Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием различных форм работы».

Цель развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности Задачи 1.Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую и нормативную литературу по данной проблеме 2.Выявить уровни развития речи младшего возраста 3.Разработать цикл мероприятий для участников образовательного процесса 4.Отследить результаты уровня развития мелкой моторики пальцев рук детей и развития речи 5.Определить эффективность данной работы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием различных форм работы».

Воспитатель

МБДОУ «Аленушка»

Тарасова Е.В.

п. Солнечный
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.Сухомлинский.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев рук, например, известная всем «Сорока – Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Задолго для открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения к другому народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик», и другие.

А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»

(Н.А. Бернштейн).

Таким образом, актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием традиционных и нетрадиционных форм работы способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Актуальность и важность рассматриваемой проблемы определили выбор мною темы: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием различных форм работы».

Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности

Изучив психологические исследования по вопросу, педагогическую и специальную литературу, я пришла к выводу и выдвинула гипотезу: если целенаправленно в системе проводить с детьми упражнения по тренировке тонких движений пальцев рук, то повышается работоспособность головного мозга, общее развитие ребёнка и развитие речи.

Задачи:

1).Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую и нормативную

литературу по данной проблеме;

2).Выявить уровни развития речи младшего возраста;

3).Разработать цикл мероприятий для участников образовательного процесса;

4).Отследить результаты уровня развития: мелкой моторики пальцев рук детей и развития

речи;

5).Определить эффективность данной работы

Объект: развитие речи

Предмет: различные формы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Чтобы помочь им справиться с возникшими сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании речи.

Своевременное и полноценное овладенье речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её.

Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растёт мозг ребёнка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Что же происходит, когда ребёнок действует пальчиками?

1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3.Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет наиболее чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории.

7.В результате освоения упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.

Я работаю с детьми младшего возраста. В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребёнка общей и мелкой моторики. Рука ребёнка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Для определения уровня развития мелкой моторики у детей мною была проведена диагностика. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики и определены формы работы с детьми 2-3 лет:

*самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

*игры с пальчиками с речевым сопровождением;

*пальчиковая гимнастика (специальные упражнения, объединённые в комплекс);

*предметная деятельность: бумага, пластилин;

*игры: мозаика, конструкторы, шнуровки;

*кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;

*игровые упражнения: «котёнок кусается» (прищепки бельевые), забавные узелки (верёвка с узелками», «лыжники» (пробки от пластиковых бутылок);

рисуем пальчиками.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе мною была создана необходимая предметно-развивающая среда. Организуя среду и создавая условия для развития детей, прежде всего я думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить детей самые обычные предметы, старалась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать всё возможное для достижения свой цели.

Были приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики рук, большинство из которых сделаны самостоятельно, с помощью родителей. Каждый предмет в группе – развивающий. Я постаралась создать среду таким образом, что она определяет направленность детской деятельности и в то же время решает поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В младшем дошкольном возрасте выполняем с детьми простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, развиваем элементарные навыки самообслуживания: застёгивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, я создала в группе все условия для игровой деятельности. В группе оформлен уголок, где расположены машины – это «гараж» - любимое место для игр мальчиков. Кукольный уголок – для маленьких хозяек. Для наиболее эффективного развития мелкой моторики у детей в группе подобраны дидактические игры: «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Разноцветные баночки». Ребята с удовольствием играют в «Театр пальчиков», «Театр Петрушек». Куклы двигаются в такт музыки, поворачивают голову, кланяются. Таким образом, дети развивают умелость своих ручек, с желанием произнося монологи.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приёмов. В своей работе я использую накопленный опыт по данному направлению и основной принципы: от простого к сложному, доступности, научности, сотрудничества, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Подборку игр и упражнений, их интенсивность, качественный и количественный состав варьирую в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приёмы:

*систематичность проведения игр и упражнений;

последовательность (от простого к сложному);

*все игры и упражнения должны проводится по желанию ребёнка, на

положительном эмоциональном фоне. Любое достижение малыша должно быть

оценённым;

*если ребёнок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться

переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна

быть мера. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое также может

привести к негативизму

Для развития мелкой мускулатуры я использую в своей практике игры: на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами, фольклорные пальчиковые игры и т.д.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Мы её мяли, разглаживали, рвали, резали. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка,, конструирование). Это трудная и кропотливая работа, развивающая силу руки пальцев, нашла широкое применение в нашей группе.

Рисование играет особую роль. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика на каждом возрастном этапе. Овладевая рисованием, рука малыша становится умелой, легко и свободно управляемой, развивается зрительный контроль за движением руки. Сначала я знакомила детей с изобразительным материалом: пальчиковыми красками, гуашью. Первый цикл рисования включает две серии: рисование ладонями («Цветные ладошки») и рисование пальчиками (пальцеграфия). Вначале провожу индивидуальные игры – экспериментирования. Когда каждый ребенок овладеет техникой работы с краской, игры организую с двумя – тремя детьми. В ходе игр они воспроизводят разнообразные движения ладонью: пришлепывание, прихлопывание , размазывание.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинаю после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на пальчиках по листу бумаги.

Для родителей в раздевалке мною оформлен уголок, в котором имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Провожу родительские собрания и консультации на темы: «Рисование пальчиками: как и зачем?», «Вместо кисточки – ладошка», «Возможности пальчикового рисования».

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области