Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности с использованием сказок

Роль театрализованной деятельности с использованием сказок в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Бондарева Анна Сергеевна,

музыкальный руководитель,

МБОУ «СОШ № 33», г. Бийск, Алтайский край

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

средствами театрализованной деятельности с использованием сказок

Развитие театрализованной деятельности в дошкольном учреждении и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия педагога.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится формированию эмоциональной сферы дошкольников, поскольку эта сфера понимается как обязательная составляющая личностного становления.

Успех реальной социализации дошкольника зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития ребенка в театрализованной деятельности. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики «личностно – ориентированный» подход, в рамках которого театрализованная деятельность дошкольников рассматривается не только как подготовка к «взрослой» жизни, но и как реальное творческое приобретение социального опыта.

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в театрализованной деятельности. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки.

Проведенные театрализованные занятия, психогимнастика, как часть музыкально занятия, драматизация сказок, праздников и развлечений с привлечением детей и взрослых, позволило сформировать эмоциональную сферу детей. Каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеют нравственную направленность – дружба, доброта, смелость. Благодаря сказке ребенок познал мир не только умом, но и сердцем. И не только познал, но и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои стали образцами для подражания и отождествления. Через театрализованную деятельность оказывала позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволила решать ребенку проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогло преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованную деятельность в детском саду была организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включала в различные другие занятия, а также запланирована специально в недельном расписании занятий по кружковой деятельности. Все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими группами, что обеспечивало индивидуальный подход к каждому ребенку. Каждый раз группы формировались по-разному в зависимости от содержания занятий. Конечным итогом было проведение праздников у малышей, концерты, драматизация сказок с музыкальным сопровождением, показ сказки на родительском собрании, участие в городском конкурсе «Золотой ключик». К работе и проведению праздников принимали активное участие воспитатели и родители. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного учреждения. Организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений, навыков, развитие способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. В такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создан микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную, развивающую функции, а не сводиться только к подготовке выступлений.

Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально- исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей. Содержание занятий является не только знакомство с текстом какого- либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, то есть со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Работу по театрализованной деятельности проводила в несколько этапов:

Выразительное прочтение произведения, а затем проводила по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения сказки А. Толстого «Приключение Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?».

Чем полнее и эмоциональнее воспримут дети произведение, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. При чтении широко использовала весь комплекс средств интонационной, лексической, синтаксической выразительности. Старалась глубже узнать детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая чтение. Это подчеркивал В. А. Сухомлинский. Если ребенок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение- это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». Именно по этому ставила перед собой две основных задачи: 1. Понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки серьезны, и, 2. Помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем о ком услышал.

Реагировала на эмоциональную активность детей во время чтения произведения или просмотра видеофильма. Не делала детям замечаний, не призывала их сидеть тихо. Это помешало бы им полноценно переживать события сказки. А мне не позволило бы наблюдать их эмоциональную реакцию, что в свою очередь затруднит ему дальнейшую работу.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например. При прочтении отрывка из сказки спрашивала: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? Почему вы так думаете?» Показываю детям иллюстрацию с лисой и спрашиваю: » Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили? Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспомнить текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видиофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках ( «Что с ним?», «Почему он плачет?»).

После беседы о прочитанном и подобных упражнений возвращаюсь к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Никогда не требовала буквального воспроизведения. При необходимости непринужденно поправляла ребенка и двигалась дальше. Когда текст достаточно хорошо усвоен, поощряла точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.

Использовала многообразие средств:

- Формировала у детей образно- выразительные умения (уметь иммитировать характерные движения сказочных животных).

- Обучала элементам художественно- образных выразительных средств ( интонации, мимике и пантомиме ).

- Совершенствовала художественно-образные исполнительские умения.

