение темы урока

Ребята, вы поняли, какая у нас сегодня тема урока?

У многих представляется, что Россия – это родина.

Слайд 4

Тема урока:

«Россия – родина моя».

Объяснение формы работы

Сегодня будем фиксировать все записи в рабочих листах.

Подпишите свой лист (фамилию и имя).

Запишите дату. 25.11.2021 и тему урока.

Постановка проблемного вопроса

У каждого человека, у каждого народа есть свой образ идеальной родины.

Англичане говорят: «Добрая старая Англия»,

французы – «Милая Франция»,

русские говорят: «Матушка – Россия», «Моё Отечество».

Какие проблемные вопросы мы можем построить к сегодняшней теме урока?

Какая же она, Россия и почему мы ее любим? Почему мы гордимся ей? Почему нам нужно знать и не забывать историю нашей страны?

Это и будут главные проблемные вопросы нашего урока.

Высказывания детей

1.Наша Родина, наше Отечество

Посмотрите видео о России и назовите те ощущения, которые у вас возникли во время просмотра.

Видео о России.

Мозговой штурм. Какая Россия? Что вы ощущали, просматривая видео?

Можно сделать вывод словами великого русского поэта С. Есенина:

«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…»

Сильная, могучая, огромная, богатая, красивая, родная, любимая, гордая.

2.Где расположена Россия, ее особенности

Слайд 5

Посмотрите на карту мира на слайде.

Что можно сказать?

А теперь посмотрите на карту современной России (Слайд 6)

Как велика наша страна! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Обширная территория России – это уникальная природная кладовая. У нас огромные запасы нефти и газа. У нас есть алмазы, золото, никель, железо, медь, алюминий, уран.

Чтобы узнать еще больше особенностей России работаем с документом. 1 минута.

Из текста выбрать как можно больше фактов.

Промаркировать их (Знал-Не знал).

Сделать общий вывод.

На  её территории расположились великолепные горы Кавказа, древнейшие горы Урала. У нас есть нетронутая бескрайняя тайга. У нас Камчатка с её вулканами и Долиной гейзеров. У нас потрясающее по красоте озеро Байкал. У нас – Волга, Иртыш, Ангара, Амур и сотни красивейших рек. А значит большие запасы пресной воды. У нас прекраснейшие заповедны леса и степи. У нас такое разнообразие животного и растительного мира!

Государств много. Они различны. Самое большое – Россия.

Текст о природных богатствах России

Вывод-факт

Россия – это самое большое государство в мире, расположенное в Евразии с уникальными природными ресурсами.

3.Какие народы населяют Россию?

Все земли осваивались и присоединялись к России в течение многих столетий. На них испокон веков проживали различные племена и народы. Территория проживания каждого из них не имела чётких границ. Племена общались друг с другом, и эти контакты влияли на хозяйство и обычаи. Постепенно сложился единый народ с уникальной самобытной культурой.

Интересные факты о народах России

Республика Саха (Якутия)

Якуты

Вывод-факт:

Россия – многонациональная страна.

На ее территории проживает более 190 народов.

Они относятся к разным языковым семьям.

Имеют самобытную культуру.

4.Почему надо изучать историю своего Отечества?

Россия – самая большая в мире страна.

Здесь жили и живут люди с особым русским характером. В нём широта души и долготерпение. Здесь всегда жили люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду.

- Владимир Владимирович Путин сказал: "У России великая история и великое будущее…»

- Как вы думаете, что он имел ввиду, говоря о «великой истории»?

- Конечно, ребята, это Великие победы русского народа. Что мы о них знаем?

- В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которых российский народ снискал почёт, уважение и благодарную память потомков. Образы героев служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.

Великие люди нашей страны, герои и защитники Отечества.

Россия славилась и славится людьми.

Каких великих людей России вы знаете?

Начнем с защитников земли русской?

Илья Муромец, Александр Невский, Дмитрий Донской,

Александр Васильевич Суворов, Жуков Георгий Константинович

Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру ВОПРОС-ОТВЕТ:

- Я говорю дату, а вы продолжаете – с каким именем она связана, и конечно, с каким событием.

1. XIII век. Русь – под властью Золотой Орды. В 1240 год.

(Слайд 8)

Рать новгородского князя Александра разгромили в Невской битве шведских рыцарей, и в честь этой победы он получил прозвище Невский. А знаменитая битва, которую выиграл Александр Невский, вошла в историю под названием Ледовое побоище. Оно имело огромное значение для дальнейшей истории Руси, которая смогла сохранить единую православную веру.

2. 1380 г.

