Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


доклад

поделиться опытом работы с бумажной лозой, раскрыть особенности формирования творчества у детей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Идыгинская средняя общеобразовательная школа имени К.П. Борисова

Доклад на тему

«Плетение из бумаги, как возможность развития творчества»

Романова Лариса Петровна,

учитель технологии

д. Нижняя Идыга

2021 г

В настоящее время существует огромное количество глобальных проблем, одной из них является загрязнение окружающей среды бумажным мусором. Как говорят биологи, природа создала нас, но без нее мы прожить попросту не сможем. Вывод прост – необходимо беречь природу! Уничтожение лесов является одной из ключевых экологических проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. 42% всего мирового производства древесины используется для изготовления бумаги. Стоит ли это жизни всех тех деревьев, которые вырубаются?

Известно, что бумаги используется в современной жизни огромное количество, и этот объем постоянно растет. Согласно статистическим данным потребление бумаги с каждым годом возрастает на 20%. Каждые 12 минут офисный работник использует один лист формата А 4, от 45 до 90 кг бумаги на одного человека ежегодно выбрасывается в мусор. А так называемые детские бумажные расходы – это совсем недетские масштабы использования. Ежедневно в школьных урнах оказывается до 5 кг бумажного мусора. Мы не всегда осмысливаем великое значение бумаги. Раньше бумага была довольно редким и ценным ресурсом, сегодня ее так много, что она постепенно заполоняет всю планету. Порой многие свои действия вообще не мыслим без листочка бумаги, не задумываясь о том, как она появляется у нас в доме? Знаем просто — в любом доме всегда должен быть хоть один листочек. Большинство людей читают газеты и журналы, книги, каталоги и другую печатную продукцию. С каждым разом всё прочитанное выбрасывая как мусор. А ведь из использованной бумаги можно изготовить прекрасные сувениры и поделки, игрушки, предметы быта. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко. Макулатуре, которая скопилась у нас в ящиках стола, на полках стеллажей, можно дать вторую жизнь, причем яркую, красивую и творческую.

Вторичная переработка бумажного мусора для плетения изделий из бумажной лозы приводит к уменьшению вырубки леса, расширяет границы творчества и воспитывает экономное использование бумаги человеком.

Газетная лоза не требует много места и ее легко заготавливать. И она идеально подходит для того, чтобы научиться плести. Ведь плести из лозы – довольно трудное занятие, а бумага более податливый и понятный материал. Существует много техник плетения, из них можно выделить основные: простое или ситцевое плетение, плетение «Веревочкой», спиральное плетение, спиральное скручивание.

Техника плетения из газет и журналов замечательна еще и тем, что нет никаких ограничений в размере лозы: бумажные фрагменты легко соединяются и могут наращиваться до бесконечности. Возможно, в прочности такие изделия уступают обычным плетеным корзинам, но если их правильно обработать и найти им соответствующее применение, они прослужат долго.

Также большим плюсом является то, что плетение из бумажной лозы можно сочетать с другими техниками, в основе которых лежит использование природных материалов: роспись, резьба, икебана, флористика и многое другое, что подскажет творческая фантазия.

Итак, из чего же можно изготовить бумажные трубочки?

В первую очередь это газетная бумага. Используем газеты, журналы, использованную офисную бумагу формата А4. Конечно, можно купить чистую бумагу Снегурочка, или потребительскую бумагу различных форматов (А 4, А 3), а также цветную бумагу плотностью 80 гр/м2, но в целях экономии мы используем макулатуру. Очень хорошо получаются трубочки из гладких тонких листов различных каталогов. Их можно найти на прилавках магазинов, где их раздают бесплатно. У каждой газеты или журнала есть белые поля, и тогда трубочки получаются белыми без печатного текста и лучше поддаются окрашиванию.

Чем же крутить наши трубочки?

Для этого нам нужны спицы для вязания диаметром 1; 1,5; 2 мм. Они могут быть длинными или короткими, как носочные, особой разницы незаметно. В настоящее время очень трудно найти спицу 1 мм, оказывается, их уже не выпускают. Поэтому приходится проявлять чудеса изворотливости и, например, сделать спицу из автомобильного тросика, главное очень хорошо выпрямить металл.

На чем крутить бумажные трубочки?

