Доклад
Тема. «Организация проектной деятельности на уроках биологии».
Архипов Н. Н., учитель биологии и химии
Цель проекта: Организация проектной деятельности на уроках биологии путем самообразования для активного включения в освоении новых способов ученической деятельности.
Задачи:
- Сформировать понятие об организации проектной технологии на уроках биологии;
- Раскрыть представление о проектных технологиях и использовании ИКТ на уроках биологии;
- Раскрыть область применения проектных технологий на уроках биологии
Актуальность:
В этой работе мы остановимся на особенностях проектного метода обучения, где информационно-коммуникационные технологии занимают приоритетное направление.
Как показывает практика, существует противоречие между огромными возможностями ИКТ и недостаточной готовностью учителя интегрировать их с другими педагогическими технологиями.
Для решения данного противоречия необходим отбор таких педагогических технологий, которые максимально могли использовать возможности ИКТ. И такой технологией является проектная, которая позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки, творческого развития и воспитания школьника. Проектная деятельность способствует формированию у учащихся компетенций:
– информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);
– социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);
– коммуникативных (общение, владение компьютером,, составление тезисов сообщений, докладов, выступлений).
Новизна проекта:
При организации проектных методов обучения важным является совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов реализации решения для достижения цели и осуществлению решения задач.
Организация проектной деятельности учащихся нашей школе направлена на учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Так как исследовательская проектная деятельность обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Учитель выполняет только функции управления и коррекции их деятельности. Школьники пытаются использовать полученные знания в учебном и на практике. Учитывая индивидуальные особенности учащегося, его успехи в изучении предметов, природные склонности, навыки самоконтроля и др. Учитель помогает выбирать на уроке тип и вид учебного задания, способ его выполнения, а также помогает регулировать объем выполняемой работы, которое позволяет значительно расширять свой опыт и развивать творческое мышление. Сформированности умения учиться, взаимодействия в группе, работать с разными источниками информации (автор А.Б. Воронцов).
В ходе работы мы выделили этапы работы над проектной деятельностью и его алгоритмы:
Этапы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовительный этап: | - Выбор темы, определение цели проекта, формулирование задач. | Обсуждают предмет с учителем, - распределяют в них обязанности - определяют конечный продукт работы | Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей. |
2. Основной этап: | - Сбор и анализа информации. - Определение источников информации. | - Организационно-консультационные занятия. - Промежуточные отчеты учащихся. | Предлагает идеи, высказывает предположения. |
3. Заключительный этап: | -Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. -Подготовка к публичной защите проекта | - Предзащита проекта (в классе) - Публичная защита проекта. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. |
Алгоритм создания проекта:
1. Формулируем проблему: информация об объекте
2. Сбор, обработки и передачи информации
3. Разрабатывается основополагающий вопрос проекта
4. Выдвигание гипотезы решения проблемы
5.Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
6. Ставим цель исследования
7. Планируем ход исследования
8. Составление плана исследования
9. Проводим исследование (самостоятельная работа)
10. Оформляем результаты исследования
Итоги исследования:
- Сообщение (информации, буклеты);
- рефераты и проекты
- доклады по теме
- Презентация проекта
В нашей школе на уроках биологии мы стараемся применять приемы проектных технологий и ИКТ, которые активизируют мыслительный процесс и поддерживают познавательный интерес учащихся. Данная технология также позволяет создать условия для успешной адаптации школьников к исследовательской работе, получения позитивного социального опыта, создавая тем самым условия для достижения результатов, предусмотренных новыми образовательными стандартами.
Среди наиболее удачных творческих названий проектов можно привести следующее:
Формулировка основополагающего вопроса/ проблемных вопросов | Тема проекта | Творческое название проекта |
Биология | ||
Где и как живут незаметные соседи и зачем они нужны? - Каков видовой состав различной фауны и птиц нашей школы? - Каковы особенности строения гнезда городской ласточки? - Каковы особенности питания ласточки? - Каковы сезонные особенности и суточной динамики движения ласточки? | Городские ласточки, которые гнездятся в школе | Наши соседи – городские ласточки |
- Почему необходимо изучать растительный мир? - Какие виды растений обитают на участке школы? - Каковы их отличия? - Сезонные изменения в жизни растений? - Выявление различных изменений в жизни растений | Исследование древесно-кустарниковых растений в территории школы | Исследование древесно-кустарниковых растений |
Якутск – экологически неблагоприятный город? - Так ли это? Почему? - Выгодно ли экологически ЭГП города? - Природа города: бедность или богатство? - Проблема ТБО: почему так грязно на улице? - Почва, воздух и вода. Друзья или враги? | ||
Якутск – экологически неблагоприятный город? - Так ли это? Почему? - Выгодно ли экологически ЭГП города? - Природа города: бедность или богатство? - Проблема ТБО: почему так грязно на улице? - Почва, воздух и вода. Друзья или враги? | Влияние современного человека на растительный мир | Наш город Якутск |
Как изменился облик растений в современных условиях? - Нужны ли первоцветы лесу? - Какие растения пострадали от человека? - Зачем нужна Красная книга? - Под влиянием каких факторов изменился облик природы? | Влияние современного человека на растительный мир | Охрана растений |
Результативность:
- Позволяет отойти от авторитарности;
- Он ориентирован на самую работу в сочетании с групповой организацией деятельности;
- Позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения;
- Внедрение компьютерных технологий
- Повышение качества обучения.
Признаки образовательной технологии:
Признаки: алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость обладают воспроизводимостью.
Заключение:
Проектная деятельность на уроках дает учащимся возможность общения друг с другом, слушать и слышать другого, обмениваться опытом и тем самым способствовать развитию каждого ребенка. Учащиеся активно участвуют в реализации проекта, стремятся к более глубокому познанию и развитию.
Чтобы понять значимую роль каждого учащегося в реализации проекта и наметить пути ликвидации проблем в организации проектной деятельности пользуюсь системой оценивания успешности учащихся с последующими выводами.
С помощью метода проектной деятельности возможно обучить учащихся: