Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение»
Дата: 17.01.2019 г.
Класс: 3 d
Учитель: Храмова Е.С.
Тема раздела: «Части речи»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений; урок-путешествие.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, толковый словарь Ожегова, рабочая тетрадь.
Межпредметные связи: чтение.
Цели урока:
воспитательная:
развивающая:
учебная:
Планируемые результаты:
личностные:
метапредметные:
предметные:
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Имя существительное. Повторение»
Урок систематизации и обобщения знаний и умений | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые приемы |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Стимулирующее включение учащихся в учебную деятельность | Запоминают как можно больше слов, записывают их по памяти за отведенное время. | Словарная работа. Игра «Видимо-невидимо». На слайде слова: берег, ветер, дорога, восток, Россия, заря, север, суббота, товарищ, город, облако, столица. Дается время на запоминание. Кто больше слов запишет? |
2.Формулирование темы урока. | Помощь учащимся в формулировании темы и задач урока. | Прогнозируют тему урока. - Мы будем говорить об имени существительном, вспомним, что знаем об этой части речи. | - Какой частью речи являются записанные слова? Попробуйте определить тему урока. |
3.Обобщение и систематизация знаний. | Организовать работу учащихся по обобщению и систематизации знаний. | 1.Отвечают на вопросы, используя знания о существительном, как о части речи. 2.1.Находят в предложенном тексте существительные, обосновывают свой выбор. 2.2.Записывают существительные, распределяя их в группы в соответствии с морфологическим признаком. Осуществляют взаимопроверку. 3.1.Называют группу предметов одним словом. - животные - игрушки - овощи - инструменты - одежда - посуда -цветы - явления природы 3.2. Записывают слова на заданные темы. Ведут обсуждение в парах. 4.1.Читают стихотворение, выясняют, что у слова «коса» несколько значений, определяют их: - полоска суши, - заплетенные волосы, - сельскохозяйственный инструмент. 4.2.Определяют лексическое значение слов. Значение незнакомого слова находят в толковом словаре. | 1.Проверка базовых знаний по теме. Подготовить ответы на вопросы: - что такое имя существительное? -на какой вопрос отвечают одушевленные существительные? неодушевленные? -что обозначают собственные имена существительные? 2.1.Проверка умения отличать имена существительные от других частей речи. -Найдите в тексте имена существительные, прочитайте их, обоснуйте свой выбор. Есть у всех животных в Африке жилье. Разное, конечно, каждому свое. У кого – домищи, у кого – домишки, Нету дома только у одной мартышки! 2.2. Проверка умения классифицировать существительные по морфологическим признакам (одушевленные-неодушевленные). 3.Проверка умения классифицировать существительные по тематическим группам. 3.1.Пес, петух, корова, кошка - … Кукла, мячик и гармошка - … Лук, редиска, огурцы - … Молоток, топор, щипцы - … Платье, юбка и рубашка - … Бак, стакан, кастрюля, чашка - … Василек, ромашка, роза - … Ветер, дождик и морозы - … 3.2.Записать по 3 слова на темы: «Профессии», «Фрукты», «Города» по заданному образцу: … , … , … - фрукты. 4.1.Наблюдение над лексическим значением имен существительных. Используя текст стихотворения, определите, какое лексическое значение имеет слово «коса». В море суши полоса называется коса. А у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, - косит травушку коса. У меня один вопрос: сколько есть на свете кос? 4.2.Определите лексическое значение слов: остров, кубрик, абордаж, клипер. Значение какого слова вы затрудняетесь назвать? |
4.Физкультминутка | Организация физкультурной паузы. | Выполняют танцевальные упражнения под музыку. | Комплекс танцевальных упражнений под музыку. |
5.Обобщение и систематизация знаний | Организовать работу учащихся по обобщению и систематизации знаний. | 5.1.Образуют одушевленные существительные: моряк, журналист, водник, корабельщик, дорожник; записывают слова, обозначают суффиксы. 5.2.Образуют форму множественного числа данных существительных, записывают слова парами. Морж - моржи, щука - щуки, ерш - ерши, чайка - чайки. 6.1.Читают текст, рассуждают о роли существительных в речи. Вставляют подходящие по смыслу слова. - Я в море заплыл - Бедный морской осьминог - Под волной соленой водоросли вьются. | 5.1.Проверка умения образовывать имена существительные от заданных слов с помощью суффиксов. Игра «Волшебники». С помощью суффиксов «превратите» неодушевленные имена существительные: море, журнал, вода, корабль, дорога в одушевленные. 5.2.Упражнение в образовании форм множественного числа имен существительных. - Что обозначают имена существительные в единственном числе? - Во множественном? - Образуйте и запишите форму множественного числа существительных: морж, щука, ерш, чайка. 6.1.Наблюдение над значением существительных в речи. Восстановление текста. - Прочитайте текст. Понятен ли вам его смысл? Какие части речи пропущены? Попробуйте восстановить текст, вставив подходящие по смыслу слова. - Я в ... заплыл - Бедный морской … - Под волной соленой … вьются. |
6.Самостоятель-ная работа. | 6.2.Самостоятельная работа. Записывают предложение, выполняют синтаксический разбор. Делают вывод о синтаксической роли существительных: - В предложении имена существительные могут быть как главными, так и второстепенными членами. | 6.2.Определение синтаксической роли существительных. - Выполните синтаксический разбор предложения, определите, какими членами предложения могут являться имена существительные. | |
7.Подведение итогов урока. | Организация работы по подведению итогов урока. | Вспоминают ход урока, рассказывают. | - Ребята, вспомните, на каких островах мы побывали и чему научились на каждом из них. |
8.Рефлексия учебной деятельности. | Организация работы по анализу и оценке успешности работы на уроке. | Раскрашивают смайлик, соответствующий настроению. | - С каким настроением вы заканчиваете урок? Раскрасьте соответствующий значок. |
9.Домашнее задание. | Сообщение информации о домашнем задании, инструктаж выполнения. | Записывают домашнее задание в дневник. | На дом предлагается творческое задание. - Придумайте задание, связанное с именем существительным. |