Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»
Тема: "Образование числа 5. Счёт в пределах 5".
Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос "Сколько?"
- Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов,обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько - сколько.
- Закреплять представленияо последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
- Упражнять в умении различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и называть их.
2.Развивающие: развивать речь, внимание, память,логическое мышление.,умение формулировать ответы на вопросы.
3.Воспитывающие: воспитывать усидчивость и любознательность.
Интеграция областей: "Познание", "Комуникация", "Социализация"
Демонстрационный материал: картинки с изображением медведя, медведя в осеннем лесу, 5 медведей , 5медвежат, репродукция картины Шишкина "Утро в сосновом лесу ", дидактическая игра "Волшебная геометрия".
Раздаточный материал: двухполосная карточка, на каждого ребёнка по 5 предметных картинок с изображением медвежат, 5 предметных картинок с изображением ягод.
Предварительная работа: Закрепить образование числа 4, счёт в пределах 4, дидактическая игра «Найди, что похоже на круг (квадрат,треугольник, прямоугольник)»
Ход занятия:
1 часть.
Организационный момент:
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в волшебный лес.Кто из вас был в лесу?(ответы детей)
Сегодня к нам в гости пришёл необычный гость гость. Послушайте загадку про него.
С черной кнопкой на носу
Этот зверь живет в лесу,
Весь лохматый, цветом бурый,
На лицо немного хмурый.
У него кривые лапы,
Неуклюжий, косолапый.
Любит кушать сладкий мед,
Этот мед у пчел крадет.
По деревьям лазит ловко,
Есть хорошая сноровка,
Может сильно он реветь,
А зовут его… (Медведь!)
Воспитательпоказывает репродукцию картины,дети делятся впечатлениями.
-Где живут медведи?(Ответы детей)
Что любят кушать медведи ?(мёд)
2 часть
-Мы оказались с вами в волшебном лесу.Посчитайте сколько медвежат на картине? (4)
- Катя, отсчитай столько медвежат ,сколько их на картине и расположи пожалуйста их на нижней части доски; а теперь отсчитай столько бочонков с мёдом,сколько медвежат и поставь их на верхнюю часть довски : сколько медвежат? (4) Сколько бочонков(4) Что можно сказать околичестве медвежат и бочонков? (бочонков столько же сколько медвежат )
Проснулся ещё один медвежонок и прибежал к четырём медвежатам. (Прикрепляю на доску ещё одну картинку с изображением медвежонка)
--Что мы можем сказать о количестве медвежат и бочонков? Медвежат стало больше.
-- Посчитаем сколько стало медвежат. (дети считают)
--Как получилось 5 медвежат. (Добавили одного)
-- А сколько бочонков? (4)
-Можно ли сказать ,что их одинаковое количество?Почему?
--Какое число меньше 5 или 4?
--Какое число больше 5 или 4?
-- Как сделать так,чтобы медвежат и бочонков стало поровну: по 5.
(Добавить один бочонок)
-- Как получилось 5 бочонков? (К четырём бочонкам добавили ещё одного)
Восстанавливаю неравенство: убираю один бочонок.
-- Как ещё можно сделать так, чтобы медвежат и бочонков стало поровну. (Убрать одного медвежонка)
--Молодцы, ребята справились с заданием.
Физкультминутка
Мишка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»)
Игра "Угостим медвежат"
А теперь пройдите к своим рабочим местам, поиграем в игру "Угостим медвежат" А что ещё любят медвежата?(собирать малину)
- У вас на столе лежит карточка и картинки с изображением корзинок и ягод малины.
- На нижней полоске карточки расположите 4 корзинки, а на верхней столько же ягод малины.
- Корзинок и ягод поровну? (Да)
--По скольку корзинок и ягод ? (по 4)
-- Сделайте так, чтобы корзинок стало 5.
---Как получилось 5корзинок ? (Добавили 1)
--Сравните,чего больше?
--Чего меньше?
-- Сделайте так, чтобы корзинок и ягод стало поровну. (дети добавляют 1 ягоду)
-- По сколько теперь ?(поровну)
--С заданием мы славно справились.Молодцы!
- А теперь поиграем.
Игра "Когда это бывает?"
1) Дом уснул, игрушки спят,
Только фонари горят,
Отгадаешь ты точь-в-точь
– Это наступила…(ночь)
2) Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: «Это…» (Утро)
3)Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали и
немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? …(днём)
4)День прошел.
Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи
— Наступает темный… (Вечер)
-А теперь отгадаем загадки. Они необычные, про знакомые нам с вами геометрические фигуры.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На кольцо и колесо
Кто же я такой друзья? (Круг)
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. (треугольник)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня. (квадрат)
У меня угла 4
И 4 стороны
Лишь противоположные
стороны равны (прямоугольник).
Дидактическая игра "Волшебная геометрия"
-- Молодцы, ребята, справились с загадками. А теперь ещё одна игра,называется она "Кто- какой?".Вам необходимо рассмотреть изображенные гометричекие фигуры и карточки с изображением предметов разных форм. Вам нужно предметы похожие на круг положить с кругом и т. д.
Организационное завершение
- Понравилась вам игра? (Да)
-Ребята, а чем же мы с вами сегодня занимались? (Учились считать до 5,повторяли названия геометрические фигур частей суток )