Игры В. В. Воскобовича в логопедической практике.
Подготовила учитель-логопед МАДОУ «Полазненский детский сад №2»
Артёмова С. М.
Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр. Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему.
Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Использование игр В. В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе привлекает:
На логопедических занятиях игры помогают развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение), мелкую моторику, речь, фонематические процессы, способствуют развитию пространственно-временных отношений и формированию словаря, развивают познавательный интерес, т.е. все те процессы, которые необходимы для полноценного и правильного развития навыков письма и чтения. Таким образом, игры помогают проводить профилактику дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте.
В своей работе я использую следующие игры и пособия: Конструктор букв, шнур-Грамотей («Ромашка», «Яблонька», «Снеговик»), шнур-Затейник, шнур-Малыш, Коврограф, Буквы в кармашках, Разноцветные липучки, Стрелочка (часть пособия «Ларчик»), кораблики «Брызг-брызг» и «Плюх-плюх», Игровизор, «Квадрат Воскобовича» и Складушки, Читайка на шариках.
«Конструктор букв»
Цель: развивает у ребенка память, внимание, восприятие, образное мышление, мелкую моторику рук, ориентировку на плоскости.
Задания: складывание буквы из деталей, трансформирование одной буквы в другую: «Буква сломалась» (какая буква получится, если добавить/убрать детали), найди деталь на ощупь, после складывания буквы можно попросить обвести детали на лист бумаги и раскрасить, ощупывание объемной буквы, можно попросить сложить букву по инструкции взрослого. Все эти задания помогут ребенку лучше запомнить ее графический образ.
«Шнур – грамотей»
Цель: Развивать мелкую моторику, координацию «глаз – рука». Закрепить навык буквенного анализа и синтеза слов, чтения. Совершенствовать память, способность ориентироваться на плоскости.
Используется несколько пособий: «Ромашка», «Яблонька», «Снеговик».
Задания:
- шнуровка
- составьте слова из 2 - 3 - 4 букв не используя звёздочку.
- составьте слова, используя звёздочку в начале слова, в середине, в конце.
- составьте имена.
- составьте родственные слова.
«Шнур – Малыш» и «шнур – Затейник»
- графические диктанты;
- узоры по образцу;
- продолжи узор;
- «вышивание» букв и слов
«Коврограф» и разноцветные шнурки-липучки
Используется для:
«Игровизор» С его помощью выполняются:
1. Графические диктанты:
2. Лабиринты.
3. Игра на развитие фонематических процессов – «Прочитай по первым буквам»
«Стрелочка»
Закрепляется на столе, вокруг нее раскладываются картинки. Вращаем стрелочку и называем картинку, на которую указывает стрелка (автоматизация звуков); раскладываем картинки по домикам: начало, середина, конец (определение места звука в слове – на развитие фонематического слуха); разделить все картинки на два домика (дифференциация звуков).
«Квадрат Воскобовича»
Детям читается загадка, отгадку выкладывают с помощью Квадрата. Предлагаются упражнения на лексико-грамматический строй речи:
- подбери признак;
- придумай предложения со словом;
- игры «Один-много», «Скажи ласково»
Кораблики «Плюх-плюх» и «Брызг-брызг»
С помощью этих пособий можно определить количество звуков в слове; произвести деление слова на слоги, показать количество слов в предложении. Также можно научить составлять распространенные предложения. (Например, каждое слово в предложении заменяем флажком. Каждое новое предложение увеличиваем на одно слово, и соответственно, каждый раз количество флажков увеличивается.)
Не менее интересной является игра «Складушки». "Складушки" – это игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. Рисунки, стихи, музыка иллюстрируют складовую систему обучения. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, поете песенки, которые ребенок помогает подпевать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их.
«Читайка на шариках» развивает:
Все эти игры способствуют развитию речи, интеллекта и мелкой моторики. В процессе игр расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, грамматический строй речи; ребёнок учится делать звуковой анализ, развивается связная речь.
Таким образом, используя развивающие игры Воскобовича В.В., можно добиться положительного результата в речевом развитии детей и обучении чтению.