Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия лэпбук по безопасности
Авторы
Воспитатели
А.Ю.Деньгина
Т.А. Румянцева
Дидактическое пособие «Лэпбук» для работы с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Вопросы личной безопасности дома и на природе являются приоритетными в учебно-воспитательной работе с детьми поэтому -
Цель создания лэпбука:
Обобщение материала по теме «Основы безопасности дома и в окружающем мире»
Аннотация по работе с пособием Лэпбук по безопасности способствует:-пониманию и запоминанию, структурированию дошкольником информации по изучаемой теме;-расширению и обогащению словарного запаса; -развивитию познавательного интереса, активности и творческого мышления, в процессе самостоятельной исследовательской работы.-повторению и закреплению материала по теме «Безопасность»-развитию личности, мотивации, способностей.
Дидактическое пособие носит обобщающий характер.Представляет собой 4 блока по безопасности
- Безопасность на дороге,
- Безопасность в быту.
- Пожарная безопасность.
- Безопасность в окружающем мире.
Каждый блок наполнен:
- кармашками, карточками, мини-книжками, вкладками и подвижными деталями с материалом на тему «Безопасность»
При самостоятельной работе с лэпбуком, дети с интересом рассматривают иллюстрации, разглядывают содержание папок.
Собирают пазлы, отгадывают загадки, проходят лабиринты,играют в д/игры. Незаметно для себя, повторяют и закрепляют пройденный материал.
Лэпбук включает в себя 13 игр на познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие, 10 видов разного наглядного материала по темам блоков безопасности.
Составляющие макета лэпбука.
Блок «Безопасность на дороге»
Запомни знакЦель: ознакомление детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными, знаками сервиса. Домино для старших дошкольников по правилам дорожного движения "Дорожные знаки" Цель: формировать умение различать дорожные знаки; пополнить объём знаний о правилах дорожного движения. «Внимание дорога» Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать. Составь рассказ Цель: Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения. активизация словаря: указательный и предупреждающий дорожные знаки, тротуар, пешеход, пешеходный переход, проезжая часть, разметка. Закреплять умение составлять связный последовательный рассказ по сюжетной картине Разрезные картинки Цель: усвоить понятие «часть – целое», развивать речь, пространственное мышление, внимание и логику, собрать из частей правильное изображение и назвать знак. Тренировать память. Воспитывать умение помогать друг другу. Книжка-малышка Стихи, загадки о дорожных знаках Цель: создание условий для осознания детьми необходимости получения знаний по ПДД для обеспечения собственной безопасности. Данная книжка поможет познакомить детей с правилами дорожного движения, научит соблюдать их на улице. Дети в игровой форме узнают новые и закрепят уже известные правила безопасного поведения. Подвижные игры по ПДД Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.
Блок «Правила пожарной безопасности» Ситуации по пожарной безопасности. Цель: формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Огонь - друг огонь - врагЦель: Закрепить знания о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем, к чему может привести неосторожное обращение с огнем, расширить представления о правилах пожарной безопасности и о средствах пожаротушения; совершенствовать умения быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. Вызвать у детей уважение к труду пожарных.
Мини- книжка Как вести себя при пожаре Цель: Закрепление элементарных правил пожарной безопасности с детьми, развитие у них чувства самосохранения. Разрезные картинкиЦель: посредством дидактической игры способствовать уточнению знаний детей по теме пожарная безопасность, продолжать учить детей играть в различные дидактические игры;совершенствовать знания детей по теме пожарная безопасность, развивать сообразительность умение самостоятельно решать поставленную задачу; содействовать проявлению и развитию в игре ассоциативно образного и логического мышления, познавательной активности; Пазлы совершенствование знаний о пожарной машине. Формирование умений сравнивать и сопоставлять, делать вывод, развитие наглядно-образного мышления, внимание, воспитывать усидчивость.
Раскрась Развитие любознательности, внимания , цветовосприятия Лабиринты Цель: - прививать практические навыки пользования планом эвакуации;- закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности; - развивать логическое мышление и зрительное внимание;- воспитывать в детях уверенность в своих силах. Что нужно пожарнику Цель: целостное представление о пожарной безопасности у детей дошкольного возраста.
Блок «Безопасность в быту» Опасные и безопасные предметы Цель: закреплять у детей представление об опасных для жизни предметах, с которыми они встречаются в быту, о их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Учить разделять предметы быта, на опасные и безопасные.Запомни опасные ситуацииЦель:Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть, дома, формировать у детей первичные навыки безопасного поведения в быту. Продолжать развивать диалогическую речь детей, вызвать желание поддерживать беседу по теме.
Мини альбомы«Как избежать неприятностей» Знакомство с опасными ситуациями. Цель: Закрепить правила безопасного поведения. Учить детей умению ориентироваться в чрезвычайных ситуациях. Продолжать формировать представления детей о том, как правильно вести себя в опасных ситуациях; формировать осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми людьми. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице и дома. Воспитывать в детях уверенность в своих силах. Насекомые - опасность в лесу Цель: Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых, с которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. Мини книжка «Опасные ситуации на улице, во дворе» Цель: Учить детей быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях. Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на дороге, в детском парке и около дома. Воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому.
Альбомы «Ситуации в природе, на воде» ЦЕЛЬ: Формировать представления о ситуациях, опасных для человека и окружающего мира природы, и способах поведения в них. Приобщать к правилам поведения опасных для человека и окружающего мира природы поведения Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность. Собери картинку цель игры – систематизация представлений детей о правилах безопасного поведения в окружающем мире, формирование умений внимательно относиться к своему здоровью.
Возможность использования лэпбука
Материал адресован педагогам детского сада
- в организации совместной и самостоятельной деятельности
-в ходе изучения и закрепления конкретных тем
-для проведения индивидуальных занятий или с подгруппой детей
Предназначен : помочь ребенку по своему желанию приобрести навыки самостоятельного сбора и организации информации по теме «безопасность жизнедеятельности», приобщить к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Результаты использования
Лэпбук по безопасности
- активно используется при взаимодействии детей друг с другом
-действует в совместной деятельности со взрослым
-расширяет представления детей о правилах безопасности.
-дети приобретают навыки самостоятельного сбора и организации информации по изучаемым темам.