- Развивала творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Иммитационным движениям Сказочных животных обучала детей на музыкальных занятиях, выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Во время работы закрепляла полученные музыкально- ритмические навыки и навыки выразительного движения. Следила, чтобы дети перед выполнением движения под музыку правильно занимали исходное положение, соблюдали координацию движений рук и ног, обращала внимание на осанку детей. Добивалась, непринужденно, не просто усвоения какого-либо движения, а качественного, выразительного его исполнения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения - вот что характерно при выполнении детьми движений. Например, после прослушивания русской народной мелодии «Курочка и петушок» спрашивала детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и просила показать данный образ в движении. После этого предлагала детям загадать загадки, имитируя движения различных животных. Учила их подмечать различия в характере одного образа «Чем отличается лиса Таня от ласы Оли?»

Обучала детей средствам речевой выразительности, использовала знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволило научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании: речь, напев, мимика, пантомима, движения.

Фрагменты из сказок использовала как упражнения. Например, детям предлагала попроситься в теремок, как лягушка или медведь; сказка «Теремок», после чего спрашивала, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

В следующий раз усложняла задание. Предлагала одному ребенку, по желанию, разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действия за каждого, также предлагала детям исполнить роли под музыкальное сопровождение, где ребенок мог проявить творчество и исполнить движение и пение под музыку. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, учила детей словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях. Фантазии при иммитиции движений. Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «мама пришла за мной»… Не забывала, что интонация голоса взрослого- образец для подражания. Прежде чем предложить задание детям, неоднократно упражнялась сама.

Выполнение таких упражнений приходит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями: радость, печаль, страх, удивление, злость и способами их невербального выражения. Значение этой работы усиливается тем. Что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.

Решение этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам), чтение произведений и просмотр сказок, где отражены разные состояния. Дискуссии по сказкам, прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла», Упражнения типа «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…». Вела себя тактично, придерживалась чувства меры. Моменты фиксации эмоциональных состояний проходили естественно, при максимальной доброжелательности с моей стороны и некоим образом не превращались в уроки мимики.

Предлагала детям разыграть отдельные маленькие сценки, где подчеркивала особенности ситуации мимикой. Хорошо, если одну и туже сценку проигрывают несколько детей. При этом не обращалась к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Спрашивала, у кого получилось похоже и почему.

Обращала внимание детей на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности :сила голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями.

Занятия стоила по схеме:

1.Введение в тему, создание эмоционального настроения.

2.Театрализованная деятельность, где каждый ребенок имел возможность реализовать свой творческий потенциал.

3.Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, формированию эмоциональной сферы детей способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

Развитие театрализованной деятельности зависит от содержаний и методики художественного воспитания детей в целом, а также уровня образовательной работы. Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованной деятельности делается не на самом процессе, а на ее подготовительном этапе.

Систематическая работа с детьми дошкольного возраста позволила сформировать у детей эмоциональную сферу средствами театрализованной деятельности с использованием сказки. Дети всесторонне развиты, эмоционально активны, обогатился словарный запас; мимикой, жестами, движениями, пением могут выразить и передать свои чувства, выполнить взятые на себя роли. При выступлении дети свободны, не скованы, импровизируют на сцене. Создание условий позволило найти индивидуальный подход к детям, воспитать и развить чувства, эмоции, любовь к художественной литературе (сказке), привить интерес к театрализованной деятельности, творческой деятельности: умению мастерить костюмы, оформлять сцену, изготавливать атрибуты. (Также привлекала родителей к оказанию помощи детскому саду: выступление на праздниках, организации экскурсий, шитье костюмов).

Все это изменило эмоциональную сферу детей, что подтверждает результаты диагностики.

Используемая литература

1. Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. А.Д. Кошелевой, М.: Просвещение,1985г.

2. Психология современной семьи. Под ред. С.В. Ковалев; М.: Просвещение, 1988г.

3. Общение детей в детском саду и семье. Под ред. Т.А. Репиной; М.: Просвещение,1990г.

4. Музыкальное воспитание в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугина; М.: Просвещение, 1981г.

5. Театрализованная деятельность дошкольников. Под ред. Н.Ф.Губднова; М.: ВАКО, 2007г.

6. Козлова С.А., Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5 –изд.,- М.: Изд. Центр «Академия», 2004г, - 416 с.

7. Кошманская И.П., Театр в детском саду. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004г.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области