Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Некоторые аспекты использования игровых технологий в преподавании естественных дисциплин в педагогическом колледже

Распространение опыта своей работы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Некоторые аспекты использования игровых технологий в преподавании естественных дисциплин в педагогическом колледже

Голубятникова Г.А., преподаватель естественных дисциплин

Аникина Л.И., преподаватель естественных дисциплин

ГБПОУ Лукояновский педагогический колледж им.А.М.Горького

За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной педагогической теории и практики. Урок является основополагающим компонентом учебно - воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для обучающихся совершается на уроке.

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности обучающегося, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему - именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя раскрывается на инновационном уроке в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы обучающихся.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

В ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им.А.М.Горького» одной из ведущих форм занятий является урок. Преподаватели используют в своей практике как традиционные, так и нетрадиционные формы уроков. Наиболее эффективной формой урока является деловая игра. Она используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Деловая игра проводится в форме урока-конференции, урока - ролевой игры, урока-практикума, интегрированного урока, урока-спектакля и др.

При повторении и обобщении знаний и закреплении умений по географии, биологии и экологии используется методический прием «Рекламное бюро». Обучающиеся делится на подгруппы - «всемирно известные» рекламные компании, названия им придумывают сами обучающиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем «компаниям» даётся одинаковое задание: создать рекламный проспект. Каждая подгруппа обязана при рекламировании использовать наглядный материал (рисунки, фотографии, газеты, журналы и.т.) Эта игра развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, придавать ему форму и защищать его, а главное - видеть его практическую реализацию.

Изучив по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» такие темы, как «Нервная система», «Кровообращение», «Пищеварение», «Дыхание», проводим урок-конференцию о вредном влиянии курения на различные системы органов «Курение или здоровье – выбирайте сами!» К этому мероприятию обучающиеся готовятся группами по 2-3 человека - историки, журналисты, ученые-биохимики, врачи (по разным специальностям), - используя рекомендованную преподавателем литературу, СМИ.

Используют преподаватели на занятиях игровой прием «лови ошибку». Обучающиеся получают текст со специально допущенными ошибками. Его необходимо откорректировать: отыскать, исправить и объяснить ошибки. Обобщающие уроки проводятся в форме «Звездного часа», «Счастливого случая», КВН, Брейн – ринга, игры «Крестики-нолики».

На уроке проверки и учета знаний и умений используется элемент игры лото. Для организации игры используется емкость, в которой находятся бочонки с номерами, под ними зашифрованы тематические вопросы. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер. При этой игре, всегда царит атмосфера коллегиальности между обучающимися и преподавателем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном. Часто опрос проводится при помощи кроссвордов, головоломок, чайнвордов, викторин. За правильный ответ обучающиеся получают жетоны. По количеству набранных жетонов происходит оценивание.

На уроках закрепления можно использовать дидактические спектакли. Так на уроке биологии по теме «Развитие органического мира» использовалась инсценировка «Путешествие во времени».

На уроке географии предлагается обучающимся такая ситуация: Вы едете отдыхать в Европу. Расскажите о достопримечательностях европейских стран. Деловая игра развивает у обучающихся фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать.

Урок-суд успешно применяется при изучении в географии раздела: «Глобальные проблемы человечества», в «Возрастной анатомии, физиологии и гигиене» темы « Внутренняя среда организма». Для проведения такого урока создаются группы обучающихся: судьи, прокурор, адвокат, пострадавшие и свидетели. Группы накапливают материал и составляют показания пострадавших и свидетелей, речи обвинения и защиты. Опыт показывает, что все без исключения учащиеся проявляют активность на таких занятиях.

Несмотря на высокую степень эффективности нетрадиционных форм урока в процессе обучения, в то же время их не следует полностью абсолютизировать. От традиционных форм уроков не следует отказываться.

Еще раз следует подчеркнуть, что должно быть гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Нельзя отказываться от традиционного обучения, точно также нельзя отвергать нетрадиционное обучение.

Список литературы:

1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие.-М.:Академия. 2010

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие – М.:Народное образование, 1998

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области