Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Тема: Живое слово В.И. Даля
Автор: Шкуратова Татьяна Васильевна,
Муниципальное общеобразовательное автономное
учреждение «Основная общеобразовательная школа №58»,
учитель русского языка и литературы
г. Оренбург, 2021
Учитель: Шкуратова Татьяна Васильевна
Предмет: родной язык
Класс: 5
Тема урока: Живое слово В.И.Даля
Цели:
- формирование у обучающихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов;
- закрепление умения пользоваться толковым словарем, находить в нем необходимые сведения.
Задачи:
Предметные:
-познакомить с биографией В.И..Даля, историей создания Толкового словаря живого великорусского языка
-способствовать формированию умения самостоятельной работы со словарем
- воспитать уважение к народным традициям и культуре русского народа.
Метапредметные:
Регулятивные:
- выделять и формулировать познавательную цель, планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;
- оценивать собственную деятельность.
Познавательные:
- слушать вопросы учителя и отвечать на них;
- строить речевые высказывания;
- осуществлять поиск информации;
Коммуникативные:
- участвовать в совместной коллективной деятельности;
Личностные:
- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
- уважать культуру своего народа и других народов;
- проявлять творческую активность.
Оборудование:
Портрет В.И.Даля;
«Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля;
таблица с основными датами жизни и творчества В.И.Даля;
компьютер, проектор.
Структура и ход урока:
1. Организационная часть.
2. Объявление темы и цели урока.
3. Актуализация опорных знаний урока.
- Сообщения учащихся о жизни и творчестве В. Даля.
4.Работа по теме урока
1) Знакомство со «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля.
2) Работа с пословицами.
5. Физминутка.
6. Закрепление.
7. Рефлексия и оценивание.
8. Домашнее задание
Ход урока:
1. Организационная часть.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке родного языка.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно читать.
2. Объявление темы и цели урока.
- Ребята, часто ли вам приходится при выполнении домашнего задания обращаться к словарям?
- Какими словарями вы пользуетесь? (дети перечисляют различные словари, в том числе словарь В.И.Даля).
- Сегодня на уроке мы более тесно познакомимся с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля и узнаем, почему этот словарь так назван и почему слово у Даля – живое.
Итак, тема нашего урока: Живое слово В.И.Даля».
3 . Актуализация опорных знаний урока.
-В ноябре 2021 года будет отмечаться 220-летие со дня рождения учёного, врача, мореплавателя, сказочника, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка». Сегодня мы прикоснёмся к его жизни, творчеству, поработаем со словарём.
-Откроем тетради, запишем число и тему урока.
С биографией Владимира Ивановича Даля нас познакомят обучающиеся 5 класса.
Сообщение ученика 1.
Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в местечке Луганский завод, Екатеринославской губернии (отсюда взятый им псевдоним Казак Луганский), где отец его, датчанин, служил доктором. Мальчик получил домашнее воспитание, а когда ему исполнилось десять лет, был отдан в морской корпус и по окончании курса в 1819 году направился на службу в Черноморский флот, но вскоре перешел в Балтийский флот. В 1826 году оставил службу и поступил в Дерптский университет, на медицинский факультет, где учился вместе с Пироговым и Иноземцевым. Окончив университет со степенью доктора медицины, по случаю турецкой войны в 1829 году зачислился доктором в полк, участвовал в походах на Дунай и в Польше. Затем перешел на службу ординатором в Петербургский военный госпиталь, а через два года отправился в Оренбургский край, который хорошо изучил и впоследствии издал «Естественную историю Оренбургского края».
В 1839 году Даль занялся составлением «Толкового словаря живого великорусского языка» и посвящает себя научной деятельности.
Сообщение ученика 2.
В 1841 году Владимир Иванович снова поступил на службу при министерстве внутренних дел. С 1849 по 1859 год он управлял удельной конторой в Нижнем Новгороде, а затем окончательно оставил службу и поселился в Москве.
Наконец в 1861 году вышло его знаменитое сочинение «Пословицы русского народа», которое представляет истинную сокровищницу изречений, оборотов, словом разнообразного богатства русского языка. В 1862 году был напечатан и «Толковый словарь» (в 4-х частях), обессмертивший имя автора. Через два года им были изданы рассказы «Картины из русского быта», а в 1871 году вышло полное собрание его сочинений.
Сообщение ученика 3.
Сказки Даля, это не только народный фольклор, это еще труд талантливого писателя. С его легкой руки в литературу пришел русский язык простого народа.
Даль учил маленьких читателей родному языку, приобщал к народному творчеству, формировал нравственные чувства. Произведения Даля печатались в журналах «Детское чтение», «Семейные вечера», «Задушевное слово».
Для самых маленьких детей он выпустил два сборника: «Первая первинка полуграмотной внучке. Сказки, песенки, игры» и «Первинка другая. Внучке грамотейке с неграмотною братиею. Сказки, песенки, игры». Обе книжки были опубликованы в 1871 году и затем не раз переиздавались. Вам всем хорошо известны замечательные сказки В.И.Даля: «Старик Годовик», «Девочка Снегурочка», «Журавль и цапля», «Лисица – лапотница». Свои сказки Владимир Даль подписывал псевдонимом «Казак Луганский» (Казак – вольный человек, Луганский – по месту рождения)
(Выставка книг В.Даля. Показ книг.)
