Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Литература и фольклор как источник обогащения и сохранения языка

сохранение родных языков

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа им. Х. Суюнчева

а. Новая Джегута»

369317, КЧР, Усть – Джегутинский район, а.Новая Джегута

ул. Советская, 97

ТЕЛ. 8(87875) 47-1-73

Научно – практическая конференция

с международным участием

КЛЫЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2018

Доклад

«Литература и фольклор

как источник обогащения и сохранения языка»

Подготовила:

учитель родного языка и литературы Айбазова Л.Х-М

Карачаево – Черкесия - многонациональная республика. Здесь с древнейших времен живут карачаевцы, черкесы, абазины и ногайцы. Их называют коренными народами. Кроме коренных в КЧР представлены представители около ста национальностей, народностей, этнических групп. Мы живём в этой республике и должны знать, пусть в самых общих чертах, историю и культуру населяющих его народов. Без этого трудно стать полноценным гражданином, любящим и уважающим свою родину, её культуру, традиции, обычаи. Они ведь - часть общечеловеческой культуры. Нет ни малых народов, ни маленьких культур(хотя мы привычно пользуемся этими терминами). Все народы – великие, все культуры – уникальные.

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фолькло́р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;

2. фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

3. фольклор как явления художественного творчества народа;

4. фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;

5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А. М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей Горький говорил:

«Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее — доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, — Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, — все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни» (М. Горький, Советская литература, доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей, М., 1935, стр. 12).

Фольклор — поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древней письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял. На том же съезде писателей А. М. Горький обратился к писателям Кавказа и Средней Азии: «Начало искусства слова — в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много дает материала и вам, и нам, поэтам и прозаикам Союза. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». М. Горький подчеркивает в фольклоре его трудовое и коллективное начало, материалистическую и реалистическую его основу, его художественную мощь. Выделяя специфические черты, присущие устной народной поэзии, М. Горький в то же время не противопоставляет фольклору письменную художественную литературу как обособленные друг от друга явления. В народном творчестве он видит ту глубокую и плодотворную почву, на которую опирались в сущности все величайшие произведения литературы.

Фольклор поэтический нельзя рассматривать изолированно от других проявлений духовной культуры. Устная народная поэзия тесно связана с областями народного сценического искусства (мимика, жест, драматическое действо — при исполнении не только так наз.   «народной драмы» и драматизированных обрядов — свадебных, похоронных, земледельческих, хороводов и игр, но и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографического искусства (народные танцы, пляски, хороводы), музыкального и вокального искусства. Следовательно, фольклористика включает некоторые разделы таких дисциплин, как театроведение, хореография, музыковедение (раздел его, называемый «музыкальной этнографией» или «музыкальным фольклором»). Вместе с тем фольклор не может быть изучаем без помощи лингвистики, без изучения того диалекта, говора, на котором создаются данные устно-поэтические произведения. Однако фольклористика есть прежде всего часть литературоведения, а фольклор есть часть словесного искусства. Фольклор, как и письменная художественная литература, является словесно образным познанием, отражением общественной действительности. Но создание фольклора народными массами, условия бытования фольклора, характер художественного творчества в докапиталистическую пору, когда сложилась значительная часть дошедшего до нас старого фольклора, определили известные особенности фольклора по сравнению с письменной художественной литературой. Коллективное начало в фольклоре, анонимность большинства фольклорных памятников, значительная роль традиции в фольклоре — все это откладывает свой отпечаток на фольклор и обусловливает известные особенности его изучения.

Огромную роль в поднятии общественного интереса к фольклору сыграло известное выступление А. М. Горького на I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934. А. М. Горький показал крупнейшее значение фольклора для понимания истории народов, истории их литератур и для развития советской литературы.

Основными центрами научной собирательской и исследовательской работы по фольклору были Москва и Ленинград. В Москве фольклористическая работа с 1923 по 1930 была сосредоточена в Фольклорной секции Государственной академии художественных наук, преобразованной в 1930 в Государственную академию искусствознания, а также с 1926 по 1930 в Фольклорной подсекции Института литературы и языка РАНИОН. Основными работниками этих организаций было совершено много экспедиций по собиранию разных видов фольклора как в деревнях, так и на фабриках и заводах.