(Слайд 9)

Более века Русь страдала от монгольского ига. Первая попытка избавиться от ненавистного монгольского владычества была предпринята московским князем Дмитрием Ивановичем, по прозвищу Донской. Дмитрий объединил под своими знаменами 23 русских князя. 8 сентября 1380 года началось сражение, вошедшее в историю как Куликовская битва. Сигналом к общему сражению явился поединок богатырей Александра Пересвета и Челубея. Победа на Куликовом поле способствовала росту национального самосознания и ускорило распад Золотой орды.

3.Совсем недавно, 4 ноября (кстати, что за праздник?) мы праздновали День народного единства. Этот день связан с 1611 годом. Что же там было? (Слайд 10)

В 1611 году в Нижнем Новгороде было организовано народное ополчение во главе со старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. Именно они смогли выбить поляков из Кремля и освободить Россию. Петр 1 приказал перенести прах Кузьмы Минина в Спасо-Преображенский собор Нижнего Новгорода и установил на его гробнице памятную плиту с надписью "Здесь лежит спаситель России", а в 1818 году на Красной площади в Москве был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия".

4.Великий полководец. Его имя связано с императрицей Екатериной 2. Взятием крепости Измаил.

(Слайд 11)

Александр Васильевич Суворов – национальный герой России, русский полководец, не имевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства. Талантливый и гениальный человек, но прежде всего гениальность его проявлялась в том, что колоссальную энергию русского народа он умел подчинить высокой, осмысленной идее.

5.1812 год.

(Слайд 12)

Спустя два столетия наша страна подверглась вторжению армии Наполеона. В 1812 году войска Наполеона вторглись в Россию и заняли Москву. Жертвуя Москвой, Кутузов решил сохранить армию, чтобы продолжить борьбу с врагом: "Доколе будет существовать армия, – сказал он, – с потерей Москвы не потеряна еще Россия. Но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия". Но Москва встретила завоевателя не очень гостеприимно. Нехватка продовольствия и фуража вынудила Наполеона покинуть Москву и отступить по разоренной старой Смоленской дороге. 5 декабря 1812 года Наполеон оставил свою армию и вернулся в Париж. На вопрос, в каком состоянии находится армия, он ответил: "Армии больше нет". Отечественная война 1812 года пробудила чувства национального самосознания русского народа, вызвала небывалый патриотический подъем.

6. Сегодня мы еще раз вспоминаем о Великой Победе ХХ столетия. Это наши деды и прадеды ценой огромных потерь, отстояли наше право на жизнь. Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжёлой, кровопролитной, как ЭТА война, не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа.

О какой войне я говорю? (Слайд 13)

Вторая мировая война или Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Слайд 14

Люди, любя Россию, слагали о своей родине красивые строки.

Стихи о Родине

Чувство Родины (опережающее задание)

Родина, суровая и милая, Помнит все жестокие бои…

Вырастают рощи над могилами, Славят жизнь по рощам соловьи.

Что грозы железная мелодия, радость или горькая нужда?!

Все проходит. Остается Родина –

То, что не изменит никогда. С ней живут,

Любя, страдая, радуясь, Падая и поднимаясь ввысь.

Над грозою торжествует радуга, А над смертью

Торжествует жизнь!

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог. Все стареет.

Родина не старится, Не пускает старость па порог.

Мы прошли столетия с Россиею

От сохи до звездного крыла.

А взгляни – все то же небо синее

И над Волгой та же тень орла.

Те же травы к солнцу поднимаются,

Так же розов не отцветший сад,

Так же любят, и с любовью маются, И страдают, как века назад.

И еще немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести.

Медленно История листается…

Все пройдет, а Родина останется.

В. Фирсов

Сделаем вывод.

Для чего мы изучаем историю своего Отечества?

Мы изучаем историю для того, чтобы:

-знать историю своих предков, гордиться достижениями;

-почувствовать себя наследниками великой культуры;

-узнавать о жизни людей в другие эпохи;

-извлекать уроки – не повторять ошибок прошлого;

-осознавать свою причастность к событиям настоящего и осознавать свою ответственность перед потомками.

Итак, на последок я предлагаю вам разгадать ребусы, здесь зашифрована пословица.

Наша Родина имеет богатую историю, вам предстоит изучать ее, и каждая её страница будет вызывать у вас неподдельное чувство гордости. Все мы – дети великой России.

Берегите Россию – без нее нам не жить!

Берегите ее, чтобы вечно с ней быть!

Нашей правдой и силой.

Всею нашей судьбой,

Берегите Россию, нет России другой! (Слайд 15)

7.Домашнее задание:

8. Оценки

Спасибо за работу на уроке!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области