Сообщение ученика 4.
Владимира Даля с восторгом были встречены всеми лучшими русскими писателями того времени. Особенно радовался выходу этой книги Пушкин. Кстати, Александр Сергеевич и Владимир Иванович были очень дружны. Известен и тот факт, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже рукопись ее Пушкин подарил Владимиру Ивановичу с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому от сказочника Пушкина».
Но почему же Пушкин так хотел, чтобы яркая народная речь сказок Даля вошла и в разговорный язык? Дело в том, что большинство образованных русских людей в ту эпоху предпочитали общаться между собой по-французски или по-немецки. Русский же язык считался тогда грубым, и говорить на нем в высшем обществе не любили. Об этом и печалились Александр Сергеевич Пушкин и Владимир Иванович. Оба они, каждый по-своему, старались открыть русским людям всю красоту и очарование родной речи.
4. Работа по теме урока
Учитель:
- Ребята, смыслом жизни для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Владимир Иванович Даль собрал за свою жизнь 200000 слов.
Даль не просто записал, но еще и объяснял каждое слово, подыскивал другие, близкие ему по смыслу, приводил примеры из жизни.
У вас на столах лежит том словаря В.И.Даля. Давайте откроем его и рассмотрим, как же словарь построен.
- Ребята, какие особенности словаря В.И.Даля, после работы с ним, вы заметили?
1.Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок, служащих для пояснения смысла приводимых слов;
2. Словарь построен по алфавитно-гнездовому принципу;
3. Слова местного употребления, обозначены пометами (южное, тверское, камчатское, архангельское, западное и др.);
4. В основу словаря был положен живой народный язык;
5. Словарь охватывает лексику письменной и устной речи 19 века, а также термины различных профессий и ремёсел.
Учитель:
- В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. Выполним упражнение 1. На ваших рабочих листах начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.
(обсуждение учащимися значение пословиц)
Учитель:
-Ребята, поработаем в группах. Выполним упражнение 2.
- Даль, работая над словарём, записывал каждую пословицу на отдельной полоске бумаги (он называл их ремешками) дважды: одну как пример для пояснения слов в словаре, другую для сборника пословиц. В сборнике пословицы расположены по темам.
Каждой группе дам 10 полосок, распределите их по темам, приклеивая в нужное место.
Молодость - старость | Дружба | Работа - лень | Счастье - несчастье |
Пословицы.
Золотая пора – молодые года.
Незрел виноград – невкусен, а молодой человек – неискусен.
Молод годами, да стар умом.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
На полатях лежать – хлеба не видать.
Терпенье и труд всё перетрут.
Счастье на крылах, несчастье на костылях.
Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив.
Для друга семь вёрст не околица.
Без друга – сирота, с другом – семьянин.
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.
5. Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6. Закрепление.
Учитель:
- Давайте поработаем со словарем В.И.Даля. У вас на столах лежит том словаря и рабочий лист. Выполним упражнение №3. В упражнении указано слово, значение которого нужно найти в словаре и выбрать правильный вариант ответа
1. Когда можно гулюкаться? (играть в прятки)
а) утром, б) зимой; в ) в перерыве между учёбой.
2. Где находится распукалка? (цветочная почка)
а) на дереве; б) на человеке; в) на жуке.
3.Кто или что может раскурепаться? (расплакаться)
а) человек; б) мебель; в) яйцо.
4.После чего образуется каможка? (лужа)
а) после дождя; б) после общего собрания; в) после сна.
- Итак, проверим, что у вас получилось. (Ответы учащихся)
Учитель:
- К сожалению, мало кто из нас имеет дома такой замечательный словарь. Ребята, что же делать, если вдруг вам встретится слово, значение которого вам неизвестно, а словаря нет под рукой?
( Можно обратиться к электронной версии Толкового словаря В.И.Даля)
Учитель:
- В. И. Даль собирал и скороговорки. Попробуйте их произнести. ( Скороговорки на слайде)
Скороговорки:
Учитель:
- Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле. Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.
- Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.
Учитель: Обладая врождённым талантом и имея серьёзное образование, Владимир Иванович Даль был одним из авторитетнейших русских писателей. Природа наделила его чутким умом. Наблюдательность, знание быта, обычаев, нравов русского народа, четкий слог и живость изложения делают сочинения В.И.Даля историческими. Мы относимся к творчеству Даля, как к великому наследию.
7. Рефлексия и оценивание.
Учитель:
- Ну вот и подошел к концу наш урок. Завершая нашу работу, я прочту стихотворение М.Матусовского
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И так растет строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
(Михаил Матусовский)
Подведем итоги.
8. Домашнее задание.
- Домашнее задание будет следующим: вам нужно будет выписать 2-3 слова с пояснениями из словаря В.И.Даля и эти же слова из другого словаря и сравнить толкования слов.
(При подготовке домашнего задания можно воспользоваться электронной версией словаря)
Урок закончен. До свидания.