Карачаевский народ народ в течение своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых, ярко выделяются духовные народные глубины - это неиссякаемый источник народной мудрости.

Все жанры фольклора – достоинство и ум народа. Эти источники питают сердце и ум ребёнка, своими целебными соками с первых шагов его жизни. Став носителем народных жанров, ребёнок будет свободно ориентироваться в разнообразном мире человеческих поступков, будет иметь определённый ориентир в поведении.

Нельзя охватить в одном сообщении все жанры фольклора, поэтому я решила показать воспитательную роль фольклора в пословицах и загадках. По содержанию пословицы делятся на две группы. В первую группу входят пословицы, которые непосредственно обращаются к человеку с советами или поучениями

Ко второй группе относятся пословицы, которые обращаются к человеку с намёками, для раскрытия их содержания надо подумать.

Не учи побоями, учи рассказывая

Годы твои долгими

Воспитательное значение этих пословиц велико. Они приучают к целеустремлённости, учат трудолюбию. Воспитание настоящего человека у любого этноса одинаково выражено в фольклоре. Требования к нравственному и трудовому воспитанию едины у всех народов. Ребёнок должен осмыслить и понять глубинный смысл пословиц, прежде чем использовать в речи. В русском фольклоре широко используются пословицы и поговорки.

По каждой пословице можно организовать и провести различные мероприятия с детьми, форма которых может быть различной.

Своеобразной умственной игрой, состязанием в сообразительности служит загадка. В древности загадка служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные познания, народная мудрость передавалась подрастающим поколениям. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, укрепляет в нём чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления.

Если обратиться к загадкам, как одному из звеньев развития логики, мышления ребёнка, который широко используется в семейном воспитании. В любой семье проводили время в играх с детьми, загадывали загадки для знакомства с предметами быта и явлений природы. При сравнении видим, как одинаково звучат многие загадки о каком – либо предмете на русском и хакасском языках.

Народная загадка по тематике богатая и отражает жизнь и деятельность человека, явления природы, повадки животных, признаки растений. Загадка заставляет думать, размышлять, искать закономерности, что влияет на развитие умственных способностей ребёнка. Воспитание младшего поколения происходит на накопленном мудрейшем житейском опыте народов, сохранившегося в устном народном творчестве.

Центральное место в устной поэзии занимает героический эпос «Нарты». По мнению учёных, нартский эпос зародился в недрах первобытнообщинного строя. Нартские богатыри, борющиеся за свободу нартского племени, наделены в эпосе физической силой, могучим духом, высокими моральными качествами: привязанностью к родной земле, верностью в дружбе.

В сказках нашли отражение реальный быт и нравы, отдельные исторические события. Фольклор в повседневной жизни народа призван, прежде всего, воспитывать, учить и по-своему выполнял это назначение не только образами богатырского или сказочного эпоса, но и разнообразными дидиктическими жанрами-нарт сёзле(букв.,слова нартов), пословицами и поговорками, элберле(загадками), алгъышами(благопожеланиями).

В нарт сёзле, пословицах и поговорках отразился многовековой опыт народа, его мудрость и наблюдательность, его неписанный моральный кодекс. Они говорят о любви к Родине, о мужестве, трудолюбии, тяге к знаниям, о миролюбии и непримиримости ко всякому злу, учат гостеприимству, дружелюбию, щедрости, клеймят человеческие пороки-предательство, трусость, лень, злоязычие, жадность и т.д.

