«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием различных форм работы».
Воспитатель
МБДОУ «Аленушка»
Тарасова Е.В.
п. Солнечный
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.Сухомлинский.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев рук, например, известная всем «Сорока – Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Задолго для открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения к другому народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик», и другие.
А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»
(Н.А. Бернштейн).
Таким образом, актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием традиционных и нетрадиционных форм работы способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Актуальность и важность рассматриваемой проблемы определили выбор мною темы: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием различных форм работы».
Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности
Изучив психологические исследования по вопросу, педагогическую и специальную литературу, я пришла к выводу и выдвинула гипотезу: если целенаправленно в системе проводить с детьми упражнения по тренировке тонких движений пальцев рук, то повышается работоспособность головного мозга, общее развитие ребёнка и развитие речи.
Задачи:
1).Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую и нормативную
литературу по данной проблеме;
2).Выявить уровни развития речи младшего возраста;
3).Разработать цикл мероприятий для участников образовательного процесса;
4).Отследить результаты уровня развития: мелкой моторики пальцев рук детей и развития
речи;
5).Определить эффективность данной работы
Объект: развитие речи
Предмет: различные формы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Чтобы помочь им справиться с возникшими сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании речи.
Своевременное и полноценное овладенье речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её.
Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растёт мозг ребёнка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Что же происходит, когда ребёнок действует пальчиками?
1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3.Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет наиболее чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории.
7.В результате освоения упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.
Я работаю с детьми младшего возраста. В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребёнка общей и мелкой моторики. Рука ребёнка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Для определения уровня развития мелкой моторики у детей мною была проведена диагностика. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики и определены формы работы с детьми 2-3 лет:
*самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
*игры с пальчиками с речевым сопровождением;
*пальчиковая гимнастика (специальные упражнения, объединённые в комплекс);
*предметная деятельность: бумага, пластилин;
*игры: мозаика, конструкторы, шнуровки;
*кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;
*игровые упражнения: «котёнок кусается» (прищепки бельевые), забавные узелки (верёвка с узелками», «лыжники» (пробки от пластиковых бутылок);
рисуем пальчиками.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе мною была создана необходимая предметно-развивающая среда. Организуя среду и создавая условия для развития детей, прежде всего я думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить детей самые обычные предметы, старалась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать всё возможное для достижения свой цели.
Были приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики рук, большинство из которых сделаны самостоятельно, с помощью родителей. Каждый предмет в группе – развивающий. Я постаралась создать среду таким образом, что она определяет направленность детской деятельности и в то же время решает поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В младшем дошкольном возрасте выполняем с детьми простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, развиваем элементарные навыки самообслуживания: застёгивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, я создала в группе все условия для игровой деятельности. В группе оформлен уголок, где расположены машины – это «гараж» - любимое место для игр мальчиков. Кукольный уголок – для маленьких хозяек. Для наиболее эффективного развития мелкой моторики у детей в группе подобраны дидактические игры: «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Разноцветные баночки». Ребята с удовольствием играют в «Театр пальчиков», «Театр Петрушек». Куклы двигаются в такт музыки, поворачивают голову, кланяются. Таким образом, дети развивают умелость своих ручек, с желанием произнося монологи.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приёмов. В своей работе я использую накопленный опыт по данному направлению и основной принципы: от простого к сложному, доступности, научности, сотрудничества, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Подборку игр и упражнений, их интенсивность, качественный и количественный состав варьирую в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приёмы:
*систематичность проведения игр и упражнений;
последовательность (от простого к сложному);
*все игры и упражнения должны проводится по желанию ребёнка, на
положительном эмоциональном фоне. Любое достижение малыша должно быть
оценённым;
*если ребёнок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться
переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна
быть мера. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое также может
привести к негативизму
Для развития мелкой мускулатуры я использую в своей практике игры: на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами, фольклорные пальчиковые игры и т.д.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Мы её мяли, разглаживали, рвали, резали. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка,, конструирование). Это трудная и кропотливая работа, развивающая силу руки пальцев, нашла широкое применение в нашей группе.
Рисование играет особую роль. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика на каждом возрастном этапе. Овладевая рисованием, рука малыша становится умелой, легко и свободно управляемой, развивается зрительный контроль за движением руки. Сначала я знакомила детей с изобразительным материалом: пальчиковыми красками, гуашью. Первый цикл рисования включает две серии: рисование ладонями («Цветные ладошки») и рисование пальчиками (пальцеграфия). Вначале провожу индивидуальные игры – экспериментирования. Когда каждый ребенок овладеет техникой работы с краской, игры организую с двумя – тремя детьми. В ходе игр они воспроизводят разнообразные движения ладонью: пришлепывание, прихлопывание , размазывание.
Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинаю после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на пальчиках по листу бумаги.
Для родителей в раздевалке мною оформлен уголок, в котором имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Провожу родительские собрания и консультации на темы: «Рисование пальчиками: как и зачем?», «Вместо кисточки – ладошка», «Возможности пальчикового рисования».
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.