УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»
«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНĺН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» С.МУТНЫЙ МАТЕРИК
«ЧЕЛЯДЬÖС ВИДЗАНĺН» ШКОЛАÖДЗ ВЕЛÖДАН МУТНÖЙ МАТЕРИК СИКТ МУНИЦИПАЛЬНÖЙ СЬÖМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ.
"Развитие мелкой моторики рук"
Немчинова Галина Семеновна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад» с. Мутный Материк
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что в последние 5-10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).
Эта проблема и подтолкнула меня к разработке методической темы “Развитие мелкой моторики рук”, т. к. пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров головного мозга. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.
Задачи:
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Ожидаемые результаты:
1. проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике;
2. использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни;
3. увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности;
4. развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения;
5. повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме;
6. использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.
План самообразования
Название мероприятия | |
Работа с воспитателями | Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» |
Семинар-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» | |
Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте» | |
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» | |
Листки-памятки: «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук». | |
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях» | |
Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем» | |
Консультация на стенде информации речевые пальчиковые «Почему с детьми надо проводить игры?» | |
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей | |
Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры». | |
Работа с детьми | Включение пальчиковых игр образовательную деятельность, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей. Игры: |
ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.
Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка.
Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Опыт работы в детском саду подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. С целью развития мелкой моторики в своей группе создала необходимую предметно-развивающую среду, изготовлены различные игры и пособия для развития мелкой моторики. Я стала задумываться над изготовлением пособий, которые могли бы привлечь внимание детей и улучшить их результативность. Все яркое, красочное, необычное привлекает детей в младшем возрасте. Поэтому я пришла к выводу, что дидактические игры должны быть необычными (нестандартными, интересными для детей. Побуждаю малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Работа здесь осуществляется с небольшой группой детей. Иногда, в утренний и вечерний отрезки времени, занимаемся индивидуально. Замечаю, что дети самостоятельно и с большим интересом действуют с дидактическим материалом.
Разработала картотеку пальчиковых игр и упражнений (Приложение).
В своей работе использую разнообразные игры и виды деятельности:
Игра "Веселые прищепки"
Игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Выполняя пальчиками работу с прищепками, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
"Шнуровка"
Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.
"Рисование"
Игры с крупой координацию движений, память, внимание, слуховое восприятие. При соприкосновении рук и ног с крупой, происходит активизация активных точек, находящихся на ладонях и пятках. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма.
"Бусы для мамы"
Детям очень нравится перебирать мелкие предметы, но игры с бусами надо проводить только под наблюдением взрослых. Такие упражнения тоже развивают тактильную чувствительность и скординированность движений пальцев и кистей рук, их также можно использовать на занятиях как игровой момент для снятия напряжения и предложить их детям для свободного творчества.
"Накорми зверя"
Эта игра помогает развивать ребенку мелкую моторику и тактильные ощущения. На примере дети учатся заботиться о животных, кормить их, ухаживать за ними.
Игра с крышками
Игры с крышками кроме развития мелкой моторики способствуют овладению счетом, закреплению знания формы, цвета и размера предметов. А еще такие игры развивают тактильное восприятие, зрительно – моторную координацию, точность движений и внимание, математическое, эмоциональное и творческое развитие.
"Игры с водой и песком"
Игры с песком и водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.
"Чудесные резинки"
Играя ребенок знакомится с изображением на плоскости различных фигур, букв и цифр, учится счету, ориентации на плоскости, понятиям направления "справа, слева, вверху, внизу".
Способствует не только развитию мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.
«Игры со счетными палочками»
Игра со счетными палочками - хорошая тренировка пальцев и подготовку мышц руки дают игры со счётными палочками, эти игры оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них положительный эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения.
«Пазлы», «Мозаика»
Пазлы и мозаика игры очень полезны для развития мелкой моторики ребенка, а также его пространственного мышления, памяти, воображения, фантазии, координированной работы рук и глаз, сообразительности и творческого способностей ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада я смогла добиваться поставленной цели.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.