Наиболее любимым и распространенным видом художественного творчества народа является песня во всех её разновидностях – трудовые, историко-героические, любовные, песни-плачи, песни-страдания, шуточные песни и др. В народной классификации все они объединяются под общим названием – джыр (песня). Трудовые песни являются наиболее ранними по своему возникновению. Из них до нас дошли немногие. Наибольший интерес представляет песня «Долай», которую пели при сбивании масла.В прошлом у карачаевцев, как и у других народов Кавказа, существенным источником жизни была охота. И в их языческом пантеоне почётное место занимало божество охоты Апсаты. Этому божеству посвящена песня-моление об удачной охоте «Апсатыны джыры». В бытовых песнях – любовных, колыбельных и других отразились различные стороны народной жизни. О взглядах на семью, любовь, человеческие взаимоотношения говорят такие песни, как «Акбийче и Рамазан», «Белая Батай». Они воспевают верность в любви, силу чувств.

Между фольклором и письменной литературой стоит творчество талантливых индивидуальных творцов, поэтов, таких как Касбот Кочкаров (Багъыр улу), Аппа Джанибеков, которые в своих песнях осуждали несправедливость, защищали интересы простого горца.

В конце XIX-начале XXв.в. из среды карачаевцев, получивших образование и тесно соприкасавшихся с прогрессивной русской культурой, выдвинулись деятели, которые внесли большой вклад в дело просвещения родного народа. Это первые учителя – Ильяс Байрамуков, Хызыр и Саид Халиловы, Тохтар Биджиев, Иммолат Хубиев.

Первая светская школа в Карачае была открыта в 1878 году в селении Учкулан, а через год и следующая – в селении Теберда. Строительство школ, содержание их и учителей осуществлялась на общественные средства. При Учкуланской школе был интернат, где жили ученики из соседних селений. Основными предметами в начальной школе были закон божий (Коран), русский язык (чтение с объяснением), чистописание, понятие о земле и краткий очерк географии России. Дети поступали, не зная русского языка, поэтому начинали с ознакомления с окружающими предметами, а во втором полугодии уже осваивали устную русскую речь. Со второго года обучения читать и писать по-русскии. В 1885году были открыты одноклассные школы в Карт-Джурте, Хурзуке, Маре и Джегуте, но они были переполнены: так велика была тяга к знаниям. И как результат, согласно переписи 1897 года, в Карачае было 535 грамотных.

Дореволюционные усилия первых карачаевских просветителей распространить грамоту среди родного народа, разработать карачаевскую письменность подготовили почву для осуществления этих замыслов в дальнейшем.

Их начинания не были забыты, когда возникли реальные возможности для развития карачаевской литературы. В 20-ые годы решалась задача развить прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительские учреждения на родном языке. В 30-ые годы, когда уже появились национальные кадры интеллигенции, работа активизируется.

В 1928 году арабский алфавит был заменен латинским (русская графика была введена, позже, в1938году). Тем самым был сделан значительный шаг в деле ликвидации неграмотности, упорядочения книгоиздательского дела на родном языке. К 1930 году все дети обучались на родном языке. Педтехникумы, педрабфак, затем учительский и педагогический институты готовят кадры карачаевской интеллигенции, группируют вокруг себя творческие силы.

Первые литературные опыты связаны с возникновением периодической печати. В газетах на русском языке «Горская беднота» (1922), «Горская жизнь» (1924), а потом на карачаевском языке «Таулу джашау» (1924), «Таулу джарлыла» (1928) публикуются стихи, фельетоны, рассказы, пьесы начинающих поэтов, прозаиков, драматургов –Иссы Каракотова, Абидат Боташевой, Азрета Уртенова, Даута Байкулова и др. вслед за газетами появляются книги на карачаево-балкарском языке – буквари, книги для чтения.

Использованная литература:

1.Преловский А.В. Фольклор славянских тюрков 19 века. М: Новый ключ: 2003

2.Мудрое слово. Сб. русских народных пословиц, поговорок и загадок./ Сост. Соколов Ю. М – Москва: Книжное издательство, 1976. – 128с.

4.Буслаев Ф. И., Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т. I—II, Петербург, 1861

6. Лобода А. М., Русский богатырский эпос, Киев, 1896

7.Тугов В.Б., Литература народов карачаево-черкесии, К-ЧГРКИ,1999.- С.99-182.

8. Горький М., Советская литература (Доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей), М., 1934.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 15.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области