Нам нужна ровная поверхность, и она должна быть немного шероховатой для лучшего сцепления бумаги. Очень хорошо подходит силиконовый коврик или пластиковая доска, бывшая в употреблении. Можно крутить трубочки и на весу, но и здесь понадобится поверхность для нарезки бумаги и склеивания концов трубочки.

После скручивания трубочек требуется дальнейшая обработка. Это и окрашивание, и придание пластичности и гибкости бумажным трубочкам.

Чем же можно окрашивать?

Нам понадобятся морилки на водной основе различных оттенков, грунтовки глубокого проникновения, акриловый лак и гуашевые краски. Все применяемые растворы должны быть на водной основе, так как они не имеют запаха и не токсичны. А это является условием безопасности для использования их детьми и не оказывают вредного воздействия на здоровье детей.

Выводы

Рассматривая вопрос «творчества», отметим, что многие ученые сходятся во мнении, что склонностью к творческой деятельности обладает каждый человек и задача современного общества и образования создать такие условия и возможности, при которых будет обеспечено развитие творческого потенциала. Так, например, в современном школьном пространстве при создании определенных условий существуют предпосылки для раскрытия творческого потенциала каждого младшего школьника и его развития на протяжении всего школьного периода.

В процессе погружения в творческую деятельность ребенок все больше склоняется к определенному виду деятельности, мы выбрали и апробировали технологию плетения из бумажной «лозы».

Особенности организации занятий позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи:

- воспитать эмоционально-эстетическое отношение учащихся к предметам и явлениям окружающей действительности;

- развить творческие способности каждого ученика, исходя из его индивидуальных особенностей;

- сформировать умение работать самостоятельно;

- воспитать стремление использовать полученные знания, умения, навыки в общественно полезной работе.

Успехи в декоративно-прикладном творчестве порождают у учащихся уверенностьвсвоих силах,чтопозволяетпреодолеть барьер нерешительности перед новым видом деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Следовательно, чтобы добиться высоких результатов в развитии творческих способностей, необходимо создатьблагоприятные условия и умело пользоваться эффективными методиками,учитывая индивидуальныевозможности каждого ученика.

Данный материал апробирован на занятиях по внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста. А именно с учащимися 4-го класса. При разработке и составлении содержания программы «Плетение из бумажной лозы» учитывались возрастные особенности младших школьников.

Дети младшего школьного возраста не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии необходимо мотивировать и заинтересовывать конечным результатом, менять или усложнять технику плетения. Важно, чтобы учащиеся могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности их труда. Правильно поставленная работа на занятиях имеет большое воспитательное значение. У ребят развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд и уважение к труду других.

Занятие по плетению из бумажной лозы – прекрасное средство развития не только творчества, но и умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к анализу своей работы, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что учащиеся познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно уделить особое внимание усовершенствованию эстетического вкуса детей, развитию чувства прекрасного, поддержанию творческого начала в деятельности каждого ребенка.

Важным моментом в практической реализации данной программы является ознакомление родителей с деятельностью детей по данной программе. Они помогут детям заранее подготовить нужные материалы к работе. Тесная связь с семьями школьников будет способствовать их нравственно – эстетическому воспитанию. На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание не на изготовлении конкретной поделки, а на ее конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети могли сделать самостоятельный выбор. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием занятий в творческом объединении от уроков трудового обучения в общеобразовательной школе.

Считаю, что плетение из бумажной лозы доступно детям младшего школьного возраста (небольшая трудность вызвана при кручении трубочек). Это не так уж сложно, но довольно полезно – развивается моторика, внимание, усидчивость. Ведь не даром в старину плели от мала до велика. Конечно, из настоящей лозы плести не так просто, поэтому мастера этого ремесла почитались. А вот с газетной лозой проще: материал доступный, мягкий, да и недорогой. Единственно, что нужно предусмотреть – это выбор красителей и лака. Можно использовать акриловые, анилиновые, пищевые красители. Не сразу будут получаться ровные, правильной формы изделия, но навыки можно совершенствовать. Наша задача – заложить зачатки творчества и развивать его, а также развивать бережное отношение к окружающему миру, природе. Когда виден конечный результат, одобрение взрослых, у детей просто горят глаза, появляется желание творить. А это для нас с вами – желанный результат нашей интересной профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные Интернет ресурсы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области