Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Кулинарная мастерская", 8 класс

Цель программы – оказание социальной помощи и подготовка обучающихся к адаптации в жизненном пространстве посредством приобщения к культуре приготовления пищи. Задачи программы 1. Формировать потребность в самостоятельной деятельности. 2. Знакомить учащихся с общими трудовыми процессами. З. Развивать общетрудовые навыки и умения работы с кулинарными инструментами и приспособлениями. 4. Знакомить с правилами и приемами кулинарной обработки продуктов. 5. Знакомить с правилами кулинарного этикета и приемам эстетичной подачи приготовляемых блюд. 6. Прививать навыки экономного ведения домашнего хозяйства. 7. Формировать ценностное отношение к здоровому питанию, культуре домашнего питания. 8. Способствовать формированию толерантного отношения к окружающим через приобщение к кулинарным традициям других народов и культур. 9. Развивать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в команде.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

____________

ЭКСПЕРТИРОВАНО

Руководитель кафедры

____________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по технологии

«Кулинарная мастерская»

8 класс

Составитель:

учитель технологии

Шустова Н.А

г. Вятские Поляны

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Кулинарная мастерская» имеет техническую направленность.

Школа призвана не только сформировать необходимые знания основной школьной программы, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной социализации. Одним из условий счастливой жизни, физического здоровья, комфортного существования в семье является культура питания, приоритет домашней здоровой еды, а значит умение правильно, вкусно, быстро и экономно готовить. В подростковом возрасте особенно важно сформировать положительные жизненные ориентиры, поэтому занятия в кружке кулинарного искусства будут способствовать расширению кругозора воспитанников на основе значимости питания в жизни и деятельности человека; формированию знаний о разнообразии пищи, её лечебных свойствах, о культуре питания; формированию умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; развитию навыков приготовления блюд, эстетическому их оформлению, проявлению творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов.

Таким образом, практическая деятельность кружка «Кулинарная мастерская» является средством общего развития школьников, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Актуальность программы.

Образовательная область «Технология» предоставляет наибольшие возможности для формирования у обучающихся навыков, необходимых в повседневной бытовой и будущей семейной жизни. Особенно это относится к разделу курса технологии у девочек «Технология приготовления пищи». Однако, учебный план предполагает изучение курса «Технология» в 8 классах всего 1 час в неделю, при этом уроков кулинарии нет вообще. Внеурочные занятия по данному направлению позволят поддержать высокую заинтересованность обучающихся в этой деятельности, повысить уровень планируемых результатов, и, в целом, будут способствовать подготовке к жизни, профессиональному самоопределению.

Актуальность программы состоит также и в том, что детям предоставляется возможность получить положительный опыт созидательного труда, общения, радости; использовать свое свободное время на увлекательное и полезное дело.

Цель программы –

оказание социальной помощи и подготовка обучающихся к адаптации в жизненном пространстве посредством приобщения к культуре приготовления пищи.

Задачи программы :

1. Формировать потребность в самостоятельной деятельности.

2. Знакомить учащихся с общими трудовыми процессами.

З. Развивать общетрудовые навыки и умения работы с кулинарными инструментами и приспособлениями.

4. Знакомить с правилами и приемами кулинарной обработки продуктов.

5. Знакомить с правилами кулинарного этикета и приемам эстетичной подачи приготовляемых блюд.

6. Прививать навыки экономного ведения домашнего хозяйства.

7. Формировать ценностное отношение к здоровому питанию, культуре домашнего питания.

8. Способствовать формированию толерантного отношения к окружающим через приобщение к кулинарным традициям других народов и культур.

9. Развивать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в команде.

Для решения поставленных задач программа предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:

- групповые теоретические беседы с учащимися;

- индивидуальные теоретические и практические задания по технологическим картам;

- групповые практические задания по приготовлению блюд;

- групповые практические задания по сервировке стола;

- исследовательская деятельность,

- игровая (конкурс).

При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения: наблюдения, практического занятия; беседы.

Соответствие уровня развития детей программным требованиям выявляется при помощи метода наблюдения, метода сравнения независимых характеристик, изучения продуктов образовательной деятельности.

Организационные принципы:

Программа работы кружка «Кулинарная мастерская» рассчитана на 1 год, 68 часов. Кружок комплектуется из учащихся 8–х классов. Количество обучающихся в группе для освоения программы –10-12 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 2 часа.

Планируемые результаты:

В итоге обучения учащиеся будут

- о значении рационального питания для нормальной жизнедеятельности человека;

- о правилах безопасной работы с кулинарными инструментами и приспособлениями;

- о правилах рациональной подготовки рабочего места;

- о правилах и приемах кулинарного этикета;

- о санитарно-гигиенических правилах, применяемых при приготовлении пищи;

- о способах определения и отбора доброкачественных продуктов и способах хранения продуктов и готовой пищи;

- о некоторых особенностях национальных кухонь народов мира;

- о способах и приемах кулинарной обработки продуктов для максимального сохранения в них основных питательных веществ;

- о культуре подачи готовых блюд.

- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;

-организовывать своё рабочее место и строго соблюдать правила безопасной работы;

- правильно производить первичную обработку продуктов;

- пользоваться кулинарными инструментами и приспособлениями;

- приготовить желаемое блюдо по рецепту;

- производить правильную подачу готового блюда;

- готовить национальные блюда.

Проектирование планируемых результатов на универсальные учебные действия (УУД) и общее развитие личности.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;

- мотивация детей к познанию, творчеству, труду;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности.

Метапредметные результаты:

формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами; готовности слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- формирование и развитие компетентности в области кулинарного искусства .

