"Чтение - это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя".
В. А. Сухомлинский
Важным фатором успеваемости является скорость чтения и задача родителей и учителей – помочь детям научиться быстро читать. Важно чтобы все дети научились хорошо читать и каждый учитель, заинтересован в том, чтобы научить детей выразительному правильному, беглому, осознанному чтению. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это совокупность процедур работы.
Это извлечение информации и его осмысление, его восприятие. Чтение – окошко, через него дети видят самого себя, познают окружающий его мир. Через чтение ребенок обучается воспитывается и развивается. Развитие навыков, умений чтения – важный вид речевой и умственной деятельности. Это сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер.
Ребенок учится читать в период обучения грамоте, если он читает целыми словами, выразительно, в коллективе класса он займет заметное место, так как верит в свои силы. Дети, которые овладевают чтением не в полной мере, теряет веру в свои силы, в коллективе класса находится в тени. Это мешает ребенку реализовать в школе свои способности. Скорость чтения самый важный фактор влияющий на успеваемость. Совершенствование навыка чтения необходимо, он должн носить систематический характер и реализовываться от класса к классу. При обучению чтения, дети проходят определенные этапы. Каждый этап отличается по психологическому содержанию:
1.Овладение звуко-буквенными обозначениями
Начальный этап овладения чтением это звуко-буквенные обозначения. На данной ступени здесь играет важную роль развитие как зрительной, так и слуховой памяти у детей. У детей зрительное запоминание развито хорошо. Ребенок быстро учится узнавать буквы и слуховое запоминание приводит к тому, что он быстрее и легче соотносит буквенные изображения со звуковыми выражениями.
2. Послоговое чтение
В чтении большую роль играет развитие аналитических и синтетических способностей. При этом у ребенка развиваются определенные психические процессы и функции. Переключение внимания оперативная память, увеличение поля зрения, развитие речи- относится к таким процессам.
3. Ступень синтетического чтения
Эта ступень характеризуется целостными приемами чтения: словами, группами слов. Здесь невозможно обойтись без развития вышеуказанных психических процессов. Главная задача – это понимание читаемого. Стимулирование навыка чтения способствует более высокая ступень развития как памяти, внимания, мышления и речи. Слабое развитие данных функций тормозит успешному формированию этого навыка.
Т.о. все эти ступени тесно взаимосвязаны: предшествующая готовит последующую ступень, а в предыдущей ступени накапливаются те элементы, которые обуславливают собой переход к последующей, более высокой стадии развития.
Для этого необходимо:
- правильно подбирать упражнения на активизацию внимания, способствующие развитию навыка беглого, выразительного и осознанного чтения;
- работать над развитием оперативной памяти, поля зрения;
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?
Тренировочные упражнения по формированию навыка чтения целыми словами:
Упражнение направленно на умение ровно распределять выдыхаемый воздух, чтобы он выходил одинаковыми порциями. Задули одну свечу, представляем- на руке три свечи. Делаем вдох и выдыхаем тремя порциями, задувая каждую свечу.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).
Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.
Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый.
Чтение слов с объяснением значения слов, чтение слов наоборот:
Ецнлос
Ансев
цясем
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7.Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
8. Летят три пичужки через три пусты избушки.
Наши глаза, когда мы читаем, находятся в одном из двух состояний- движения или остановки. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Ритм чтения зависит от поля зрения, от числа слов, воспринимаемых им во время остановки глаз. Делаем вывод: быстрее читать – значит «глядеть шире». Исследования показали, что для повышения скорости чтения нужно:
· Уменьшить число остановок глаз;
· Увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.
4. Развитие оперативной памяти.
Читать со скоростью 120 - 150 слов в минуту.
Артикуляционный аппарат человека приспособился к такому чтения за многие года, при такой скорости чтения достигается лучшее понимание текста.
Техника чтения задерживается когда плохо развита оперативная память. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов:
чтение предложений, коллективное уточнение и исправление сказанного, проговаривание индивидуально, хором;
повторная демонстрация набора на доске и запись текста.
Эта вид работы формирует на уроке «ситуацию успеха» и обеспечивает грамотность при записи предложений.
Важно соблюдать меру в объеме материала, начинаем с двух – трех предложений и доводим до четырех – пяти.
После чего используем задания повышенной сложности:
- запишите только второе и пятое предложения ;
- запись предложения в обратном порядке;
Это чтение, когда дети читают одновременно вполголоса в слух, при этом у каждого своя скорость чтения. Читая на каждом уроке по пять минут, можно добиться хороших результатов.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Мозг человека запоминает последние события дня и когда спит, находится под их впечатлением.
На начальной стадии овладения техникой чтения, не заставляем ребенка читать много. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца.
Когда ребёнок не любит читать, необходим режим щадящего чтения- чтение 1-2строки, после этого краткий отдых.
Заключение.
Очень важна помощь родителей при обучении детей. Когда родители проявляют интерес к содержанию прочитанного рассказа, при этом необходимо быть предельно снисходительным, доброжелательным, сдержанным, терпеливым.
Разнокалиберное чтение, эмоциональное чтение привлекает, удерживает внимание, развивает интерес к чтению.
На чтение на уроке уходит 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать! Быстрое, эмоциональное чтение восстанавливает внимание, мышление, память. С интересом читая, ребенок осмысливает прочитанное, заметно повышается беглость чтения, успеваемость.