Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Совершенствование навыка чтения у младших школьников.

Целью данной статьи является анализ совершенствования навыка чтения младших школьников. Задачи Рассмотреть чтение в начальных классах. Проанализировать практический комплекс приемов воспитания у детей навыков чтения. Провести отбор литературы по данной тематике.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

 "Чтение - это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя".

В. А. Сухомлинский

Важным фатором успеваемости является скорость чтения и задача родителей и учителей – помочь детям научиться быстро читать. Важно чтобы все дети научились хорошо читать и каждый учитель, заинтересован в том, чтобы научить детей выразительному правильному, беглому, осознанному чтению. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это совокупность процедур работы.

Это извлечение информации и его осмысление, его восприятие.  Чтение – окошко, через него дети видят самого себя, познают окружающий его мир. Через чтение ребенок обучается воспитывается и развивается. Развитие навыков, умений чтения – важный вид речевой и умственной деятельности. Это сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер.

Ребенок учится читать в период обучения грамоте, если он читает целыми словами, выразительно, в коллективе класса он займет заметное место, так как верит в свои силы. Дети, которые овладевают чтением не в полной мере, теряет веру в свои силы, в коллективе класса находится в тени. Это мешает ребенку реализовать в школе свои способности. Скорость чтения самый важный фактор влияющий на успеваемость. Совершенствование навыка чтения необходимо, он должн носить систематический характер и реализовываться от класса к классу. При обучению чтения, дети проходят определенные этапы. Каждый этап отличается по психологическому содержанию:

       1.Овладение звуко-буквенными обозначениями

Начальный этап овладения чтением это звуко-буквенные обозначения. На данной ступени здесь играет важную роль развитие как зрительной, так и слуховой памяти у детей. У детей зрительное запоминание развито хорошо. Ребенок быстро учится узнавать буквы и слуховое запоминание приводит к тому, что он быстрее и легче соотносит буквенные изображения со звуковыми выражениями.

      2. Послоговое чтение

В чтении большую роль играет развитие аналитических и синтетических способностей. При этом у ребенка развиваются определенные психические процессы и функции. Переключение внимания оперативная память, увеличение поля зрения, развитие речи- относится к таким процессам.

3. Ступень синтетического чтения

Эта ступень характеризуется целостными приемами чтения: словами, группами слов. Здесь невозможно обойтись без развития вышеуказанных психических процессов. Главная задача – это понимание читаемого. Стимулирование навыка чтения способствует более высокая ступень развития как памяти, внимания, мышления и речи. Слабое развитие данных функций тормозит успешному формированию этого навыка.

Т.о. все эти ступени тесно взаимосвязаны: предшествующая готовит последующую ступень, а в предыдущей ступени накапливаются те элементы, которые обуславливают собой переход к последующей, более высокой стадии развития.

Для этого необходимо:

- правильно подбирать упражнения на активизацию внимания, способствующие развитию навыка беглого, выразительного и осознанного чтения;

- работать над развитием оперативной памяти, поля зрения;

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.  

Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?             

Тренировочные упражнения по формированию навыка чтения целыми словами: 

Упражнение направленно на умение ровно распределять выдыхаемый воздух, чтобы он выходил одинаковыми порциями.  Задули одну свечу, представляем- на руке три свечи. Делаем вдох и выдыхаем тремя порциями, задувая каждую свечу.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.

Сенька с Санькой  вёз Соньку на санках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый.

Чтение слов с объяснением значения слов, чтение слов наоборот:

Ецнлос

Ансев

цясем

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7.Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

8. Летят три пичужки через три пусты избушки.

Наши глаза, когда мы читаем, находятся в одном из двух состояний- движения или остановки. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Ритм чтения зависит от поля зрения, от числа слов, воспринимаемых им во время остановки глаз. Делаем вывод: быстрее читать – значит «глядеть шире». Исследования показали, что для повышения скорости чтения нужно:

·   Уменьшить число остановок глаз;

·  Увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

4. Развитие оперативной памяти.

       Читать со скоростью 120 - 150 слов в минуту.

Артикуляционный аппарат человека приспособился к такому чтения за многие года, при такой скорости чтения достигается лучшее понимание текста.

Техника чтения задерживается когда плохо развита оперативная память. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов:

чтение предложений, коллективное уточнение и исправление сказанного, проговаривание индивидуально, хором;

повторная демонстрация набора на доске и запись текста.

Эта вид работы формирует на уроке «ситуацию успеха» и обеспечивает грамотность при записи предложений.

         Важно соблюдать меру в объеме материала, начинаем с двух – трех предложений и доводим до четырех – пяти.

         После чего используем задания повышенной сложности:

-  запишите только второе и пятое предложения ;

- запись предложения в обратном порядке;      

Это чтение, когда дети читают одновременно вполголоса в слух, при этом у каждого своя скорость чтения. Читая на каждом уроке по пять минут, можно добиться хороших результатов.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Мозг человека запоминает последние события дня и когда спит, находится под их впечатлением.

На начальной стадии овладения техникой чтения, не заставляем ребенка читать много. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца.

Когда ребёнок не любит читать, необходим режим щадящего чтения- чтение 1-2строки, после этого краткий отдых.

Заключение.

Очень важна помощь родителей при обучении детей. Когда родители проявляют интерес к содержанию прочитанного рассказа, при этом необходимо быть предельно снисходительным, доброжелательным, сдержанным, терпеливым.

Разнокалиберное чтение, эмоциональное чтение привлекает, удерживает внимание, развивает интерес к чтению.

На чтение на уроке уходит 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать! Быстрое, эмоциональное чтение восстанавливает внимание, мышление, память. С интересом читая, ребенок осмысливает прочитанное, заметно повышается беглость чтения, успеваемость.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области