Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе для формирования мыслительной деятельности младших школьников.

Формирование мыслительной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе при помощи технологии развития критического мышления.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе для формирования мыслительной деятельности младших школьников.

Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь выделять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

В настоящее время , когда приоритетным направлением обучения выбран системно-деятельностный подход обучения, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Проанализировав несколько технологий и методик, меня заинтересовала технология развития критического мышления. Так как данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Именно технология развития критического мышления оказалась одной из инновационных, позволяющей добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают , сознательно размышляют над процессом обучения , отслеживают , подтверждают , опровергают или расширяют знания , новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Основа технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч. Темплом,  К. Мередитом, Д. Стилл. Это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Напоминаем, что важным условием является применение данных приемов в контексте трехфазового построения урока, полное воспроизведение трехфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия

Первая стадия вызов.  Задача этой фазы

не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая стадияосмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с  информацией, приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Третья стадия рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпрети руется, творчески перерабатывается. Предлагаемая система представляет собой плод совместных исследований педагогов и психологов во всем мире. Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «Критического мышления» хорошо знакомы российским педагогам, но, в целом, данная разработка является новой для нашей Школы.

Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности. 

Если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления в обучении младших школьников, то можно активизировать мыслительную деятельность обучащихся:

На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. 

I. Стадия вызова

«Загадка»

Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания.

Например, на уроке окружающего мира по теме "Разнообразие животных урок начинается с разгадывания кроссворда, где на пересечении слов появляется ключевое слово - тема урока

Приём «Корзина идей»

Окружающий мир.

- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода.

А что же такое погода? Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Погода – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.

«Мозговой штурм»

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все, выдвинутые предложения фиксируются без какой, бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

Данный прием я использовала на уроке математики, тема "Деление многозначных чисел на однозначное"

В итоге детям предлагается вспомнить, как их родители делят многозначные числа. Ребята приходят к делению углом и мозговой штурм продолжается

«Отсроченная догадка»

Дети высказывают предположения по заявленной теме урока.

Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.

Например, урок в 3 классе по теме “Части речи” начинается с того, что на доске записывается известное предложение Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. В конце урока ученики должны назвать в предложении самостоятельные части речи.

«Театрализация»

Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.

«Да – нет»

Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест».

Очень похож на предыдущий приём. Дети должны дать очень краткий ответ.

На уроке математики мною иногда предлагаются тесты с верными и неверными ответами. Необходимо выбрать верный ответ и показать его с помощью цифрового веера - 1, 2, 3, 4. Например:

121 122 488 246

18 59 114 119

104 567 241 124

580 184 120 70

67 142 126 122

121 1089 409 102

244 62 61 0

272 142 106 43

Затем, опираясь на ответы детей, в таблице, изображенной на доске, убираются лишние буквы. Таким образом, дети читают слово ЭКОЛОГИЯ

Далее проходит интегрированный урок математики + основы экологии

«Дискуссия»

Обсуждение вопроса по заданной теме. Алгоритм ведения дискуссии предварительно вывешивается на доске, правила ведения дискуссии постоянно повторяются.

Правила ведения дискуссии:

1. Выдвигать идеи, слушать внимательно,

2. Не повторяться.

3. Каждое следующее высказывание:

а) либо продолжает предыдущее;

б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).

Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5-балльной системе,
Они отвечают на вопросы:

1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии? 1 2 3 4 5

2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5

3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5

«Проблемный вопрос»

Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

Например:

- Когда появились первые печатные книги на Руси?

- Каковы отличительные особенности волшебной сказки?

- Что такое олицетворение? эпитет? сравнение? метафора? гипербола?

- Как вы понимаете термин "однородные члены предложения?

- Как образуются слова?

- Как правильно написать безударное окончание в имени прилагательном?

- Как составить узор, симметричный данному?

«Верные-неверные высказывания»

Урок окружающего мира по теме "Почва и ее состав"

Верные-неверные высказывания

До чтения

После чтения

1 Почва - это тонкий слой земной поверхности

2 При изменении климата почва остается неизменной

3 На состав почвы оказывает влияние животный и растительный мир

4 В состав почвы входит воздух

5 В составе почвы можно обнаружить воду

6 Гумус и перегной - это разные вещества

7 Есть места, где почвенный слой совсем отсутствует

8 1 см почвы образуется в природе достаточно быстро

9 Основное свойство почвы - плодородие

10 Есть еще много других важных свойств почвы

II. Стадия осмысления

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Чтение с пометами» 

При изучении информации, связанной с новыми идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).

«V» - уже знал

«-» думал иначе

«+» - новое для меня

«?» - не понял

Для её заполнения вначале учитель попросит учащихся во время чтения делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

«Окружающий мир».

«Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Круги по воде»

Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Например, при изучении темы "Глагол" может получиться данное исследование по теме:

Г - главный член предложения

Л - легко изменяется по родам

А - а так же по числам

Г - говорить, глядеть, гладить - неопределенная форма

О - очень часто - сказуемое

Л - лучше не пытаться определить падеж

«Чтение с остановками»

Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

«Кластеры» 

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

«Двухчастный дневник»

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.

«Бортовой журнал»

Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

III. Стадия рефлексии

«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

«Письмо к учителю»

Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (другу, инопланетянину, сказочному герою и т п).

Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ

2. Больше всего запомнилось

3. Понравилось

4. Не понравилось

5. Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ учит меня

«Пятиминутное эссе»

Помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

Домашнее задание можно задать не в традиционной манере, а предложить детям найти или придумать загадки по пройденной теме, самостоятельно составить кластер, написать синквейн, прочитать новый текст в методике "чтения с пометами".

Данные приемы позволяют детям лучше понимать информацию, легче запоминать правила, при самостоятельной работе с любым текстом ребенку легче выделять главное, а графическое оформление текстового материала позволяет прочно запоминать информацию и пересказывать текст.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области