Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Проекты по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ от младших к старшим»

1. Сформировать в детях способность сопереживать. 2. Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей. 3. Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине. 4. Усвоение знаний о культуре и истории родной страны. 5. Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Проекты по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ от младших к старшим»

Семинар – практикум для педагогов

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

- Душа ребенка – это полная чаша. Чем чашу наполним, то и получим. Если говорить добрые ласковые слова ребёнку, то какую чистую, красивую душу, мы можем увидеть у наших детей. И как душа черствеет, когда часто делают ребёнку замечания, ругают его.

Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.

 Воспитание детей происходит в обществе. Именно воспитание ребенка является основополагающим в процессе становления личности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.

Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду. Задача воспитателя –состоит в том, чтобы воспитать в каждом ребенке четкие нравственные ориентиры: доброту, отзывчивость, чувство собственного достоинства, долг, совестливость, доверие.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру.  Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.

В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:

Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:

•Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Петушок и бобовое зёрнышко»).

Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Поскольку у дошкольников недостаточно развито восприятие абстрактных образов, мотивирующим материалов для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии.
Дети любят книжки с картинками не только за красочность — это замечаешь, читая совместно с малышами. В возрасте трёх лет дети активно обсуждают книжных персонажей. Ребёнку, естественно, было сложно сразу выделить черты характера героя или извлечь смысл его поступка. Понимание к детям приходило через параллельное просматривание иллюстраций. На картинках легко распознать эмоции персонажей и сделать вывод, совершает главный герой доброе дело или допускает ошибку.

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность, она по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить проблемы у ребенка. Дидактическая игра – одно из наиболее доступных, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка средств познания окружающей действительности, важна как средство нравственного развития, как средство, влияющее на формирование положительных взаимоотношений детей, культуры поведения, формирования моральных представлений нравственно-волевых качеств.
Игра «Добрые дела»

Эту игру можно проводить каждый день, она не ограничивается во времени.

Участвуют в ней от одного человека до всей группы. Нужен подходящий

сундучок (или копилка, коробка с прорезью, а также из картона или пластика сделать красивые фишки. Каждая фишка будет соответствовать одному доброму делу. В конце дня подвести итоги, кто больше всех сделал добрых дел за день. Если дети затрудняются, им можно помочь отыскать доброе. Эта игра стимулирует его на нравственные поступки.

Игра «Волшебный стул»

Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему

ласковые, добрые слова. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Ласковые имена»

Дети становятся в круг. Один бросает мяч другому, называя его ласково по

имени. Например: Светочка, Ариша, Полинка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду.

Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на участке детского сада, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта, 23 февраля и др.

Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея.

Задача патриотического воспитания дошкольников в системе нравственно-патриотического воспитания, традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы. Оптимальным решением этого вопроса - создание в ДОУ, в группе –мини музея.
Известно, что приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности. И создание музея может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть его состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких. Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, знакомятся с материалами из «семейного» архива, подлинными документами, предметами, вещами и т.д.
Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. Здесь ребенок – соавтор, причем не только он, но и его папа, мама, бабушка, дедушка.
Каждый «мини-музей» - результат совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Все это, а так же выработанные правила поведения и общения в музее, зажигают в сердцах ребят искорки любви и уважения к истории своей страны.
Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному. Как было сказано выше, младшие дошкольники учатся воспринимать и оценивать поступки персонажей по картинкам. В ясельной группе воспитатель использует перчаточные куклы и плюшевые игрушки, чтобы показать малышам сценку, в младшей и средней группе ребята изучают книжные иллюстрации, видеоролики, репродукции картин. С воспитанниками старшей и подготовительной групп учатся обсуждать абстрактные образы, прогнозировать возможные результаты и последствия поступков. Дети 5–7 лет с интересом участвуют в этических беседах о дружбе, уважении, заботе.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, окружающая обстановка, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области