Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Словарный урок

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Тема: Живое слово В.И. Даля

Автор: Шкуратова Татьяна Васильевна,

Муниципальное общеобразовательное автономное

учреждение «Основная общеобразовательная школа №58»,

учитель русского языка и литературы

г. Оренбург, 2021

Учитель: Шкуратова Татьяна Васильевна

Предмет: родной язык

Класс: 5

Тема урока: Живое слово В.И.Даля

Цели:

- формирование у обучающихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов;

- закрепление умения пользоваться толковым словарем, находить в нем необходимые сведения.

Задачи:

Предметные:

-познакомить с биографией В.И..Даля, историей создания Толкового словаря живого великорусского языка

-способствовать формированию умения самостоятельной работы со словарем

- воспитать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Метапредметные:

Регулятивные:

- выделять и формулировать познавательную цель, планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

- оценивать собственную деятельность.

Познавательные:

- слушать вопросы учителя и отвечать на них;

- строить речевые высказывания;

- осуществлять поиск информации;

Коммуникативные:

- участвовать в совместной коллективной деятельности;

Личностные:

- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

- уважать культуру своего народа и других народов;

- проявлять творческую активность.

Оборудование:

Портрет В.И.Даля;

«Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля;

таблица с основными датами жизни и творчества В.И.Даля;

компьютер, проектор.

Структура и ход урока:

1. Организационная часть.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Актуализация опорных знаний урока.

- Сообщения учащихся о жизни и творчестве В. Даля.

4.Работа по теме урока

1) Знакомство со «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля.

2) Работа с пословицами.

5. Физминутка.

6. Закрепление.

7. Рефлексия и оценивание.

8. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационная часть.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке родного языка.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И внимательно читать.

2. Объявление темы и цели урока.

- Ребята, часто ли вам приходится при выполнении домашнего задания обращаться к словарям?

- Какими словарями вы пользуетесь? (дети перечисляют различные словари, в том числе словарь В.И.Даля).

- Сегодня на уроке мы более тесно познакомимся с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля и узнаем, почему этот словарь так назван и почему слово у Даля – живое.

Итак, тема нашего урока: Живое слово В.И.Даля».

3 . Актуализация опорных знаний урока.

-В ноябре 2021 года будет отмечаться 220-летие со дня рождения учёного, врача, мореплавателя, сказочника, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка». Сегодня мы прикоснёмся к его жизни, творчеству, поработаем со словарём.
-Откроем тетради, запишем число и тему урока.
С биографией Владимира Ивановича Даля нас познакомят обучающиеся 5 класса.

Сообщение ученика 1.

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в местечке Луганский завод, Екатеринославской губернии (отсюда взятый им псевдоним Казак Луганский), где отец его, датчанин, служил доктором. Мальчик получил домашнее воспитание, а когда ему исполнилось десять лет, был отдан в морской корпус и по окончании курса в 1819 году направился на службу в Черноморский флот, но вскоре перешел в Балтийский флот. В 1826 году оставил службу и поступил в Дерптский университет, на медицинский факультет, где учился вместе с Пироговым и Иноземцевым. Окончив университет со степенью доктора медицины, по случаю турецкой войны в 1829 году зачислился доктором в полк, участвовал в походах на Дунай и в Польше. Затем перешел на службу ординатором в Петербургский военный госпиталь, а через два года отправился в Оренбургский край, который хорошо изучил и впоследствии издал «Естественную историю Оренбургского края».

В 1839 году Даль занялся составлением «Толкового словаря живого великорусского языка» и посвящает себя научной деятельности.

Сообщение ученика 2.

В 1841 году Владимир Иванович снова поступил на службу при министерстве внутренних дел. С 1849 по 1859 год он управлял удельной конторой в Нижнем Новгороде, а затем окончательно оставил службу и поселился в Москве.

Наконец в 1861 году вышло его знаменитое сочинение «Пословицы русского народа», которое представляет истинную сокровищницу изречений, оборотов, словом разнообразного богатства русского языка. В 1862 году был напечатан и «Толковый словарь» (в 4-х частях), обессмертивший имя автора. Через два года им были изданы рассказы «Картины из русского быта», а в 1871 году вышло полное собрание его сочинений.

Сообщение ученика 3.

Сказки Даля, это не только народный фольклор, это еще труд талантливого писателя. С его легкой руки в литературу пришел русский язык простого народа.

Даль учил маленьких читателей родному языку, приобщал к народному творчеству, формировал нравственные чувства. Произведения Даля печатались в журналах «Детское чтение», «Семейные вечера», «Задушевное слово».
Для самых маленьких детей он выпустил два сборника: «Первая первинка полуграмотной внучке. Сказки, песенки, игры» и «Первинка другая. Внучке грамотейке с неграмотною братиею. Сказки, песенки, игры». Обе книжки были опубликованы в 1871 году и затем не раз переиздавались. Вам всем хорошо известны замечательные сказки В.И.Даля: «Старик Годовик», «Девочка Снегурочка», «Журавль и цапля», «Лисица – лапотница». Свои сказки Владимир Даль подписывал псевдонимом «Казак Луганский» (Казак – вольный человек, Луганский – по месту рождения)

(Выставка книг В.Даля. Показ книг.)