Будут сформированы следующие компетенции:

- ценностно-смысловая компетенция (умение принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков) ;

- общекультурная компетенция (принимать и понимать точку зрения другого человека);

- учебно-познавательная компетенция (самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы);

- коммуникативная компетенция (умение представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы);

- выполнять работу над исследованием, учиться быть личностью, осознавать необходимость и значимость труда, который выполняешь.

Структура программы

Программа кружка «Кулинарная мастерская» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Обучение осуществляется через единство теоретических познаний и практики. Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой, теоретические положения и технологические приемы подкрепляются практическим применением в жизни.

Программа предполагает работу с обучающимися в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной групповой практической деятельности.Учащиеся работают командами, выполняя задания по технологическим картам по приготовлению и подаче изучаемых блюд, фотографируют результаты работы, формируют собственное портфолио.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках необходимой информации, в выборе кулинарных рецептов блюд и технологии их приготовления.

Особенностью данной  программы является то, что у обучающихся появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний и умений в повседневной жизни, как сегодня – при закреплении своих практических навыков в условиях дома, так и в будущем,

Программа не дублирует практические работы, выполнявшиеся на уроках в 5-7 классах, направлена на усложнение, расширение круга знаний и умений .

Содержание программы

Тема занятий

Количество

часов

1.

Вводное занятие. Правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования на занятиях кулинарии. Сервировка стола и этикет.

2

2.

Приготовление салатов.

8

3.

Приготовление соусов.

2

4.

Приготовление напитков

2

5.

Приготовление десертов

6

6.

Приготовление блюд рождественской кухни

10

7.

Приготовление супов

4

8.

Приготовление вторых блюд

8

9.

Приготовление кондитерских изделий из разных видов теста

12

10.

Кулинарные традиции народов мира

12

11.

Итоговое занятие

2

1.Введение (2 ч.)

Правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования на занятиях кулинарии. Общие правила столового этикета. Основы сервировки стола.

2.Приготовление салатов.(8 ч.)

Разнообразие салатов и закусок. Пищевая ценность и назначение этого типа блюд. Принципы сочетания продуктов для салатов и холодных закусок. Заправки для овощных, мясных, фруктовых салатов. Варианты оформления блюд. Посуда для подачи салатов. Приготовление праздничных салатов по выбору, их оформление и подача.

3. Приготовление соусов (2 ч.)

Назначение соусов, их кулинарная ценность. Виды соусов. Технология приготовления. Приготовление базовых соусов (белого и красного) и их вариантов по выбору.

4. Приготовление напитков (2 ч.)

Компоты, кисели, технология их приготовления, пищевая ценность. Приготовление сбитня - русского традиционного пряного напитка.

5. Приготовление десертов (6 ч.)

Десерты фруктовые, молочные, их значение в диетическом и детском питании Технология приготовления фруктово-ягодных десертов (желе, самбук), приготовление молочного десерта (суфле) .

6. Приготовление блюд рождественской кухни (10ч.)

Рождественские кулинарные традиции - русские, европейские, история их возникновения. Расписное рождественское печенье – архангельские козули, технология их приготовления и росписи. Пряничный домик. Рождественские пироги.

7. Приготовление супов.(4 ч.)

Пищевая ценность супов. Виды супов. Технология приготовления овощных отваров, мясного бульона. Приготовление заправочных супов по выбору Способы подачи на стол.

8. Приготовление вторых блюд (8 ч.)

Тепловая обработка овощей (варка, жаренье, тушение, припускание, бланширование), пищевая ценность овощных блюд. Блюда из круп. Приготовление тушеных, запеченных блюд из овощей и круп. Подача и оформление блюд.

9. Приготовление кондитерских изделий из разных видов теста (12 ч.)

Основные и дополнительные продукты для приготовления теста. Определение качества муки (по цвету, запаху, вкусу и влажности). Разрыхлители теста (дрожжи, сода, взбивание). Виды теста. Ароматические добавки. Пресное тесто. Основные изделия из этого теста. Технология приготовления. Приготовление печенья «Хворост». Бисквитное тесто. Основные изделия из этого теста. Правила приготовления бисквитного теста. Дефекты приготовления, причины. Приготовление бисквитного рулета с начинкой. Заварное тесто, технология приготовления. Приготовление пирожных «Лебеди».

Слоеное тесто. Технология приготовления. Приготовление пирожных «Розы».

Приготовление торта из песочного теста. Приготовление выпечки из дрожжевого сдобного теста.

10. Кулинарные традиции народов мира (12 ч.).

Изучение кулинарных традиций некоторых народов – русской, итальянской, французской, немецкой, осетинской, татарской и др. Приготовление характерных блюд по выбору.

11. Итоговое занятие (2ч.)

Подведение итогов обучения. Игра - конкурс «Мастера-кулинары».

Учебно-методическое обеспечение программы

Комплект наглядных пособий

Список литературы

Список литературы для обучающихся

1. Фантазии из овощей и фруктов, - М.: Изд. «Ниола – Пресс», 2008.

2. Золотые правила кулинарии – М.: Эксмо, 2008.

3. Современный этикет и хорошие манеры. Изд. «Звонница», 2002.

4. Русская кухня. 1000 любимых рецептов. – М.: ЭСТ – ПРЕСС КНИГА,

5. Максимова М., Кузьмина М. «Первоклассная повариха», - М.: Эксмо,

6. 900 лучших рецептов, - М.: БАО – ПРЕСС, 2008.

Интернет ресурсы

- фильмы «Еда живая и мертвая»

- www/videoculinary.ru

- другие cайты по кулинарии

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области