Сообщение ученика 4.

Владимира Даля с восторгом были встречены всеми лучшими русскими писателями того времени. Особенно радовался выходу этой книги Пушкин. Кстати, Александр Сергеевич и Владимир Иванович были очень дружны. Известен и тот факт, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже рукопись ее Пушкин подарил Владимиру Ивановичу с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому от сказочника Пушкина».

Но почему же Пушкин так хотел, чтобы яркая народная речь сказок Даля вошла и в разговорный язык? Дело в том, что большинство образованных русских людей в ту эпоху предпочитали общаться между собой по-французски или по-немецки. Русский же язык считался тогда грубым, и говорить на нем в высшем обществе не любили. Об этом и печалились Александр Сергеевич Пушкин и Владимир Иванович. Оба они, каждый по-своему, старались открыть русским людям всю красоту и очарование родной речи.

4. Работа по теме урока

Учитель:

- Ребята, смыслом жизни для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Владимир Иванович Даль собрал за свою жизнь 200000 слов.

Даль не просто записал, но еще и объяснял каждое слово, подыскивал другие, близкие ему по смыслу, приводил примеры из жизни.

У вас на столах лежит том словаря В.И.Даля. Давайте откроем его и рассмотрим, как же словарь построен.

- Ребята, какие особенности словаря В.И.Даля, после работы с ним, вы заметили? 

1.Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок, служащих для пояснения смысла приводимых слов;
2. Словарь построен по алфавитно-гнездовому принципу;
3. Слова местного употребления, обозначены пометами (южное, тверское, камчатское, архангельское, западное и др.);
4. В основу словаря был положен живой народный язык;
5. Словарь охватывает лексику письменной и устной речи 19 века, а также термины различных профессий и ремёсел.

Учитель:

- В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. Выполним упражнение 1. На ваших рабочих листах начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.

(обсуждение учащимися значение пословиц)

Учитель:

-Ребята, поработаем в группах. Выполним упражнение 2.

- Даль, работая над словарём, записывал каждую пословицу на отдельной полоске бумаги (он называл их ремешками) дважды: одну как пример для пояснения слов в словаре, другую для сборника пословиц. В сборнике пословицы расположены по темам.
Каждой группе дам 10 полосок, распределите их по темам, приклеивая в нужное место.

Молодость - старость

Дружба

Работа - лень

Счастье - несчастье


Пословицы.
Золотая пора – молодые года.
Незрел виноград – невкусен, а молодой человек – неискусен.
Молод годами, да стар умом.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
На полатях лежать – хлеба не видать.
Терпенье и труд всё перетрут.
Счастье на крылах, несчастье на костылях.
Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив.
Для друга семь вёрст не околица.
Без друга – сирота, с другом – семьянин.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

5. Физминутка.

 Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6. Закрепление.

Учитель:

- Давайте поработаем со словарем В.И.Даля. У вас на столах лежит том словаря и рабочий лист. Выполним упражнение №3. В упражнении указано слово, значение которого нужно найти в словаре и выбрать правильный вариант ответа

 1.  Когда можно гулюкаться? (играть в прятки)

а) утром,     б) зимой;     в ) в перерыве между учёбой.      

2. Где находится распукалка? (цветочная почка)    

а) на дереве;     б) на человеке;     в) на жуке.      

3.Кто или что может раскурепаться? (расплакаться)    

а) человек;     б) мебель;     в) яйцо.      

4.После чего образуется каможка? (лужа)     

а) после дождя;      б) после общего собрания;      в) после сна.

- Итак, проверим, что у вас получилось. (Ответы учащихся)

Учитель:

- К сожалению, мало кто из нас имеет дома такой замечательный словарь. Ребята, что же делать, если вдруг вам встретится слово, значение которого вам неизвестно, а словаря нет под рукой?

( Можно обратиться к электронной версии Толкового словаря В.И.Даля)

Учитель:

- В. И. Даль собирал и скороговорки. Попробуйте их произнести. ( Скороговорки на слайде)

Скороговорки:

Учитель:

- Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле. Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.

- Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.

Учитель: Обладая врождённым талантом и имея серьёзное образование, Владимир Иванович Даль был одним из авторитетнейших русских писателей. Природа наделила его чутким умом. Наблюдательность, знание быта, обычаев, нравов русского народа, четкий слог и живость изложения делают сочинения В.И.Даля историческими. Мы относимся к творчеству Даля, как к великому наследию.

7. Рефлексия и оценивание.

Учитель:

- Ну вот и подошел к концу наш урок. Завершая нашу работу, я прочту стихотворение М.Матусовского

То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так,  что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И так растет строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
(Михаил Матусовский)

Подведем итоги.

8. Домашнее задание.

- Домашнее задание будет следующим: вам нужно будет выписать 2-3 слова с пояснениями из словаря В.И.Даля и эти же слова из другого словаря и сравнить толкования слов.

(При подготовке домашнего задания можно воспользоваться электронной версией словаря)

Урок закончен. До свидания.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области